Хозяйство и быт Степной Скифии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Гуманитарная гимназия № 2
Историко –географическое
направление
Хозяйство и быт
Степной Скифии
Научно –исследовательская работа
ученика 11-А класса
гуманитарной гимназии №2
Сиротина Дмитрия
Николаев , 2001 г.
ПЛАН
I . ВСТУПЛЕНИЕ .
II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
1 .
Хозяйственная деятельность скифов :
а)
скотоводство ;
б)
земледелие ;
в)
домашнее производство ;
2 . Быт :
а) жилище
;
б) одежда
;
в) утварь
;
г) пища ;
III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
ВСТУПЛЕНИЕ
Одним из основных этапов развития украинского общества
является вопрос развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII
в. до н.э. в степях Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя
внимание более цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в
одной из книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и
народ великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они
жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,
выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас
опустились , скорбь объяла нас…
Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч
неприятель , ужас со всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего
Востока , скифы наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на
территории Украины крупное политическое объединение .
Когда персидский царь Дарий I
пошёл походом на Скифию , чтобы наказать скифов за их нападение на персидские
земли ,то он был поражён тем ,что скифы не покорились ему и не вступили с
персами в открытый бой ,а убегали от них ,опустошая свои собственные земли
.Тогда могучий Дарий послал гонца к скифскому королю Иданфирса ,через которого
передал предложение сдаться или вступить в открытый бой ,на что получил ответ
,что скифы не имеют ни городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были
защищать бы . Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это
отцовские могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те
могилы и пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти
могилы или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не
единственная черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами
,так как их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории
Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .
Один из курганов
скифов был раскопан на территории Корабельного района города Николаева в 80-е
годы .Скифы являются одним из кочевых племён , которые поселились на территории
Северного Причерноморья в период с VI-III века до нашей эры .Одной из причин поселения
скифов на территории Северного Причерноморья является благоприятная погода
этого региона . Природа степи способствовала развитию многих отраслей хозяйства
у скифов , например : земледелие ,скотоводство .
Вся политическая
власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским скифам».«Нас больше всех , и мы
лучше всех», -утверждали они .Все прочие скифские и нескифские племена Украины
платили день «царским скифам».В споре о том , «кто лучше всех» , «царские
скифы» прибегали к неотразимому аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой
и прекрасно дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином ,
скиф должен был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали
скальпы , из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше
золота и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .
Скифское общество
было обществом мужчин . Родословная велась по отцовской линии . Имущество
делилось между сыновьями . Многожёнство было нормой . Юных жён часто убивали
после смерти их мужа , чтобы положить в его в могилу .
До сих пор в
украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и роскошное
захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так что если
судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало заметное
социально –экономическое расслоение .
Кроме военного
грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник обогащения –торговля с
греческими колониями на Черномор-ском побережье . Именно скифы первыми стали
предлагать на рынок те товары украинской земли что на долгие века останутся для
неё традиционными ,-зерно , воск , мёд , меха , рабов . Взамен они получали
вина , ювелирные изделия и другие предметы роскоши , к которым быстро
пристрастились .
Видимо , из этого
же самого стремления к роскоши , к украшению жизни возникло и
высокооригинальное прикладное искусство скифов .
Декоративный
«скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву –животным . С
неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени , кони , львы
изящных скифских амфор .
Украина эпохи
скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической Средиземноморской
цивилизации . При посредничестве греческих колонистов Причерноморья скифы не
только вступили в контакт с Древней Элладой , но сумели по достоинству оценить
её . В то же время связи со Средиземноморским миром втягивали скифов и в его
конфликты .
Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт Степной
Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый уважающий себя
человек обязан знать историю своих предков –тех , кто положил начало
формированию его народной этничности , и хочу донести информацию о жизни скифов
до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения скифов были обнаружены на
территории Николаевщины –той части Украины , где я родился ; так что история
скифов тесно связана и с историей развития Николаевщины да и всего юга
украинских земель .
В
–третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной
деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в быту(жилище
, одежда , утварь, пища).
Основная часть
Хозяйство
Скифы
-наиболее яркие представители ранних евразийских номадов. Поэтому все
стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят отчетливый отпечаток
кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся вопросов экономики, по
отношению к которой хозяйство является подчиненным попятием .За
пределами работы также осталась проблема взаимодействия Степной Скифии
с античными центрами Северного Причерноморья ,в экономическую систему
которых входила экономика номадов . Из всех сторон хозяйства отображены
наиболее важные его составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.
Скотоводство
Главным
занятием скифского населения Степной Скифии долгое время было КОЧЕВОЕ
СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни городов , ни укреплений , но
все они , будучими стрелками , возят свои дома с собой , получая
пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов
основывалось на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом
стадных копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В
течении достаточно долгого времени , т.е. весь период скифской архаики ,
этот вид хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с
середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках степи
начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая , предполагающая
зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его твердыми кормами .
Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии - эти
два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую основу
политического объединения именуемого Великая Скифия.
Но вернемся к
кочевому скотоводству ,
определяющему
хозяйственно-культурный облик степи в период скифской архаики и
сохраняющему свое значение и в среднескифский период . Наиболее
благоприятные природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства
существовали в самой южной и средней природных подзонах степи
(территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой
областей) . В составе стада , определяемого по
остатку костей в погребениях и в насыпях курганов , преобладали
животные , способные к длительным перекочевкам - лошади
и овцы , в меньшей мере присутствует крупный рогатый
скот . Об экстерьере животных можно судить по
изображениям на предметах скифской торевтики - в первую очередь на
Пекторали из кургана Толстая Могила , что
на Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из
Братолюбовского кургана на Херсонщине (рис.1;3) .
Сведений об
организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая
особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и особенности
выпаса лошадей и овец ,
можно предположить , что
основная направленность сезонных перекочевок кочевников - от
водораздельных пастбищ весной и летом - в
долине рек , на подовые и пойменные пастбища осенью и зимой . Возможным
местом зимовки кочевников была пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен
(Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”. Именно
в этих районах по археологическим материалам прослеживается
возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в стационарные
поселения.
На рубеже V-VI
вв. до н.э. в экономике Степной Скифии происходят значительные
изменения . Некогда плодородные пастбища Северного
Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных и ряда
других негативных влияний человеческой деятель- ности ухудшаются .
Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на водоразделах . Это
закономерный процесс развития любого кочевого общества . Также
закономерности и поиски человеком лучших условий существования и
попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым
условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает
полукочевое скотоводство .
В стаде
полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый скот , меньше
становится лошадей и овец . По внешним признакам они мало чем
отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных материалах
поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней свиньи .
Кормовую базу
полукочевого скотоводства составляли пойменные пастбища , использование
которых не требовало длительных перекочевок . На левом берегу Днепра
выделяются три массива плавневых пастбищ -Великий
Лук , Малая и Большая Плавни , на правом
берегу - Базавлукские плавни .
Ближе к ним в
начале IV в. до н.э. и переселяется большинство степных скифов .
Здесь почти одновременно возникает более 100 поселений , селищ и
городищ степных скифов . Обычно они группировались вокруг городищ - укреплённого
поселения , защищённого земляным валом высотой более 2 м. Наиболее
изучённым является Каменское городище ,
расположенное на
левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская Запорожской обл . За валами
внутри территории городища располагалось несколько разновременных
посёлков . Переходящие к полукочевому образу жизни скифы
этим валом как бы отделялись от
других , закрепляя за собой
пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии 1-3 км
по берегам небольших балок и над поймой формируется округа городища ,
состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ , зимовок . В
систему Каменского городища входит также Лысогорское городище . В этой
системе оно играло особую роль , которая выражалась в
поставке всему региону твердых кормов , о чем свидетельствуют большие
зерновые ямы этого памятника . С памятниками оседлости Каменского
региона связаны обширные курганы могильники - Момай-гора
, Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др. могильники .
Особую группу
составляют скифские памятники о. Хортица , которые группируются вокруг
Савутинского городища , защищавшего единственный на Днепре брод . Оно
укреплено не только земляным валом , но и сырцово-деревянными
конструкциями на нём . Городище окружали поселения и селища , а также
безкурганные могильники .
Подобную
структуру имел правобережный регион оседлости с центральным Капуловским
городищем , посёлками и селищами вокруг него и курганами могильниками
типа Кутянского , Никопольского , Капуловского, группы Чертомлыка и др .
Таким образом
в Степной Скифии выделяются особые структуры -эколого-экономические
, состоящие из городища-центра , расположенного на пересечении торговых
путей , расселенческой зоны , в которой сосредоточены
неукреплённого поселения и селища , и зоны фильтрации
ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В
Степной Скифии таких районов пять : Каменский , Капуловский , Хортицкий ,
Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в Ольвийский
эколого-экономический район .
Оценивание в
целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта отрасль имеет главную
роль на каждом этапе развития хозяйства степных скифов .
Изменялись лишь формы её организации - если
в период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в
среднескифский период существуют две формы организации скотоводства-
кочевая и полукочевая .
Земледелие
Раскопки
поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на рубеже V-VI вв.
до н.э. тут формируется новая отрасль экономики Степной Скифии - земледелие
. Земледелие степных скифов не связано со способами обработки земли ,
применявшимися в Поднепровье в период поздней бронзы . Земледелие
скифов возникло из потребностей скифского кочевого хозяйства и было ориентировано
на производство твёрдых кормов ,
столь необходимых для
подкормки скота в зимнее время . По-видимому , к IV в. до н.э. пастбища
днепровской поймы перестали обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась
необходимость в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти
культуры преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора .
Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала причиной
сложения “скифского” степного земледелия . В видовом отношении среди
культурных растений преобладали засухоустойчивые : просо обыкновенное ,
ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба .
В обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены
жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни одного
плуга пока на
территории Степной
Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали . Через год-два участок
запускали в перелог , который использовался как пастбище . Приблизительно
через десять лет участок вновь обрабатівался .
Таким образом ,
земледелие степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную
роль в хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы
его производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в
кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере
земледелия в степи говорить не приходится. Этим
земледелие в степи по сути отличается от античной земледельческой
системы , ориентированном не только на внутренние потребности античных
центров Северного Причерноморья , но и на вывоз определённой части
хлеба в Грецию .
Домашнее производство
Все виды
домашнего производства степных скифов - деревообработка
, обработка камня , изготовление посуды , обработка
скотоводческого сырья , прядение и ткачество были полностью обеспечены
собственным сырьём . Зависимость от природных ресурсов обусловила
концентрацию основных видов домашнего производства степных скифов в
Поднепровье . Именно в пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для
деревообработки . Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клёна
, берёзы , тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины
степными скифами довольно сложны
- здесь
и рубка , и раскол ствола дерева при помощи клиньев , и лицовка
поверхности долотом , теслом , и гнутьё , и
долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов достигала
значительного уровня развития и находилась на стадии превращения в
ремесло .
Как и
обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в Степном
Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и
песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в раннем
железном веке оставался достаточно низким и это
производство не вышло за пределы домашнего .
Домашний
характер имели прядение и ткачество , появившееся в среде осёдлых
скифов в среднескифский период . Сырьём для этих видов
домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и , возможно , лён
. Геродот так описывает сырьё для прядения и ткачества у скифов : “
Растёт у них в стране конопля более всего напоминающая лён , от
которого отличается высотой и толщиной . Этими качествами конопля
немного превосходит лён . Она растёт и сама по себе , и посеянная . Из
неё скифы делают себе одежду , чрезвычайно похожую на льняную . Тот ,
кто не очень хорошо её знает , не различит - из
льна эта одежда или из конопли ; тот , кто вовсе не видал конопли ,
считает , что одежда льняная
.“ Обработка
скотоводческого сырья также осуществлялась в рамках домашнего
производства . Кочевники были умелыми косторезами . Об этом
свидетельствуют раскопки хозяйственного комплекса на Каменском городище ,
мастером которого изготовлялись костяные ручки к ножам и шильям , а
также сами ножи , костяные орудия для обработки кож . Сравнение материалов
этой мастерской с находками ножей с костяными ручками в погребениях
Степной Скифии позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная
на Каменском городище , снабжала своими изделиями всё Степное
Поднепровье .
Степные скифы
обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду , умели валять
войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в кургане Вишневая могила
) , делать верёвки из сухожилий лошадей , кожаную утварь из шкур ,
плетёные , крученые или шитые ремни для упряжи , т.е. почти всё
необходимое в скотоводческом хозяйстве производилось в нём же .
Основные виды
повседневной утвари также производились самими же скифами . К
среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы лепки посуды
. К этому времени в скифском быту утвердились наиболее
рациональные формы посуды , удобные при кочевом и полукочевом образе
жизни (в основном горшки средних размеров и небольшие миски ) , своя орнаментация
посуды . Т.е. , к началу среднескифского периода сформировался так
называемый степной скифский керамический комплекс . В основном эта
посуда для приготовления мясной и молочной пищи . Изготовление такой
посуды не было централизованным - каждая хозяйка могла вылепить
необходимое ей количество посуды и обжечь её на костре . Как видно
из описанного выше , у степных скифов ремесла как
такового не было . Ремесленные изделия , которые встречаются в скифских
памятниках , в большинстве случаев поступали сюда из Лесостепи или из
античных центров Северного Причерноморья .
Земледелие
появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV вв. до н.э. - в начале как
дополнительный компонент скотоводческой экономики
. Возникает оно из потребностей скотоводства - для расширения
кормовой базы последнего . Лишь в “позднескифское” время земледелие под
влиянием античности превращается в самостоятельную отрасль экономики
Нижнего Поднепровья .Земледелие степного региона на протяжении всего
периода существования Степной Скифии оставалось дополнительной отраслью
, ориентирован-ной на потребления внутри общества . О его товарности и
вывозе зерна за пределы Степной Скифии говорить не приходится .
Б ы т
С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт . Он
играет роль связующего звена между производственной (хозяйственной ) и
непроизводственной сферой жизни . В связи с этим изучение быта
представляет особый интерес . Кроме того , быт , точнее его основное
составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно полно
представлены археологически .
Ж и л и щ е
Одним из
основных элементов материальной культуры , отражающих приспособление
человека к условиям обитания , является его жилище . Подвижный образ
жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип
жилища отвечал не только требованиям окружающей среды , но и
техническому уровню эпохи , специфике местных строительных материалов .
Первому периоду
кочевания , когда кочевники не имеют определённой территории для
кочевания и передвигаются на значительные расстояния , присущи
единственный вид жилища - повозки с крытым верхом . Существование у
скифов таких передвижных жилищ фикси –
руется в первую
очередь письменными источниками . Гиппократ подробно сообщает о кибитках
скифов : “ Наименьшие бывают четырёхколёсные , а другие - шестиколёсные :
они не проницаемы для света ни для ветров . В эти повозки запрягают
по две или три пары безрогих волов . В таких помещаются женщины , а
мужчины ездят верхом на лошадях “ . Остатки повозок зафиксированы в 12
погребениях Степной Скифии . Таким образом , жилище кочевника - скифа
периода архаики реконструируется как один из вариантов кочевнического
крытого войлоком или шкурами шалаша на повозке .
Во второй половине
V-VI вв. до н.э. определяются пастбищные территории . В местах ,
наиболее пригодных для зимнего выпаса скота возникают зимовья . По -
прежнему основным видом жилища является повозка , плетеный верх которой
снимается и превращается в наземное жилище .
В расположении
входов в жилище Каменского и Лысогорского городища проявляется одна
общая закономерность . Большинство остатков дверных проёмов располагается
в южных или юго - западных , западных стенах раскопанных жилищ . В
соответствии с этнографическими данными , например , по кочевым казахам ,
входы в жилище на зимовниках располагались с подветренной стороны . В
холодное время года в Поднепровье преобладают восточные и северо -
восточные ветры . Сопоставляя “ розу ветров “ в холодную пору года и
планы строительных остатков , можно заметить , что скифы также
располагали входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища
строились самими скифами - специальных знаний для возведения столь простых
сооружений не требовалось .
Сведения об интерьере
жилищ довольно скудны . Края полуземлянок могли использоваться как
круговые скамейки или лежанки . Земляная скамейка или лежанка ,
расположенная в торцевой части одной из полуземлянок городища Лысая
Гора имела высоту 0,40 м . , в ширину 0,50 м . Подобное сооружение
прослежено в землянке на поселение Первомаевка .
В жилищах
Каменского городища и на Лысой Горе выявлены остатки очагов . Для жилых
помещений городища Лысая Гора характерны открытые очаги открытой формы
. Очаг одной из полуземлянок был обложен поставленными на ребро
небольшими камнями . Изнутри они обмазаны глиной , которая была прожжена
на 2-3 см.
Для освещения
жилищ использовались глиняные светильники . Один из них найден в
полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен из лепного горшка
с отбитым горлом и имел на стенках сквозные отверстия для
подвешивания . На внутренней поверхности сосуда - толстый слой нагара . В
качестве светильника использовались иногда лепные чашечки , подобные
находкам из материалов поселений у с. Нико - лаевка .
О д е ж д а
Раскопки
скифских погребений , как богатых , так и бедных , немногочисленные
изображения скифов на предметах торевтики позволяют реконструировать их
одежду . Изображения на куль–обском, воронежском , гайманском сосудах , на
“шлеме” из Передериевой Могилы позволяют представить внешний облик
скифа - воина . Остроконечные кожаные башлыки закрывали голову . Кожаные
безрукавки со свисающими острыми концами пол , застеганные влево и
опущенные мехом надевались поверх рубах с длинными рукавами . Верхней
одеждой были плащи из кожи иногда даже человечьей : “ Многие из них делают из содранной
кожи верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их , словно овчины ” . Длинные кожаные штаны напоминающие
шаровары и мягкая обувь без каблука (или скифики ) завершали мужской
костюм .
Женскую одежду
восстановить труднее , так как изображения женщин немногочисленны .
Основным источником для восстановления женского костюма остаются
женские погребения . По положению бляшек в районе головы можно
восстановить головной убор - в виде кокошника или конуса , обшитого
золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки - стленгиды , метапиды
. Основу одежды составляло платье - рубашка с длинными рукавами , поверх
которого одевался плащ без рукавов , обшитый золотыми бляшками . Серьги ,
ожерелья , гривны и перстни из золота , серебра и бронзы , стеклянные
или пастовые бусы , многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4)
дополняли одежду любой скифянки . Л.С. Клочко провёл реконструкцию
скифского женского костюма , что показано на
рисунке 3 .
У т в а р ь
Утварь степных
скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей
и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на группы по
признакам функционально - бытового предназначения , по материалам и
техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда ,
разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная , металлическая
. Прослеживается деление по функциональному назначению - на столовую ,
кухонную или тару .
Анализ
инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал результаты
, показывающие особенности быта различных слоёв насе – ления
. Причём , такое социальное
расслоение в быту по погребениям раннескифского периода не
прослеживается . Замечено , что в наиболее богатых погребениях скифской
знати сооружались специальные помещения - так
называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые запасы
погребённого .
При анализе
инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе утвари наиболее
богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее богатых погребений
хранились : посуда для варки ( котёл , котелок , железные крючки для
мяса и щипцы ) и потребления ( блюда ,
подносы ) мяса или
бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками ) . Отдельный блок
составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак , ситечко , килик ,
кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные сосуды , металлические или
деревянные открытые сосуды ) .
Прослежены
некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш в погребальном
комплексе . Ниши с пищей располагались в области головы погребённого ,
в то время как отсеки или отдельные ниши с набором утвари для
питья располагались в ногах (Двугорбая Могила ) . Крайне редко
хозяйственные ниши сооружались в дромосах. Сооружение
хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для
погребений царского ранга или высшей скифской знати .
Менее богатые
могли позволить себе простой набор инвентаря - лепная керамика ,
деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и греческая посуда для
вина . Амфоры в таких курганах чаще всего происходят из материалов
тризны .
Типичный
набор утвари рядовых погребений среднескифского периода - лепной горшок
и деревянное блюдо или поднос с частью туши барана или коровы с
одним - двумя железными ножами .
В наборе
утвари как из погребений , так и из материалов памятников оседлости ,
наиболее многочисленная группа лепной посуды . Коллекция посуды ,
изготовленной без применения гончарного круга из поселений
среднескифского времени более многочисленна , но менее разнообразна , по
сравнению с керамическим комплексом архаического периода . В погребениях
IV в. до н.э. количество посуды, вылепленной вручную уступает
лишь амфорной таре , а в материалах памятников оседлости (
за исключением Каменского городища ) оно чуть больше или равно
количеству амфор .
Именно в IV в.
до. н.э. , с переходом к оседлости , скифские женщины научились лепить
посуду . В этот период появляется свой , чисто скифский набор лепной
керамики - горшки особых форм и миски .Они преобладают в материалах
памятников IV в. до н.э. Горшки разнообразны - с короткой
дуговидной в разрезе шейкой , с горлом , отогнутым в виде раструба , с
прямым горлом , с резко отогнутым венчиком и почти цилиндрической
шейкой , больших размеров ( рис. 5 ; 3,10,5,11 ) . Мисок немного , в
основном это посуда с загнутым внутрь венчиком и в форме
перевёрнутого усечённого конуса .
Основные мотивы
орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-ногтевые вдавления ,
косые насечки по краям венчика , отпечатки штампа или косые насечки в основании
шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) . В среднескифский период почти полностью
исчезает рельефный орнамент , крайне редко встречается прочерченный ( рис.
5 ; 11 ) .
Скифянки
научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих гончарных
- так появились лепные подражания античным формам ( рис. 5 ;6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях .
Эти находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного
производства на формирование скифского керамического комплекса .
Количество
лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских культур , по
сравнению с периодом архаики заметно сокращается . Группа состоит из
горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных сосудов и мисок двух типов
. Для посуды фракийского облика характерен рельефный орнамент и
тщательная обработка внешней поверхности - заглаженная или заложенная
поверхность .
В IV в.
до н.э. на территории Степной Скифии появляются первые сосуды меото-сарматского
облика . Они более характерны для керамики Елизаветовского городища .
Два горшка , имеющие анологии в керамике сарматских памятников найдены
в скифских погребениях Крыма .
Картографирование курганов IV в. до н.э. , в которых была найдена
лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию вблизи
Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких сосудов в
таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка , Вольная Украина ,
Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “ открытой”
степи ( Носаки
, Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозёрка ) , дают
единичные экземпляры лепных сосудов .
Соотношение
основных разных в технологическом отношении групп керамики (амфоры ,
столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная, лепная ) показывает
различные уровни экономического развития регионов Степной Скифии .
Основная масса античной посуды
поступала в Степное
Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало в
Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной посудой
в меньшем количестве . Причём , основная масса античного импорта оседала
в Поднепровье , в Левобережье .
В памятниках
среднескифского периода греческая гончарная посуда становится
господствующей в группе столовой керамики , почти полностью вытесняет
лепную столовую посуду . Так количество чернолаковой керамики в
погребениях IV в. до н.э. увеличивается по сравнению с
предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество простой гончарной -
почти в 9 раз .
Набор амфор из
скифских погребений мало чем отличается от амфорной тары хорошо
изучённой по материалам античных памятников Северного Причерноморья .
Амфоры чаще всего встречаются в скифских погребениях Поднестровья и
Степного Крыма. В погребениях Крыма амфора в ногах погребённого или в
насыпи кургана - почти обязательная деталь погребального комплекса (
коллекция гончарной керамики из Акташского могильника ) . Меньше чем в
Поднестровье или в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор
найдено в погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами
на Правобережье и Левобережье Днепра .
Амфорной тарой
поселений Степной Скифии представлены все основные центры виноделия
Греции . В первой половине IV в. до н.э. преобладали продукты ,
вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре . В слоях второй половины
IV в до н.э. чаще встречаются фрагменты синопских и
херсонесских амфор . В материалах Каменского городища много фрагментов
амфор боснорского производства .
Часть амфорной
тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые амфоры появляются на
Каменском городище - амфоры с о. Фасос . Фрагменты амфор с фасосскими
клеймами найдены в поселениях Маячка , Великая Знаменка и Высшетарасовка
. Амфоры с гераклийским клеймением встречаются на Каменском и
Лысогорском городищах , на поселении Князь-Григорьевка . Группа амфор с
синопскими клеймами наиболее многочисленна . Синопские клейма
зафиксированы на амфорах Каменского и Капуловского городищ и Волошского
поселения . Крайне редко встречаются амфоры с херсонесскими клеймами .
Они найдены лишь на Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском
городище найдено много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В
целом коллекция фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том ,
что основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и
Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет , позднее -
Синопа и Херсонес .
Иногда на стенках
сосудов из памятников Степной Скифии встречаются граффити . Так , на
горле амфоры из Каменского городища была процарапана большая “А” . На
горле лепного сосуда из материалов Каменского городища процарапаны
знаки , напоминающие магические .
Тара из Греции
очень ценилась обитателями скифских поселений . Многие амфоры имеют
следы ремонта ( просверленные в стенках отверстия , через которые
“сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты амфор , которые нельзя было
отремонтировать использовались вторично как инструменты -чаще всего
-терочники или лощила для обработки кож .
Посуда для
питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в скифской среде )
представленабольшой группой чернолаковой керамики . Широкие
возможности импортанарядной греческой посуды затормозил производство
обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной керамики
.Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье . Количество
погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в Степном Крыму и в
Поднепровье и в Побужье .
Чернолаковая
керамика представлена в основном сосудами для вина. Замечено что в
конце V - первой половине IV вв. до н.э. в
Степное Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть
позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй -
третьей половины IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и солонки (
рис.6 ; 4 ) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис.6 ; 1,7 ) . В
материалах памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики
встречаются крайне редко .
Со второй
половины IV в. до н.э. в степных скифских погребениях
появляются простая гончарная керамика - серо- и красноглиняная
.Чаще всего посуды этой группы встречаются в памятниках Поднестровья
и Степного Крыма . Стабильно невысокий процент погребений с простой
гончарной керамикой в Поднепровье и в Побужье . Это сосуды для вина
или для воды - сероглиняные кувшины ( рис.5 ; 9 ) .
Красноглиняные
сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины - найдены в слоях
городища Лысая Гора , Первомайского поселения и поселения Чернеча ,
много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок найдено на Каменском
городище . Эти сосуды могут быть отнесены к продукции Ольвии , где они
распространены начиная с периода архаики до первых веков н.э.
Деревянная
утварь играет большую роль в обработке и потреблении молочных
продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери - ческие чаши -
для молока или бульона (рис.5 ; 7) . Их количество в погребениях
среднескифского периода по сравнению с захоронениями более раннего
времени заметно уменьшается . Количество же деревянных блюд или
подносов в погребениях среднескифского времени увеличивается
приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде скреплённых деревянных
дощечек со слегка загнутыми бортами ( рис.6 ; 9 ) или блюда с высокими
бортиками и выступающими бортиками по бокам , подобные блюда из
Трехбратнего кургана в Крыму ( рис.5 ;2 ) . Они использовались в
качестве сосудов для готового вареного мяса .
Металлическая
утварь . Коллекция сосудов ,
изготовленных из металла ( бронзы , серебра , железа ) из погребений
среднескифского периода немногочисленна . В основном это бронзовые котлы
. Большинство происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы
литые , отличаются большими размерами (рис.6 ; 4 ) , их объёмы нередко
достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются ( котёл из
Черномлыка ) . По-видимому , это сосуды лесостепного производства .
Для питья вина
, кроме чернолаковых сосудов использовались серебряные кубки , чаши ,
килики , ритоны и т.п. - т.е. парадная посуда . Их коллекция не
многочисленна . Чаще всего встречаются серебряные или бронзовые килики
на невысокой ножке с фигурными , возвышающимися над венчиками сосудов
ручками ( рис. 5 ; 10,11 ) . Формы античных и фракийских фиал повторяют
серебряные чаши из Солохи , из кургана у села Владимировка .
Редкая находка
в степных скифских погребениях - приспособление для разлива вина - киафы
- железные или бронзовые чашечки на длинной ручке , которая иногда
заканчивается лебединой головкой ( рис. 5 ; 8 ) . Иногда встречаются
полусферические ковши с прикреплённой через втулку деревянной или
металлической ручкой . Последние , правда , могли использоваться и для
разлива бульона . В курганах , расположенных ближе к античным центрам
(чаще всего Побужье ) встречаются бронзовые ситечки для процеживания
вина - неглубокие широко открытые чашечки с короткими фигурными или
плоскими ручками , иногда также украшенными птичьими головками ( рис.5 ; 6
)
Изучение всех
видов утвари из погребений и материалов поселений среднескифского
периода позволяет получить представление не только о материальной
культуре степных скифов , но и о системе питания этого народа .
П и щ а
Система питания
один из наиболее консервативных элементов быта и только по некоторым
деталям можно судить о её изменениях . В питании степных скифов
присутствовала мясная , молочная и растительная пища . В рационе степных
скифов преобладало мясо - костные остатки животных найдены в каждом
третьем погребении Степной Скифии IV в. до н.э. Встречались кости лошадей ,
овец и крупного рогатого скота , редко - кости птиц .
При анализе
системы питания замечены некоторые социальные особенности потребителей .
В отличии от рядовых могил , в напутственной пище из богатых погребений
(Мелитопольский , Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова
Могила , Малая Цимбалка , Толстая Могила )отсутствует мясо крупного
рогатого скота- т.е. любимой , а может быть канонизированной пищей
кочевника остаётся конина .
О преобладании
в рационе знатных скифов мясной пищи и пренебрежение ими растительной
пищи свидетельствуют некоторые данные антропологии , в частности -
патологические наросты на костях позвоночника .
В костных
кухонных остатках из материалов поселений и городищ преобладают кости
крупного рогатого скота . Основной способ приготовления мяса - его варка
. Геродот пишет ; “ Так как скифская земля совершенно безлесна
, то для варки мяса придумано у них следующее : как только они
cдерут шкуру с жертвенного животного ,
Они очищают кости
от мяса и затем кладут мясо в котлы ( если
они
у них окажутся ) местной выделки , похожие больше всего на лесбосские
кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в них мясо ,
варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных . Если же у них
под рукой нет котла , они кладут всё мясо в желудки жертвенных
животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости горят прекрасно ,
а желудки легко
вмещают мясо , очищенное от костей . И таким образом бык варит сам себя
, и остальные жертвенные животные – каждое варит само себя .”
Новой
составляющей системы питания степняков , перешедших к полуоседлому
способу ведения хозяйства становится мясо свиньи . Кости этих
домашних животных зафиксированы практически на всех поселениях
Приднепровья .
Основная утварь
для приготовления мяса - котлы и ленные горшки больших размеров . Для
извлечения из котлов мяса использовались щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и крюки ,
для разделки - железные ножи с костяными или деревянными ручками . Эта
утварь встречается как в
хозяйственных нишах
богатых погребений , так и в погребениях рядовых скифов .
При разделки
мяса скифы , подобно другим кочевым народам соблюдали определённые
правила . Например , в качестве напутственной пищи погребённому обычно
клали грудинку с отсечёнными костями позвоночника или мясо передних
конечностей .
У большинства
кочевников соблюдался сезонный ритм питания . Мясная пища преобладала
осенью , когда перед зимовкой забивались слабые и старые животные ,и
зимой,
когда мясо долго
хранится . В дневном рационе тяжёлая мясная пища употреблялась вечером
после трудового дня .
Сезонный
характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам растительной пищи
. Археологические данные позволяют определить видовой состав зерновых культур
.
В составе
зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо известные
скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из толчёного зерна .
Подсушенное на солнце зерно растирали на зернотёрках (рис. 6 ;1 ) . Толченое
зерно варилось в небольшом количестве молока и воды .
Вопрос об
употреблении степными скифами хлеба остаётся открытым . Они несомненно
знали выпечку хлеба из пресного теста . Но отсутствие в материальной
культуре жерновов позволяет нам высказать предположение , что до
состояния муки зерно скифы не размалывали и мучные продукты в
рационе степняков ещё не появились .
В целом
растительная пища не отличалась разнообразием , но потребности человека
в белках растительного происхождения , углеводах , минеральных веществах
и витаминах обеспечивала .
Растительная
пища кочевника , доставляемая путём собирательства, чрезвычайно бедна :
щавель , полевой лук , чеснок .
Широкое распространение
у скифов получило вино греческого производства , чему
способствовали не только широкие возможности греческого импорта , но и
знакомство скифов с алкогольными напитками типа молочной водки араки
или кумыса . Молочные водки боле крепки , чем виноградное вино , которое
скифы сразу стали пить неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили
греков . Спартанцы желая выпить по-крепче, говорили - “Налей по-скифски “ .
Молочная пища
. Молоко - универсальный продукт
, который можно употреблять в его естественном виде . Античные авторы
преувеличивали роль кобыльего молока в рационе кочевника . По удойности
, пищевой ценности , количеству вторичных продуктов кобылье молоко
значительно уступало овечьему ( в частности , по калорийности вдвое , а
по жирности - втрое ) . Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа
бислага или арула у монголов , курата у киргизов . Сухой сыр ,
хранившейся века , найден в одном из алтайских курганов скифского
времени .
Хотя кобылье
молоко по ряду качеств уступает другим видам молока, оно не заменимо
при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке , богатом сахаром и бедном
жирами , за счёт специфической микрофлоры с особой лёгкостью протекают
процессы брожения , в результате которых получается напиток , обладающий
высокой калорийностью , повышенным содержанием витаминов , высокими
вкусовыми качествами . Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном
сосуде и затем , путём многолетнего отбора была получена закваска
необходимого качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду
коровьего молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков ,
превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.
Кроме того
кумыс содержит алкоголь ( до 2,5 % ) , что повышает его вкусовые
качества по сравнению с другими молочными продуктами .
Лишь в
условиях осёдлой жизни стал возможен обычай потребления коровьего
молока . В среднескифский
период он находился на стадии внедрения . Широкое использование
коровьего молока для питания человека стало боле реальным лишь
благодаря улучшению пород крупного рогатого скота , при котором человек
добился развития способность давать молоко в количествах , намного
превышающих потребности для вскармливания молодняка .
Оценивая в
целом систему питания степных скифов , отметим некоторые его особенности
: выдвижение на первое место потребления мяса крупного рогатого скота ,
появление в мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и увеличение
доли зернового компонента в питании степняков .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение
хозяйства и быта степных скифов позволило заметить , что изменения в
хозяйстве степных скифов связаны с изменением природных ресурсов ,
которое чаще всего происходит под антропогенным явлением .
Основной
отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства , которое
существовало в двух формах - в виде кочевого (весь период развития
Степной Скифии )и полукочевого ( с конца V до III
вв. до н.э. ) . Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики
Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только своё собственное
население , и что о товарном характере скотоводства Степной Скифии
говорить не приходится . Таким образом , земледелие степных скифов в IV
в. до н.э. играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и
было подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь
минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его
вывозе или о товарном характере земледелия в степи говорить не
приходится .
Изучение непищевой сферы экономики показало её развитие в виде
домашних промыслов, ориентированных на потребности лишь скифского
общества . Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих
приспособление человека к условиям
обитания
, является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор
лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал не только
требованиям окружающей среды , но и техническому уровню эпохи ,
специфике местных строительных материалов . Утварь степных скифов бедна
и набор её подчинён образу жизни и быта её создателей и потребителей
. Предметы домашнего обихода разделяют на группы по признакам
функционально - бытового предназначения , по материалам и техники
изготовления . Наиболее многочисленная посуда
, разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная ,
металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению - на
столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом систему питания степных
скифов , отметим некоторые его особенности : выдвижение на первое место
потребления мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище
свинины ; знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в
питании степняков . Ни о каком развитие ремёсел ( если считать ремесло
, специализированном производством , оторванным от земледелия и
скотоводства и ориентированном на выпуске товара ) , в скифском
обществе говорить не приходится .
Список используемой
литературы :
2.
Клюминцев В.Н. «Поселение
земледельцев и скотоводцев позднего бронзового века . Гранитно –степное
Побужье»
3.
Ахматова М.И. «Киммерийцы
и скифы»
4.
Ильинская В.А. и
Тероножкин А.И. «Скифия VII-IV вв. до н.э.»
5.
Рыбаков Б.А. «Геродотова
Скифия»
6.
Смирнов А.П. «Скифы»
7.
Бунятин Е.П. «Древнейшие
скотоводы украинских степей»
8.
Мурзин В.Ю. «история скифов»
9.
Флалко Е.Е. «Искусство
скифов»