Формирование экономического развития Японии
Глава I
Реформы
американской оккупационной администрации и их влияние на последующее развитие
Японии.
В
результате поражения Японии во Второй мировой войне в стране был установлен
американский оккупационный режим. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной
истории Японии заключался в том, что хотя верховная власть в государстве
находилась в руках американской оккупационной армии, её командования,
выступавшего от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не
непосредственно, а через японское правительство.
В первый
период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации
Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями Дальневосточной
комиссии. Так, например, была проведена чистка в правительственном аппарате,
бизнесе, образовании, в результате которой было уволено 200 тыс. человек. Кроме
того в Токио был утвержден трибунал по военным преступлениям.[1] В ходе судебных разбирательств было осуждено 28 главных военных
преступников.[2]
Так же был проведен ряд важных реформ, главными из которых являлись новая
конституция, воплотившая принцип суверенной власти народа и законодательно
закрепившая мирный характер внешней политики страны. Что касается сферы
экономики, то можно отменить статью 85 Конституции: «Никакие государственные
средства не могут быть израсходованы, и не какие государственные денежные
обязательства не могут быть приняты иначе как по решению Парламента»[3]. Это должно было способствовать
демократизации в экономической сфере. Кроме того, была признана свобода деятельности
политических партий, профсоюзов, крестьянских союзов и др. массовых
организаций; женщины были официально уравнены в правах с мужчинами.[4] Реформы этого периода нанесли
ощутимый удар по феодальным пережиткам в стране. Из военно – феодальной
абсолютистской монархии Япония была превращена в конституционную монархию, в
государство, по своему социально – политическому характеру близкое развитым
капиталистическим странам запада.
Надо
отметить, что в период оккупации Японии делится на два этапа. На первом(1945-47
гг.), американская оккупационная администрация, наряду с проведением
демократических реформ, стремилась к ослаблению Японии как своего конкурента в
Азиатско – тихоокеанском регионе. Но с 1948 г. ситуация изменяется. Это связано
прежде всего с изменением международной обстановки, с обострением отношений
между СССР и США, набирающей обороты «холодной войны». К 1949г. в Китае в
гражданской войне чаша весов окончательно склоняется на сторону
коммунистической партии во главе с Мао Цзэдуном. В этой обстановке Япония
остаётся главным форпостом США на Дальнем Востоке. Важную роль, способствующую
изменению политики США в Японии, сыграла и война в Корее 1950-1953гг., в ходе
которой Япония становится главной военной базой американцев в этом регионе. США
начинают вкладывать деньги в японскую промышленность, видя в Японии одного из
главных своих союзников на Дальнем Востоке.
Оккупация
Японии завершается в апреле 1952г., после вступления в силу Сан – Францисского
мирного договора, в котором говорилось, что «все оккупационные войска Союзных
Держав будут выведены из Японии… не позднее чем через 90 дней после вступления
в силу настоящего Договора…»[5]
Однако на следующий день после подписания мирного договора был подписан Японо –
американский договор о безопасности, который также вступил в силу в апреле
1952г. Этот договор предусматривал, что «Япония предоставляет, и Соединенные
Штаты Америки принимают по вступлении в силу мирного договора и настоящего
договора право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи
неё.»[6]
Таким образом, США сохранили своё военное присутствие в Японии.
Как уже
отмечалось выше, в отличии от оккупации Германии, в результате которой ее
правительство было распущено и управление страной осуществлялось
непосредственно союзными державами, создавшими союзную военную администрацию
для Германии, в Японии США в основном сохранили старый государственный аппарат
во главе с японским императором. Вместе с тем США присвоили себе ряд
государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и
внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую
власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть
парламента.
11 октября
1945г. генерал Макартур, глава оккупационной администрации, направил японскому
правительству директиву о проведении пяти крупных реформ предоставлении рабочим
права на организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения,
ликвидации абсолютизма, уравнение в правах женщин и демократизации экономики.
В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных
держательских компаний (дзайбацу) и императорского дома, о роспуске дзайбацу. В
ноябре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы,
декрет об отдалении религии синто от государства.[7]
В декабре
1945г. был опубликован закон о профсоюзах (вступил в силу 1 марта 1946г.)
впервые в истории Японии предоставивший всем рабочим, в том числе работникам
государственных учреждений и предприятий, право на организацию профсоюзов, на
коллективные переговоры и стачки. Закон предусматривал участие профсоюзов в
обсуждении вопросов о кадрах, найме и увольнении, предоставление нанимателями
помещений для профсоюзного аппарата, выплату заработной платы освобожденным
профсоюзным работникам.[8]
Все эти
мероприятия проводились в тяжелейших экономических условиях, в которых
оказалась Япония после войны. Страна потеряла 44% своих прежних владений, на
которые в 1937г. приходилось 23,8% общего объема импорта в метрополию. До
окончания войны под государством Японии находились территории, богатые рисом,
сахаром, бобами, древесиной, золотом, железной рудой, каменным углем. В 1937г.
на владения Японии и на оккупированный северо – восточный Китай приходилось
59,3% японского экспорта и 41,7% импорта.[9]
Уровень
промышленного производства, достигший во время войны (1941г.)69,4% от
довоенного (1935-1937гг.) в 1945г. упал до 28,5%. В течении первых двух лет
оккупации Япония занимала последнее место в мире по темпам восстановления
промышленного производства. Промышленное производство Японии колебалось на
уровне 30% по отношению к 1930-34 гг.[10]
Жилищный
фонд в городах и системы искусственного орошения сельскохозяйственных земель
были сильно разрушены. Военные потери составили 2 млн. 800 тыс человек убитыми,
но численность населения увеличилась на 100% ввиду притока репатриантов из
бывших колоний.[11]
Всё это сопровождалось острейшей нехваткой всех товаров, разгулом спекуляции,
бесконечными и отупляющими очередями для рядовых японцев, поездками
изголодавшихся с заплечными мешками в деревни для обмена остатка своих более
чем скромных остатков одежды или домашней утвари на продукты питания, даже
поисками объедков на помойках в районах проживания семей американских
военнослужащих.[12]
Американская
администрация в этих условиях провела либерализацию цен, стабилизировала бюджет
и ввела фиксированный валютный курс. Также первоочередной задачей для
американцев стала программа демонополизации экономики, которая включала роспуск
довоенных концернов во главе с семейными холдингами (дзайбацу), как уже
отмечалось выше путем широкой распродажи их акций, дробления крупнейших
промышленных компаний и принятия антимонопольного закона. Цель этой программы
состояла в ром, чтобы ликвидировать чрезмерную концепцию экономической мощи и
усилить рыночную конкуренцию.[13]
Были распущены головные компании Мицуи, Мицубиси, Сумимото, Ясуда.
Принадлежавшие головным компаниям дзайбацу акции и другие ценные бумаги
подлежали распродаже преимущественно служащим компаний.[14] Еще в начале 1946г. из США в
Японию была направлена правительственная комиссия, перед которой была
поставлена задача – познакомиться со структурой и характером деятельности
концернов. Вот какие были сделаны комиссией выводы о характерных особенностях
монополистических концернов: «Когда торговая компания Мицубиси (или любая
другая японская корпорация) создаёт дочернюю компанию и предлагает часть ее
акций публике, она не считает необходимым раскрыть факт, что между нею и этой
дочерней компанией существует контакт, по которому вся продукция последней
будет поступать к торговой компании».[15]
Характерным для дзайбацу было и сращивание головных банков и головных компаний:
«в каждой группе дзайбацу… внушительный пакет акций главного банка находится в
руках соответствующей головной компании. В случае с подконтрольным Мицуи банком
Тайкоку 22% акций находятся в руках головной компании или совместном владении
членов семьи У банка Сумитомо 25% акций находятся в руках головной компании, у
банка Мицубмсм – 30%, у банка Ясуда – 30%. Пакеты акцийй семейства дзайбацу в
их главных финансовых институтах подкрепляются добавочными пакетами таких акций
в портфелях подконтрольных им компаний.»[16]
В
результате в 1947г. после принятия и вступления в силу закона о запрещении
монополий и обеспечении справедливых сделок и закона о запрещении чрезмерной
концентрации экономической мощи была произведена деперсонификация
собственности. Эти законы запрещали создание головных держательских компаний,
картелей и других монополистических объединений, а также владение более чем
25%акций других компаний.[17]
Однако на практике меры по полной ликвидации были приняты лишь в отношении 10
крупнейших дзайбацу, а приказ о кардинальной перестройке своей деятельности
получили лишь 18 компаний. И тем не менее в результате такого разделения
предприятий концерны, бывшие в собственности семейных кланов, исчезли.[18]
Следующей
важной реформой, оказавшей значительное влияние на дальнейшее развитие Японии,
была аграрная реформа. Это была радикальная реформа с ликвидацией крупных
владений и массовой перепродажей земли, что привело к созданию сельского
хозяйства мелких независимых фермеров.[19]
Первоначально
было два проекта земельной реформы – советский и англо – американский. В итоге
в жизнь был проведен англо – американский проект. Японское правительство
руководствуясь этим проектом, в тесном контакте со штабом Макартура разработало
«положение о завершении реформы земельной системы». Еще в декабре 1945г.
парламент принял первый закон об аграрной реформе. Однако этот закон вызвал
недовольство крестьян и общественности Японии, так как практически ничего
существенного в земельных отношениях не менял. В результате «положение о
завершении реформы земельной системы было утверждено на заседании кабинета
министров 26 июля 1946г. Исходя из этого положения, министерство земледелия и
лесного хозяйства подготовило проєкт «Закона об особых мерах по созданию
хозяйств крестьян – собственников», а также проект вторичного пересмотра
«Закона об упорядочении сельскохозяйственных земель» 1938г.
14 августа 1946г.
штаб Макартура официально утвердил проект второй земельной реформы, а 21
октября 1946г оба законопроекта без поправок были приняты парламентом.[20] По новому закону размер
земельной собственности ограничивался площадью 3 тё (на Хоккайдо – 12 тё).
Остальная помещичья земля подлежала выкупу с дальнейшей продажей
преимущественно обрабатывающим ее арендатором.[21]
Таким образом, земельная реформа была проведена в два этапа. В то же время,
необходимо отметить, что леса, луга, пастбища и пустоши выкупу не подлежали,
также как и общественные земли, предоставленные деревням для совместной
обработки, земли сельскохозяйственных объединений и земли, признанные
земельными комитетами непригодными для создания собственнических хозяйств
вследствие их низкой урожайности.[22]
К концу
1948г. государству было продано более 1,63 млн. га земли. К концу 1949г.
реформа была практически завершена, на аренде оставалось только 13% площадей.
Доля земли в крестьянской собственности увеличилась на 31% в 1941г. до 70% в
1955г. Для закрепления результатов реформы в 1952 г. приняли закон о
сельхозугодиях, который устанавливал жесткий контроль за рынком сельхозугодий. [23]
Среди
других реформ большое значение введение в 1947г. Нового трудового
законодательства, установившего 8- часовой рабочий день, систему оплачиваемых
отпусков, охрану труда женщин и подростков.[24]
В целом,
если говорить о японской экономике в первые послевоенные годы, то надо
отметить, что производственно – техническая база промышленности мало пострадала
от военных действий . Но наибольшее сокращение производственных мощностей
произошло в легкой промышленности – текстильной и пищевой, удовлетворявших
потребительский спрос населения, где десятки тысяч предприятий были
демонтированы во время войны и их оборудование превращено в сырье тяжелой
промышленности.
В этой
ситуации, дискуссия о дилемме, возникшей в Японии сразу после окончания войны,
с чего начинать выход из послевоенной разрухи- с развития производства
(концепция восстановления через производство) или подавления инфляции
(концепция денежной реформы), закончилась в пользу первого варианта. Здесь
необходимо отметить, что значительную роль в возрождении сыграли американская
помощь и действия правительства по регулированию экономики. Еще с сентября
1945г. США предоставляли Японии помощь по фондам ГАРИОА (Правительственные
ассигнования для оказания помощи на оккупированных территориях) и ЭРОА (Экономическое
восстановление оккупированных территорий). По фонду ГАРИОА США ввозили в Японию
продовольствие, удобрения и другие товары. Поступления от реализации этих и
других товаров зачислялись на особый счет государственного бюджета и
использовались преимущественно для финансирования монополистических
предприятий. С Сентября 1945г. по 1951г. по линии фондов ГАРИОА и ЭРОА в Японию
поступило товаров на сумму 1,8 млрд. долл.[26]
Что
касается роли государства, то в условиях первого этапа развития экономики в
послевоенный период административное регулирование диктовалось острыми
диспропорциями, несбалансированностью производства и рынка, сопровождавшимися
интенсивной инфляцией. Этот этап завершился примерно в 1951-1952гг. Но и в
дальнейшем, когда рыночная несбалансированность была преодолена, государство не
спешило отказываться от прямого регулирования. [27] В самые первые послевоенные
годы у японских властей не осталось ничего другого, как обратиться к прямому
контролю по образу военных лет. На первых порах, на условиях хозяйственного
коллапса, идея восстановления прямого контроля получила поддержку оккупационных
властей в качестве системы стабилизации при нарастающей политической
нестабильности. Были введены фиксированные цены на уголь, газ, черные металлы,
хлопок, соду, тарифы на электроэнергию и основные потребительские товары. Было
введено прямое распределение ресурсов, в городах – карточная система для
потребителей на 64 вида товаров.[28]
Япония в своём развитии широко использовала своеобразную концепцию «планово –
рыночной» экономики. Здесь не пошли на отказ от политики мощного
государственного, в том числе и административного регулирования, на том
основании, что она носит в себе элементы планового начала, такие как
ранжирование приоритетов, целенаправленные льготы, концентрация ресурсов на
стратегических направлениях. Был выработан и успешно применялся набор методов
воздействия на решения предпринимателей о вложении ресурсов в развертывание
одних отраслей, при свертывании других. Эти методы не подменяли рыночный механизм,
а поддерживали, дополняли и корректировали его функционирование.[29]
Главным
органом правительства, через который оно проводило меры, направленные на
возрождение экономики, стало МИТИ (Министерство торговли и промышленности).
После роспуска дзайбацу МИТИ направило все усилия на то, чтобы не дать
разрушить коммерческие банки и максимально использовать их для поддержки и
развития производства (в русле решения этих задач направлялась и деятельность
таких государственных организаций, как центральный банк и министерство
финансов). В Японии, где финансирование промышленности на 2/3 зависело от
банковских займов, МИТИ свою задачу видело в том, чтобы не дать развернуться
спекулятивному финансовому капиталу и максимально снизить цену капитала. Под
его воздействием крупнейшие из коммерческих банков давали относительно дешевые
займы промышленности из средств, полученных из центрального банка по
пониженному учетному проценту; государство в целом выступало гарантом всех
займов. В 1947г. был создан Банк по финансированию восстановления, через
который пошли займы на восстановление производства в приоритетных отраслях.[30] Действительно, первой мерой
промышленной политики, которая была претворена в жизнь в условиях
экономического упадка, явилась система приоритетного развития отраслей,
играющих ключевую роль в обеспечении общего расширения производства. Речь шла о
том, чтобы в ситуации, когда прекратились поставки сырья по импорту и когда в
связи с сохранением государственного контроля над экономикой не срабатывал пока
в полной мере рыночный механизм, сосредоточить внимание на двух ключевых
отраслях – добыче угля и металлургии, создать цепочку взаимного стимулирования
расширения производства в обеих отраслях. Эффект расширения производства затем,
по замыслу должен был мультипликативно распространиться и на другие отрасли
народного хозяйства.[31]
В целом, в 1946-1947гг. от 20 до 30% расходов госбюджета Японии шло на
операционные расходы, структурную перестройку экономики в целях ее
демилитаризации. Эти расходы проводились, несмотря на их серьезное инфляционное
воздействие; а в итоге, к 1949г. производство в Японии было восстановлено на
80%, в некоторых отраслях, например в угольной и металлургии и на все 100%.
Именно восстановленное производство составило одну из опор, которая помогла
стране затем выдержать жесточайшую дефляционную политику в рамках так
называемой «линии Доджа».
Название
«линии Доджа» в истории Японии получил период с апреля 1949г. по июль
1952г.(который также можно назвать вторым этапом оккупации Японии американскими
войсками.) . Этот период характеризуется либерализацией и проведением
стабилизационной политики Д. Доджа. Были сокращены субсидии, сбалансирован
госбюджет 1949г. с положительным сальдо, проведен ряд других мер.[32] Связанно это было с переходом
США к курсу на укрепление Японии как главного американского плацдарма в Азии.
Вашингтон стал уделять больше внимания восстановлению японской экономики. С
начала 1949г. оккупационные власти и правительство Японии приступили к
осуществлению «плана экономической стабилизации». Этот план предусматривал, как
уже отмечалось выше, сбалансирование государственного бюджета путем увеличения
налогов и ограничения субсидий, а также стабилизацию заработной платы,
установление контроля над ценами.
В ноябре
1948г. был принят закон о трудовых отношениях на государственных предприятиях,
согласно которому работникам этих предприятий было запрещено участвовать в
забастовках, ограничивалось их право на ведение коллективных переговоров.[33]
До 1949г.
восстановление экономики Японии шло медленнее, чем в странах Западной Европы,
пострадавших в результате второй мировой войны. Но с началом проведения «линии
Доджа» ситуация заметно меняется. В мае 1949г. американские власти заявили о
полном прекращении демонтажных работ и изъятии военных предприятий из
репарационных списков. Одновременно были сняты ранее введенные американскими
властями ограничения уровня производства в ряде отраслей японской
промышленности и запрет на импорт железной руды, нефти, бокситов. [34]
Сама «линия
Доджа» получила название по фамилии американского финансиста Доджа, который и
разработал проект государственного бюджета Японии на 1949 финансовый год. Додж
также предлагал ликвидировать такие государственные субсидии, как субсидии на
поддержание цен и восстановление производства важнейших видов продукции.
Безвозмездные государственные субсидии должны были быть заменены коммерческими
банковскими кредитами. Главный же путь повышения государственных доходов Додж
видел в крупном (на 62%) повышении налогов.
По рекомендации Доджа
были внесены изменения и в систему американской экономической помощи Японии –
был создан «эквивалентный фонд», пополнявшийся средствами от продажи в Японии
американских товаров, которые поставлялись в порядке помощи. Этот фонд был
предназначен для долгосрочного кредитования крупных компаний под контролем
оккупационных властей.
В целях
сокращения американской помощи были приняты меры по расширению экспорта, как
уже отмечалось выше, и уменьшению пассивного сальдо внешнеторгового баланса
Японии. Был установлен твёрдый обменный курс в соотношении 360 иен за 1 доллар
США.[35]
Важной частью «линии Доджа» была осуществленная в 1949 г. реформа налоговой
системы Японии, проект которой был разработан группой американских экспертов во
главе с Шоупом. Суть реформы состояла в увеличении налогов в целях «преодоления
инфляции и стабилизации экономики». Одновременно произошло перераспределение
налогового бремени - снижены налоги на корпорации путём переоценки стоимости
постоянного капитала, отменены налоги на сверхприбыль за счёт увеличения
налогообложения трудящихся.
Тем самым
были созданы благоприятные условия для ускоренного накопления капитала и
повышения темпов экономического роста. Однако начавшийся рост экономики имел
узкую базу, поскольку покупательский спрос широких слоёв населения был весьма
ограниченным. Более того отмена государственных субсидий на стабилизацию цен
привела к их быстрому росту, ухудшила положение средних и мелких предприятий,
большое число которых обанкротилось. Стремление предпринимателей сократить издержки
производства в этих условия привели к его «рационализации», сопровождавшейся
интенсификацией труда, массовыми увольнениями, снижением заработной платы.[36] Но здесь нельзя не отметить
такой момент. Послевоенные экономические трудности были неизбежны. Вопрос
заключался в том, на кого переложить их основное бремя. Японское правительство
делало всё, чтобы стабилизация была оплачена, главным образом богатыми. Была
заморожены депозиты и введено разовое обложение имущества.[37]
Таким
образом, в 1949г. в Японии была успешно проведена «шоковая терапия». Однако при
снятии контроля над частной хозяйственной деятельностью внутри страны был
сохранен, на базе введения единого твердого курса иены к доллару, жесткий
контрольнад всей системой внешних расчётов (т.е. по существу «шоковая
терапия»не была распространена на эту сферу). Япония установила государственный
контроль над всеми финансовыми передвижениями национальной и иностранной валюты
через границу, над ввозом и вывозом капитала. Фактически, экономическая граница
была закрыта и для Японии и для иностранцев; с этой целью были приняты закон о
контроле над валютным обменом и внешней торговлей (1949г.) и закон об
иностранном капитале (1950г.) американские оккупационные власти одобрили эти
законы в качестве временных, но они действовали 30 лет до частичной ревизии
первого и отменены второго. [38]
Важным
событием для Японии, в особенности для ее экономического развития, стала
корейская война 1950-53гг. С началом войны в Корее японская экономика стала
выполнять военные заказы для войск США. Кроме того, личный состав американских
войск в Японии закупал различные товары, главным образом для личного
потребления. [39]
Резко возросший спрос на вооружение и военные материалы, на военные перевозки и
услуги, на продовольствие создал военно-инфляционный бум в японской экономике.
Поступления от американских «спец заказов» в 1950-1953гг.достигли почти 2,5
млрд. долл. Они позволили Японии покрыть внешне торговый дифицит и расширить
импорт сырья. [40]
Для
выполнения американских военных заказов были пущены в ход мощности японской
промышленности, сохранившейся вследствие фактического отказа США от изъятия
японского промышленного оборудования в счет репарации. В этих же целях оккупационные
власти почти полностью сняли ограничения в области промышленности и внешней
торговли. В период 1949-1951гг. объем промышленного производства вырос более
чем в полтора раза.[41]
В 1950г. промышленное производство Японии составило 83,6% от уровня
1934-1936гг. , а в 1951г. превзошло его на 14,4%.[42]
Оборот внешней
торговли Японии за 1950-1954гг.был почти в 10 раз больше, чем в период
1945-1949гг.[43]
Таким
образом, подводя итоги можно отметить, что американские оккупационные власти
провели широкую демократизацию общественно – политического устройства Японии.
Ее наиболее важными проявлениями были утверждение многопартийной системы,
формирование независимых профсоюзных объединений, существенное ограничение
полномочий государственного аппарата и подчинение всей его деятельности жестким
нормам законов, ответственность правительства перед парламентом в условиях
небывалой гласности, а также отстранения от участия в общественной жизни
одиозных фигур прежнего режима.
Эти
поистине тектонические сдвиги неизмеримо усилили в глазах государства и предпринимательского
сообщества роль гибкого социального маневрирования с неизбежными компромиссами,
уступками, мягкой идеологической обработкой. [44]
В тоже
время, необходимо отметить, что американцы стремясь демократизировать в Японии
все внутренние структуры, чтобы не допустить возрождения тоталитаризма
сослужили добрую службу японскому феномену. Разумеется, эта услуга не только
американцев. Жестокое поражение в войне создало благоприятную почву для
перемен. Но все же послевоенные реформы в Японии, проведенные американцами
можно прировнять по глубине социально – экономических и политических
преобразований к революции. Специфической, но революции. Все мероприятия американцев
в Японии осуществлялись через местную администрацию, которая служила своего
рода «ситом». Это позволило японцам определить пропорции между традиционными и
современными структурами, «переварить» реформы таким образом, что остался
нетронутым культурно – цивилизованный слой, был обеспечен плавный, наименее
болезненный переход общества от одного состояния к другому.[45]
В целом,
если говорить о японской экономике, то ограничения наложенные на побежденную в
войне Японию, несомненно, придали специфический характер послевоенному
экономическому восстановлению. Перевод хозяйства на мирные рельсы с
рентабельным использованием наличных производственных мощностей , с реализацией
планов прибыльного промышленного строительства оказался как никогда ранее
прочно привязанным к налаживанию выпуска гражданской продукции вообще и
предметов личного потребления в особенности. [46]
Таким
образом, реформы американской оккупационной администрации оказали значительное,
если не определяющее влияние на последующее развитие Японии, способствовав
демократизации и либерализации экономики, ее дальнейшему динамическому
развитию, заложив фундамент для японского «экономического чуда».
[1] The Oxford history of twentieth century/ Ed. by Michael Howard
and Wm. Roger Louis – Oxford, New York:Oxford University
Press, 1998 – p. 206
[3] Конституция Японии // Конституции зарубежных государств. – М., 2001. –
с. 391
[4] Кутаков Л. М. Очерки новейшей истории Япони 1918-1963.- М., 1965. – с.
102
[5] Договор в Сан – Франциско// Хрестоматия по новейшей истории.- М.,
1961.-с. 75
[6] Договор о гарантии безопасности между Японией и Соединенными Штатами
Америки// Вербицкий С. И. Японо – американский военно – политический союз.-М.,
1972. С.- 271
[7] Кузнецов Ю. Д. Навлицкая Г. Б. Сырицин И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 351
[8] История Японии (1945-1975). – М., 1978.- с. 15
[9] Экономические и политические проблемы современной Японии .-М., 1963. –
с. 11
[10] История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 20
[11] Леонтьева Е. Япония: экономическое положение, XXв.//
МЭМО. – 2001. – с. 109
[12] Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. –
1999. - №9. – с. 84
[13] Леонтьева Е. Япония…// МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109
[14] Кузнецов Ю.Д. Навлицкая Т. Б., Сырицын И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 298
[15] Отсутствие в японском акционерном праве ограничительных норм//
японские концерны. – М., 1950. – с.70
[16] Финансовые институты и дзайбацу // японские концерны. – М., 1950. – с.
89
[17] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицын И. М. История Японии.-М.,
1988. – с. 298
[18] Енэмура Н.,Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии в реформировании
экономики // ВЭ. – 1992. - №11. – с. 85
[19] Леонтьева Е. Япония…//МЭМО. – 2001. - №8. – с. 109
[20] Попов В. А. Земельная реформа и аграрные отношения в Японии после
второй мировой войны. – М., 1959. – с. 69
[21] Кутаков А. Н. очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – М., 1965. –
с. 113
[22] Попов В. А. Формирование социально – экономической структуры японской
деревни. – М. – 1987. – с.105
[24] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б. , Сырицын И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 298
[25] История Японии (1945-1975) – М.. 1978. – с. 15
[26] История Японии (1945-1975) – М., 1978. – с. 10
[27] Динкевич А. И. К осмыслению опыта экономического развития Японии//
Российский экономический журнал. – 1992. - №10. – с. 92
[28] Никитин С. М., Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная
Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с.8
[29] Там же. – с. 11
[30] Там же. – с. 12
[31] Енэмура М., Цукамото Х. Опыт послевоенной Японии…// ВЭ. – 1992. -
№11. – с.82
[32] Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа… // ВЭ. –
1994. - №4. – с. 95
[33] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 301
[34] Динкевич А. И. , Барышникова О. Г. Промышленность Японии в
послевоенный период (1945-1956гг.)-М., 1958. – с. 19
[35] Кутаков Л. Н. Очерки новейшей истории Японии 1918-1963. – с. 120
[36] История Японии (1945-1975). – М., 1978. – с. 21
[37] Лукашенко О., Побываев С. Японская экономическая реформа: опыт и уроки
// ВЭ. – 1994. - №4. – с. 98
[38] Никитин С. М. Степанова М. П. Японский опыт возрождения и современная
Россия // Деньги и кредит. – 1992. - №8. – с. 11
[39] Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный
период (1945-1956гг.) – М., 1958. – с.
[40] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 305
[41] Кузнецов Ю. Д., Навлицкая Г. Б.Сырицын И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 305
[42] Динкевич А. И., Барышникова О. Г. Промышленность Японии в послевоенный
период (1945-1956гг.). – М., 1958. – с. 20
[43] Кузнецов Ю.Д., Навлицкая Г. Б., Сырицин И. М. История Японии. – М.,
1988. – с. 306
[45] Исторический опыт Японии: в чем специфика? //Азия и Африка сегодня. –
1990. - №10. – с.33
[46] Рамзес В. Б. Тернистый путь к материальному благополучию // МЭМО. –
1999. - №9. – с. 84