Уильям Шекспир
Введение
Тема моего исследования «Великие люди эпохи Возрождения».
Я выбрал эту тему , потому что меня интересует эпоха Возрождения в целом.
Именно в этот период наиболее высоко стала цениться образованность , искусство
освободилось от запретов и ограничений , обратилось к свету , радостям земного
бытия.
Возрождение – период в культурном и идейном развитии стран Западной
Европы (в Италии Х1V-XVIвв. , в других странах конец XV-начало
XVIIвв.) , переходный от средневековой культуры к культуре
нового времени.
Отличительные черты культуры Возрождения – антифеодализм в своей
основе , светский характер , гуманистической мировоззрение , обращение к
культурному наследию античности , как бы «возрождение» , отсюда и название
эпохи.
Возрождение возникло и ярче всего проявилось в Италии. Его предвестниками
уже на рубеже XIII-XIV выступили поэт Данте , художник Джотто
и другие. Творчество деятелей эпохи Возрождения проникнуто верой в безграничные
возможности человека , его воли и разума . Утверждается идеал гармоничной ,
раскрепощенной творческой личности , обращение к человеку происходит как к
высшему созданию бытия.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные
здания , дворцы ,галереи с использованием всевозможных арок ,колоннад , сводов
, придающих постройкам величественность , гармоничность , соразмерные человеку
этой эпохи.
Художники ( Донателло , Леонардо да Винчи , Рафаэль и др. )
также последовательно овладевали отражением всего богатства действительности :
передачей объема , пространства , света , изображением человека в реальной
среде- в интерьере или пейзаже.
Литература эпохи Возрождения создала величайшие памятники , соединившие
в себе интерес к античности с обращением к народной культуре.
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся открытия в области
географии , астрономии , анатомии . Идеи Возрождения способствовали разрушению
феодально-религиозных представлений и во многом отвечали потребностям
зарождающегося буржуазного общества.
В Англии эпоха Возрождения началась несколько позже , чем , например
, в Италии. Но у нее здесь были свои важные отличия.
Время это в Англии было трудным и кровавым. Внутри страны шла
тяжелая борьба с теми , кто не хотел , чтобы она освободилась от влияния
Ватикана. Идеи Возрождения утверждались в борьбе. Англия воевала с
Испанией , оберегавшей во всей Европе власть католицизма.
Естественно , первыми , кто стал выражать в книгах мысли и
чувства нового времени , были гуманисты. Они не могли говорить лишь о том , как
прекрасно быть человеком – они видели страдания простых англичан.
В начале XVIв. появилась книга первого великого гуманиста
Англии Томаса Мора «Утопия». В ней описывался вымышленный остров Утопия –
общество будущего , где царят справедливость , равноправие , изобилие. Книга
Томаса Мора оказала огромное влияние не только на современников , но и на развитие
коммунистических идей в будущем.
Сильнее всего идеи Возрождения в Англии воплотились на сценах театров.
В английском театре работала большая группа талантливых драматургов – Грин ,
Марло , Кид и др. Их обычно называют предшественниками Шекспира , творчество
которого вобрало в себя и развило все лучшее , что было в их произведениях.
Поэтому Шекспир , на мой взгляд , является самым ярким представителем
этой эпохи , а герои его произведений – подлинными героями своего времени ,
стремящимися быть гармоничными , свободными и счастливыми.
Биография
Созданные три с лишним века назад трагедии, исторические хроники
и комедии Шекспира живут до сих пор , волнуют и потрясают воображение зрителей.
Лучшие театры мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя
экзаменом и счастьем поставить и сыграть шекспировский спектакль.
Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу Шекспира ,
хочется , наверное , побольше узнать о том , кто создал эти произведения. Но
это не так просто.
О жизни великого драматурга сохранилось мало сведений. Шекспир
не писал воспоминаний и не вел дневника. Нет у нас и его переписки с
современниками. Не сохранились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь
несколько документов , в которых упоминаются разные обстоятельства его жизни.
Каждый из этих документов , даже если в нем лишь несколько слов о Шекспире ,
исследован и истолкован . Редчайшими историческими ценностями считаются те
немногие клочки бумаги , на которых рукой Шекспира написано несколько строк или
просто стоит его подпись.
Нужно было приложить очень много труда , чтобы мы могли прочитать
о Шекспире то , что должен знать о нем каждый образованный человек.
Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в маленьком английском
городке Стратфорде , расположенном на реке Эйвон. Его отец , Джон Шекспир , был
в городе видным человеком и занимал разные должности в системе городского
самоуправления , вплоть до бейлифа (в1568г.). Мать , Мери , была дочерью
Роберта Ардена, мелкопоместного дворянина из Уорикшира ,происходившего из древнего
рода католиков Ардена.
Рассказ о детстве и юности Шекспира полон красочных подробностей.
Однако наука не может признать их вполне достоверными.
Учился он скорее всего в Стратфордской грамматической школе - одной
из лучших провинциальных школ Англии , где сыновья горожан получали бесплатное
образование , главным образом изучая латинский язык и литературу.
Документальных сведений о его жизни после крещальной записи нет
, вплоть до разрешения на брак с Энн Хетуэй из Стратфорда , выданного 27 ноября
1582г.Первый их ребенок , дочь Сьюзен , была крещена 26 мая 1583 года ,
близнецы Гамнет и Джудит – 2 февраля 1585 г.
Когда Шекспиру было немногим более 20 лет , ему пришлось
внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир отправился в Лондон.
Оказавшись в незнакомом городе без средств , без друзей и
знакомых , он , как утверждают распространенные предания , зарабатывал первое
время на жизнь тем , что караулил у театра лошадей , на которых приезжали знатные
господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он следил , чтобы актеры вовремя
выходили на сцену , переписывал роли , случалось , заменял суфлера. Словом ,
задолго до того , как великий драматург вывел на сцену своих героев , он узнал
нелегкую закулисную жизнь театра.
О его актерской деятельности мы не знаем почти ничего. Сначала
ему поручали маленькие роли . Позднее в театре , получившем название «Глобус»
он играл и «королевские роли» , исполнял роль Призрака в Гамлете и Адама
в Как вам это понравится. Он играл также в пьесе Бена Джонсона Всяк Бен Джонсон в своем нраве . В его же пьесе Смеян состоялось последнее засвидетельствованное
выступление Шекспира на сцене. Именно сценический опыт дал Шекспиру знание
возможностей сцены , особенностей каждого актера труппы и вкусов елизаветинской
аудитории , которое мы чувствуем в его произведениях.
До 1593 года Шекспир ничего не издавал. В 1593 году вышла в свет
его первая поэма Венера и Адонис , посвященная герцогу Саутгемптону - блестящему
молодому вельможе и покровителю литературы. Поэма имела необычайный успех и еще
при жизни автора была переиздана восемь раз.
Следом Шекспир выпустил более длинную и серьезную поэму - Лукреция
, тоже посвященную Саутгемптону.
Начиная с этого года появляются точные свидетельства театральной
жизни Шекспира. В «Грейз Инн» 28 декабря была представлена Комедия ошибок ,
в марте 1595 г. Шекспир , У.Кемп и Р.Бербедж получили вознаграждение за две
пьесы , представленные при дворе труппой лорда-камергера в рождественские
праздники.
Шекспир стал пайщиком знаменитой трупы , с которой остался
связан практически до смерти. Театральная деятельность под покровительством
Саутгемптона быстро принесла ему богатство. Это видно из того , что в 1596 году
Джон Шекспир (отец) , после нескольких лет финансовых затруднений , получил в
Геральдической палате право на герб – знаменитый шекспировский щит , заплатил
за который , несомненно, Уильям. Пожалованный титул давал Шекспиру право
подписываться «Уильям Шекспир, джентльмен».
Другим доказательством его успехов было то , что в 1597 году он
приобрел Нью-Плейс – большой дом с садом в Стратфорде. Шекспир перестроил этот
дом , перевез туда жену и дочерей (сын умер в 1596году) и сам поселился в нем ,
когда покинул лондонскую сцену.
В 1598 году Фр.Мерес , лондонский критик , издал книгу Сокровищница
ума , часть которой отведена «Рассуждению об английских поэтах». Вот что
он пишет о Шекспире : «Подобно тому , как Плавт и Сенека считались у римлян
лучшими по части комедии и трагедии , так Шекспир у англичан является
наипревосходнейшим в обоих видах пьес».
В 1597-98гг популярность Шекспира резко выросла. До тех пор была
напечатана лишь одна пьеса , Тит Андроник и то без имени автора на титульном
листе , а в 1597-98гг были изданы не менее пяти пьес , чтобы удовлетворить
спрос на печатные издания его сочинений.
Предприимчивый издатель У.Джаггард попытался на этом разбогатеть.
В 1599 году он издал книжечку , куда вошли два ранее не публиковавшихся сонета
Шекспира (согласно Мересу они были известны лишь среди друзей Шекспира) , два уже
издававшихся , песня из Тщетных усилий любви и стихотворения нескольких
второстепенных поэтов. Сборнику он дал название Страстный паломник и
объявил его целиком принадлежащим перу Шекспира – первая , но не последняя
попытка сбыть чужие произведения под этим именем.
В 1598 году братья Бербеджи разобрали старый театр – постройку
на северной окраине Лондона – и из бревен соорудили театр «Глобус» на южном
берегу Темзы , в Саутуорке. Шекспир стал одним из акционеров нового театра.
Такое же право он получил и в 1608году , когда труппе достался еще более
прибыльный театр «Блэкфрайерз» , в городской черте. В 1603 году король Яков
взял труппу Шекспира под прямое покровительство и она стала называться «Слуги
его величества короля» , а актеры считались такими же придворными , как и
камердинеры. «Слуг его величества» особенно любили при дворе , труппа выступала
там часто и за хорошее вознаграждение , долю которого , безусловно , получал и
Шекспир.
Рост доходов позволил ему широко вкладывать деньги в откупы и недвижимость
и в Лондоне , и в Стратфорде. Он понемногу отдалялся от театра и конец жизни
провел в Стратфорде.
В марте 1616 года Шекспир составил завещание. Умер он в этом же
году , в день , когда ему исполнилось 52 года. Он был похоронен в церкви
родного Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его таланта со всех
концов мира , чтобы поклониться могиле великого драматурга , посетить дом , где
он жил , посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре , где ставят
только пьесы Шекспира , больше половины которых увидели свет лишь после смерти
автора.
Творчество
Уильяма
Шекспира
В
предыдущем разделе мы коснулись темы творчества Шекспира, упоминая его как
автора и постановщика своих гениальных пьес. Но он писал не только пьесы.
Шекспиру
принадлежит цикл из 154 сонетов, опубликованный (без ведома и согласия автора)
в 1609 году , но написанный по-видимому, еще в 1590-х годах . Во всяком случае
уже в 1598 г. промелькнуло сообщение о его «сладостных сонетах , известных
близким и друзьям» и явившихся одним из самых блестящих образцов
западноевропейской лирики эпохи Возрождения. Успевшая стать популярной среди
английских поэтов форма под пером Шекспира засверкала новыми гранями, вместив в
себя огромнейшую гамму чувств – от интимных переживаний до глубоких философских
раздумий и обобщений.
Исследователи давно обратили внимание на тесную связь сонетов и драматургических
произведений Шекспира. Эта связь проявляется не только в органическом соединении
лирического с трагическим, но и в том ,что идеи , одухотворяющие шекспировские
трагедии , живут и в его сонетах.
Так же, как
и в трагедиях, Шекспир затрагивает в сонетах постоянно волновавшие
человечество проблемы бытия , ведет речь о счастье и смысле жизни , о
соотношении времени и вечности , о бренности человеческой красоты и о ее
величии. об искусстве , способном преодолеть неумолимый бег времени , о высокой
миссии поэта.
Вечная,
неисчерпаемая тема любви, одна из центральных в сонетах, тесно переплетена с
темой дружбы. В любви и дружбе поэт обретает подлинный источник творческого
вдохновения независимо от того , приносят ли они ему радость и блаженство или
же муки ревности , печаль , душевные терзания.
Тематически весь цикл сонетов принято делить на две группы : считается , что первая
(1-126) обращена к другу поэта , вторая (127-154) – к его возлюбленной –
«смуглой леди».
В
произведениях Шекспира, впрочем как и большинства поэтов и писателей эпохи
Возрождения, важное место занимает тема дружбы . Она рассматривается как высшее
проявление человечности. В такой дружбе гармонично сочетаются веления разума с
душевностью.
Не менее
значительны сонеты, посвященные любви. Если в сонетах Петрарки и его английских
последователей обычно воспевалась златовласая англоподобная красавица, гордая и
недоступная, то Шекспир , напротив , посвящает ревнивые упреки смуглой брюнетке
– непоследовательной , повинующейся только голосу страсти.
Шекспир
писал свои сонеты в первый период творчества, когда еще сохранял веру в
торжество гуманистических идеалов. Даже отчаяние в знаменитом 66-м сонете
находит оптимистический выход в «сонетном ключе». Любовь и дружба пока
выступают, как в «Ромео и Джульетте» , силой , утверждающей гармонию
противоположностей. Разрыв Гамлета с Офелией еще впереди , как и разорванность
сознания , воплощенная в принце датском. Пройдет несколько лет, и победа
гуманистического идеала отодвинется для Шекспира в далекое будущее.
Самое
примечательное в шекспировских сонетах – постоянное чувство внутренней
противоречивости человека. То вдруг источник наивысшего блаженства порождает
боль, то , наоборот , в тяжких муках рождается счастье.
И
все-таки главным делом Шекспира , страстью всей его жизни была работа драматурга
, создание пьес. Язык его трагедий отличается необыкновенным богатством и красочностью.
Его драматургия занимает почетное место в репертуаре театров всего мира.
Ликующая радость жизни , прославление здравого , сильного , отважного , ярко
чувствующего , смело думающего человека – вот основное в первых пьесах Шекспира
– комедиях «Укрощение строптивой» , «Комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь»,
«Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь», написанных в 1593-1600гг. В них
выражена важная для эпохи Возрождения мысль : человека нужно судить не по
платью, не по знанию , не по сословию и богатству , а по его поведению и личным
качествам. Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же сказочно-веселую,
ясную, волшебную , как «Сон в летнюю ночь». Поэтическое воображение Шекспира
породило в ней фантастические , близкие к народным сказкам образы Горчичного
Зернышка . Паутинки , Мотылька. Их участие в судьбе любящих приводит к счастливой
развязке.
Но
благородным гуманистическим идеям Возрождения не суждено было победить в ту
жестокую эпоху. Шекспир с горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выражены
идеи Возрождения , но краски пьес становятся мрачнее. Он изображает столкновение
прекрасных идеалов Возрождения с суровой реальностью. В творчестве Шекспира
начинает звучать тема гибели героев , особенно дорогих ему . воплощающих светлые
гуманистические идеи.
Юные
Ромео и Джульетта – герои первой великой трагедии Шекспира (1594г.) – пламенно
любят друг друга. Любовь их наталкивается на непреодолимую преграду – старинную
вражду семейств. В неравном поединке с вековыми предрассудками , с кровавыми и
бессмысленными законами , Ромео и Джульетта погибают. Но в их любви , не смирившейся
с предубеждениями старины . заключена высокая нравственная победа.
Пьесы
Шекспира шли на сцене лондонского театра «Глобус» , который был похож на
круглый загон под открытым небом. Приезжий иностранец , посетивший в 1599 году
первое представление пьесы «Юлий Цезарь» , назвал этот театр домом с соломенной
крышей. Он имел в виду крышу над сценой. Свое название театр получил от статуи
Геркулеса , поддерживающего плечами земной шар.
После
постановки «Юлия Цезаря» с 1601 по 1608 гг. Шекспир создал самые великие свои
трагедии – «Гамлет» , «Король Лир» , «Макбет» , «Отелло». Датский принц Гамлет
горько скорбит о своем умершем отце. Но вдруг он с ужасом узнает – отец не умер
, он был убит. Убийца- родной брат убитого , дядя Гамлета – не только
унаследовал престол покойного короля , но и женился на его вдове – матери
Гамлета.
В
трагедии изображено , как Гамлет вначале обличает лицемерие коронованного
преступника , а затем и мстит ему за смерть отца. Но это только внешние события
пьесы. Трагедия рисует сложные раздумья благородного человека о природе зла . о
порочном королевском дворе , о лжи . таящейся в дворцовых стенах . о болезнях ,
которыми поражен век словно бы «вывихнутый в своих суставах».
В
последние годы творчества Шекспира (1608-1612гг.) его пьесы приобретают иной
характер. В них звучат сказочные , фантастические мотивы. Но и в этих пьесах –
«Перикл» , «Зимняя сказка» , «Буря» - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие
, встает на защиту дорогих ему идеалов , прославляет силу любви , веру в лучшие
побуждения человека , утверждает естественное равенство всех людей. Восклицание
героя одной из этих пьес: «Как прекрасно человечество!»- может служить
знамением эпохи Возрождения , подарившей миру Шекспира.
Шекспир –
автор 37 пьес , 2 поэм , а также 154 сонетов , отличающихся горячим чувством ,
насыщенностью мысли. Творчество Шекспира является одной из вершин художественной
культуры эпохи Возрождения. Шекспир пережил разочарование в английском театре ,
уходившем от того великого пути , по которому он его вел. А может быть в годы
молчания он вынашивал замыслы новых гениальных созданий , которым так и не суждено
было сбыться из-за смерти поэта.
Загадка личности Шекспира
Двести лет спорят о том , кто был Уильям Шекспир , величайший драматург , поэт
и писатель всех времен и народов. Почему вообще возник такой вопрос? Никто же
не сомневается , что Микеланджело , Рафаэль или Софокл, например , существовали
вполне реально. Но если двести лет люди бьются над ответом , значит вопрос ,
загадка все-таки есть.
Начиная с XIX века шекспироведение разделилось на два
враждующих лагеря : стратфордианцев (т.е. признающих автором Шекспира из
Стратфорда) и нестратфордианцев ( пытающихся найти реального автора ,
скрывающегося под маской). Последние , в свою очередь , выдвинули несколько
«кандидатов в Шекспиры» , но все версии были неубедительны и не выдерживали
строгой критики. Естественно , это было выгодно стратфордианцам , чьи позиции
только укрепились.
Но
нет ничего тайного , что не стало бы явным. Несколько лет назад российский
ученый Илья Гилилов предложил блестящее решение загадки , над которой так долго
ломали головы и копья признанные шекспироведы всего мира. Результатом
проделанной им огромной работы стала вышедшая книга. Написанная прекрасным
языком , на основе строго аргументированных доводов и всестороннего
исследования темы , с использованием архивных документов , исторических
свидетельств , глубокого литературного и лингвистического анализа произведений
и даже с применением новейших знаний о книгопечатании , эта книга не оставляет
сомнений в правильности его открытия. Нам остается лишь поражаться , как проста
разгадка. Но как мог возникнуть столь грандиозный по исполнению замысел у
гениальных режиссеров этого спектакля? Не тогда ли , когда молодой остроумный
граф , из скромности подписывающий свои произведения вымышленным именем Shake-Speare (потрясающий копьем), был приятно удивлен , обнаружив в театральной
труппе , ставившей его трагедию , практичного малого с фамилией Shakespeare
всего лишь двумя буквами отличающейся от знаменитого псевдонима?
Вполне вероятно , что тот Шакспер из Стратфорда за обещанное неплохое вознаграждение
охотно включился в игру. Умение держать язык за зубами и полная неграмотность
последнего обеспечили успех совместному предприятию почти на четыре века. А
настоящий автор , а возможно и авторы , получили желанный покой и отдых от
мирской жизни.
Далее
я приведу рассуждения самого автора книги «Игра об Уильяме Шекспире , или тайна
Великого Феникса» Ильи Гилилова :
«
Произведения Уильяма Шекспира свидетельствуют о том , что этот человек обладал
гигантским , ни с чем не сравнимым объемом активного лексикона- от 20 до 25 тысяч
слов , в то время как у самых образованных и литературно одаренных
современников типа философа Френсиса Бекона – около 9-10 тысяч слов.
Современный англичанин с высшим образованием употребляет не более 4 тысяч слов.
Шекспир же , как сообщает Оксвордский словарь , ввел в английский язык около
3200 новых слов – больше , чем его литературные современники , вместе взятые.
Автор пьес хорошо знал французский язык , итальянский , латынь , разбирался в
греческом , прекрасно ориентировался в истории Англии , в древней истории и так
далее. Сюжет «Гамлета» взят из книги француза Бельфоре, переведенной на
английский язык только через сто лет. Сюжеты «Отелло» и «Венецианского купца»
заимствованы из итальянских сборников , также появившихся на английском только
в XVIII веке. Сюжет «Двух веронцев» взят из испанского
пасторального романа , до появления пьесы никогда не публиковавшегося на
английском.
Установлено , что Шекспир знал произведения Монтеля , Ронсара, Ариосто , Боккаччо
, ему была прекрасно известна греко-римская мифология , литература , история ,
он использовал сочинения Гомера , Плавта , Овидия , Сенеки , Плутарха , причем
не только в переводах , но и в оригиналах. Исследованиями ученых установлена
основательность познаний автора пьес в английской истории , юриспруденции ,
риторике , музыке , ботанике , медицине , военном и даже морском деле. Ему
прекрасно были известны Северная Италия , Падуя , Венеция …
Короче , в произведениях Шекспира видны следы чрезвычайно эрудированной
личности , высоко образованной , владеющей языками , знающей другие страны ,
быт самых высокопоставленных кругов тогдашнего английского общества , включая
монархов , знакомых с придворным этикетом , родословными , языком самой
высокородной знати.
Что
документально известно о том , кого считают автором пьес – Шакспере из
Стратфорда? Сначала о нем вообще ничего не знали. При жизни его нет никаких
следов и свидетельств того , чтобы кто-то принимал его за писателя. Через
50-100 лет после его смерти стали искать эти следы , докуменеты. И вот что
узнали : вся его семья – отец , мать , жена и – о ужас!- дети – были
неграмотны. И от него самого не осталось ни одного клочка бумаги , написанные
его рукой.
Не
найдено ни одной книги из его библиотеки (в то время как от многих других его
современников и сейчас продолжают находить книги с подписями ,чем-то вроде экслибрисов
и прочее). От каждого писателя того времени найдена хоть какая-то рукопись или
письмо , или чьи-то заметки о нем. Здесь же нет ни одного письма или заметки
современника с упоминанием вроде : «Я видел Шекспира , нашего актера ,
драматурга». Такого писателя никто в Англии не видел!
Зато есть документы , показывающие , что Шакспер из Стратфорда занимался мелким
ростовщичеством , упорно преследовал своих соседей – кузнеца , аптекаря- за долги
по ссудам. Был активным приобретателем. Нет никаких данных , что он получил
хотя бы начальное образование. Предание говорит , что он немного учился в
городской начальной школе (вроде нашей церковноприходской).
Предание также говорит : отец Шакспера , перчаточник , испытывал трудности и
рано забрал сына из школы , сделал подмастерьем. Все это было тогда обычным
явлением , но где же он мог обрести высочайшую , ни с чем не сравнимую
образованность , эрудицию , знание языков и т.д.?
Шакспер был членом актерской труппы. Какие роли играл и играл ли вообще ,
неизвестно. Есть предание , что он играл роль Те и отца Гамлета. Возможно ,
участвовал в массовых сценах.
Он был
пайщиком театра , то есть актером-совладельцем – это подтверждено документально.
Считают , что он давал туда свои пьесы. Это как бы был вклад в дело. Прекрасное
предположение , но оно не подтверждено никакими документами. Нет никаких документальных
указаний на то , что кто-то из актеров труппы «Глобуса» считал Шакспера при жизни
писателем , драматургом.
Обратимся к завещанию Шакспера , составленному нотариусом с его слов. Его нашли
через сто с лишним лет. Человек . который его отыскал , был в отчаянии. Он
писал своему другу , что в завещании нет ни одного слова , которое могло бы
быть связано с Шекспиром – Великим Бардом. Там расписаны ложки , вилки , деньги
на несколько поколений вперед , проценты , пенсы… Все расписано – вплоть до
посуды и кровати , о которой потом так много писали. И – нет ни одного слова о
книгах . хотя многие книги стоили дорого.
А где
его рукописи? Имя Шекспира было в то время уже известно , издатели гонялись за
его пьесами , сонетами. А как к ним попадали шекспировские рукописи , неизвестно.
Его современники – писатель , поэты , драматурги – зарабатывали на этом. Кроме
него! Он , который за два фунта гонял по судам неимущего должника и , вероятно
, засадил в тюрьму соседа-кузнеца , совсем не упоминает какие-то рукописи. А
ведь за пьесу можно было получить у тогдашнего антрепренера шесть фунтов!
Когда умер Шакспер из Стратфорда , никто в Англии не произнес ни звука!
Единственный отклик на смерть гения- запись в стратфордском приходском регистре
: «25 апреля 1616 погребен Уилл Шакспер , джент.»
В те
времена было принято : когда умирает поэт , может даже не очень известный ,
коллеги писали на его смерть элегии , издавали памятные сборники. На смерть
Джонсона – целая книга элегий. Умер Бомонт – торжественные похороны ,элегии.
Умирает Дрейтон – студенты образовывают целую процессию по улицам города
(кстати , Дрейтон был незнатного происхождения и беден)… Целые сборники
оплакивали кончину Сидни , Спенсера , Донна… А здесь – ни слова , ни звука.»
А
под знаменитым псевдонимом , по мнению Гилилова , творила супружеская пара Роджер
Мэннерс граф Ратленд и его супруга Елизавета Мэннерс графиня Ратленд.
Доказательство этому приведено в разделе «Другой такой пары в Англии не было»
первой главы «Таинственные птицы Роберта Честера». Гилилов считает , что
честеровский сборник был выпущен в память о безвременно ушедших супругах ,
которые в сборнике выведены под аллегорическими именами Феникс и Голубь. Свою
точку зрения автор доказывает с помощью блестящего научного анализа.
«Гнездо Фениксов» Однако есть и другие точки зрения
относительно личности Шекспира , которые категорически опровергают мнение Гилилова
.
Некоторые ученые считают , что под псевдонимом «Шекспир» писал свои произведения
Кристофер Марло. Их утверждение основывается на результатах анализа уникальной
структуры «Гамлета» и «Укрощения строптивой». В фабуле «Гамлета» «Шекспир»
изобразил себя самого с элементами биографии Кристофера Марло. «Марловианцы»
(приверженцы версии об авторстве Кристофера Марло) сконцентрировали внимание на
деталях его сомнительной гибели в мае 1593 года , упустив из виду , что обстоятельства
его рождения не менее интересны и загадочны , чем смерти , пусть даже мнимой…
Факты
свидетельствуют , что «тайна Шекспира» возникла уже с самого рождения того ,
кому было суждено стать Шекспиром – еще в 1564
Кристофер
Марло году. Но не в
конце мая , когда в Стрэтфорде на Эйвоне родился «официальный Шекспир» , а
примерно месяцем раньше . когда в одном из замков на берегу той же речки
родился «Эйвонский лебедь» (именно так окрестил в 1623 году покойного
«Шекспира» Бен Джонсон в предисловии к знаменитому Большому Фолио). И , видимо,
именно тайна рождения может объяснить смысл загадочного девиза студента колледжа
«Корпус Кристи» Кристофера Марло : «Qvod me nutrit me destrvit» Девиз на портрете ( «То , что
меня кормит , меня убивает»). Этот девиз начертан на портрете, обнаруженном при
реконструкции помещения колледжа «Корпус Кристи» уже в середине XXвека.
Портрет написан по случаю совершеннолетия изображенного на нем мужчины ;
идентификация произведена по изображенной там же дате : «1585 год от Рождества
Христова Совершеннолетие 21 год» По сохранившимся спискам студентов установлено
, что в 1585 году из всех студентов колледжа только Кристоферу Марло исполнился
21 год.
Среди
множества существует еще одна версия относительно личности Шекспира. На
знаменитом портрете в Фолио , где лицо Шекспира заменяет маска , некоторые исследователи
усматривают в этой маске женские черты. А некоторые – даже сходство с королевой
Елизаветой.
Впрочем , можно сравнить.
Шекспир: портрет-маска. Фолио 1623
г. Королева Елизавета – мать Шекспира
?
На
этих портретах видны характерные приметы. Одна из них – сросшиеся мочки левого
уха. Что это значит? Можно только предполагать.
Загадка была и остается. А пока тайна дразнит ум , мы
будем искать ответы на поставленные вопросы , а попутно открывать для себя и
глубже постигать эпоху Шекспира , кем бы он ни был.
Отношение
современников и
мое личное к творчеству Шекспира
Кто
бы не подписывался под великими произведениями , его творческое наследие
обречено на бессмертие.
Здесь
мы видим , кроме величайшего поэтического дара , острые нравственные конфликты.
Эти конфликты скрыты в самой природе человеческих отношений. И в каждой новой
эпохе они воспринимаются по-новому.
Существуют , к примеру , современные интерпритации «Ромео и Джульетты».
Основной конфликт здесь – борьба за сферы влияния , в гуще которой зарождается
любовь.
Об
этом , например фильм с Леонардо де Каприо «Банды Нью Йорка» , «Вестсайдская
история» о любви между американцем и пуэрториканкой и множество других российских
и зарубежных книг и фильмов.
А
итогом всех этих конфликтов , в которых чаще всего мужчины тешат свое самолюбие
и глупость , становится смерть невинных людей.
Так было и в эпоху
Шекспира , так , к сожалению , происходит и сейчас.
На
сайтах Интернета я обнаружил такой факт.
Американские старшеклассники с трудом могут прочесть пьесы Шекспира , не
понимая в них множества слов . хотя язык с тех пор мало изменился.
Известно , что в произведениях Шекспира существует около 7000 слов , употребленных
лишь один раз.
Каков же в таком случае словарный запас среднего американского старшеклассника?
Я
думаю , что и у российского старшеклассника он не на много больше.
А
чтобы повысить не только свой словарный запас , но и интеллект в целом , нужно
больше читать , и лучше читать именно такие гениальные произведения , какими
были и остаются знаменитые пьесы , сонеты и поэмы великого Шекспира.