О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта
О КОЛИЧЕСТВЕ ФОРТЕПИАННЫХ СОНАТ В.А.МОЦАРТА
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История
исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно
столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или иного
композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для
клавира или органа Баха, Моцарта и еще целой плеяды композиторов. В последнее
время идут вполне серьезные разговоры даже о якобы найденных нотах 10-й (!)
симфонии Бетховена… Время не всегда – лучший судья. Как наиболее точно передать
знания будущим педагогам в курсе «Истории фортепианного исполнительства»? Как,
не смотря на временную пропасть донести истину, сокрытую в веках до настоящего
момента?
Ответ очевиден: нужно использовать компетентные источники – учебники,
методическую литературу и прочее. Все верно. Но бывают моменты спорных
утверждений, полученных с разных сторон.
Разберем такой пример. Вопрос: «Сколько собственно фортепианных сонат
написано Моцартом?» В курсе «ИФИ» следует обратится к основному учебнику: Алексеев
А.Д. «История фортепианного искусства» Учебник в 3-х частях. Ч. 1 и 2 изд.,
доп. – М: Музыка; 1988. – 415 с., нот. ISBN 5-7140-0195-8.
Процитируем параграф 3 стр.101: «Собственно фортепианных сонат у Моцарта 17.
Кроме того, в собрании его сочинений обычно включаются две F-dur’ные сонаты, составленные (по-видимому, не
автором) из различных моцартовских произведений». Источник вполне
компетентен. Во-первых – данный учебник утвержден в списке рекомендованной
литературы учебной программы «История фортепианного исполнительства» Министерства
образования и науки Республики Казахстан по специальности 0604002.01 (фортепиано). Во- вторых сам факт
компетентности автора учебника: Справка: Алексеев Александр
Дмитриевич (род. в 1913 г. г.Москва) – рус. сов музыковед, проф. Муз.-пед.
ин-та им. Гнессиных, д-р искусствоведения. Источник: Энциклопедический
Музыкальный словарь (составители: Б.С.Штейнпресс и И.М.Ямпольский) – Москва –
1966 год.
Казалось бы, информация исчерпывающая. Однако откроем двухтомное
издательство фортепианных сонат Моцарта: «Вольфганг Амадей Моцарт. Сонаты для
фортепиано в двух томах под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана том II – Ленинград, Музыка, 1983». В редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана представлено
19 сонат В.А.Моцарта.
В нашем случае существует два противоречия со ссылкой из различных
источников. Проще говоря: «Написано 17 фортепианных сонат, а играем 19
фортепианных сонат». Как сложилось данная нестандартная ситуация? Разберемся в
этом, открыв II-й том фортепианных сонат Моцарта редакции К.Мартинсена
и В.Вайсмана. Все сонаты снабжены «Указателями произведений В.А.Моцарта по
Кёхелю». Обратим свое внимание к сонатам под номерами 15 и 17 (обе F-dur’ные сонаты). Редакторы присваивают следующие
номера по Кёхелю:
№15 (Мартинсен и В.Вайсман): К. № 533/494 – Вена, 1786 и (!)
1788
№17 (Мартинсен и В.Вайсман): К. № 547а – Вена, 1788
В споре двух сторон решает третья. Обратимся к еще одному источнику.
Речь пойдет – я цитирую комментарий к книге – о «фундаментальном исследовании,
являющимся памятником мирового классического музыкознания» – Аберт Г.
«В.А.Моцарт»., © Издательство «Музыка», 1985 г.
Во второй книге /часть 2-я/ ISBN 5-7140-0215-6 приводится
«Указатель произведений В.А.Моцарта по Кёхелю» (стр. 512 – 543). Найдем № 533
(стр.533). Читаем: Allegro F-dur и Andante
F-dur для фортепиано. Обратимся к номеру 494
(стр.531). Читаем: Рондо F-dur для
фортепиано. Заметим: в обоих случаях речь не идет о фортепианной или клавирной
сонате! Речь идет о самостоятельных клавирных произведениях, номера которых
соответствуют ссылкам редакции К.Мартинсена и В.Вайсмана к одной и той же сонате
– как ее нам представляют редакторы – под № 15.
Ø И, наконец, цитируем самого Аберта: «… наиболее отчетливо проявляется
стиль этого периода в двух написанных в сонатной форме фортепианных пьесах
– Allegro F-dur и Andante B-dur (KV 533), которые по
неизвестным причинам не были доведены до обычного для Моцарта трехчастного
сонатного цикла» (курсив цитаты
сохранен).
Далее
следует сноска (стр.159 указанного выше исследования) самого Аберта:
«В
более поздних изданиях они были объединены с рондо F-dur (KV 494) в полную сонату».
Причем,
напомню: что по Кёхелю у указанной сонаты (если ее так называть) нет
индивидуального номера – есть № 533 и № 494 (Allegro F-dur
и Andante F-dur для
фортепиано и Рондо F-dur для
фортепиано). То есть вместо одной фортепианной сонаты – два самостоятельных
произведения для фортепиано!
***
Что касается номера 547а, то здесь на стр.543 указанного исследования
Аберта, Кёхель делает ссылку: «см. KV Anh. 135». Обратимся (стр.539) к данному номеру: это соната F-dur для фортепиано. По этой сонате в редакции
фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана в предисловии читаем: «…
Отсутствующая в новых изданиях известная соната фа мажор № 135 по Кёхелю,
которую следует рассматривать по Кёхелю и Эйнштейну (№ 547а), как авторскую
обработку двух частей скрипичной сонаты К. № 547 и рондо фортепианной сонаты К.
№ 545, снова включена в настоящее издание…».
Достаточно сравнить Rondo сонаты C-dur («Легкая соната» по Кёхелю № 545) редакции
фортепианных сонат К.Мартинсена и В.Вайсмана (стр.117) и Allegretto сонаты F-dur (стр.130) –
можно убедится в их схожести, если даже не в одном первоисточнике.
Ø Обратимся вновь к Аберту (стр.158 в указанном выше источнике). «Обе
завершенные фортепианные сонаты, созданные в это время, – C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570)…» (курсив цитаты сохранен).
Я
намеренно прерываю цитату, чтобы обратится к порядку фортепианных сонат Моцарта
под редакцией К.Мартинсена и В.Вайсмана. В последовательность сонат C-dur (KV 545) и B-dur (KV 570) «просочилась»
соната F-dur (KV Anh. 135).
И
вот вновь сноска Аберта (стр.158 в указанном выше источнике) о фортепианной
сонате C-dur (KV
545): «Ее последняя часть была позднее кем-то посторонним объединена с
первой частью скрипичной сонаты F-dur
(KV 547). Таким образом возникла еще одна фортепианная
соната (KV Anh. 135)». Конец цитаты. Выделение – мое (прим. В.В.)
Но
не менее интересен и следующий факт, в отношении сонаты B-dur (KV 570), изложенный Абертом (стр.158 в указанном
выше источнике): «В печати к ней была произвольно добавлена скрипичная партия».
Как говорится – без комментариев. Случайно или нарочно были произведены такого
рода «путаницы» – я не могу пока ответить.
Далее привожу список собственно клавирных сонат, найденных мною
у Кёхеля:
1.
KV 279 C-dur
2.
KV 280 F-dur
3.
KV 281 B-dur
4.
KV 282 Es-dur
5.
KV 283 G-dur
6.
KV 284 D-dur
7.
KV 309 C-dur
8.
KV 310 a-moll
9.
KV 311 D-dur
10. KV 330
C-dur
11. KV 331
A-dur
12. KV 332
F-dur
13. KV 333
B-dur
14. KV 457
c-moll
15. KV 545
C-dur
16. KV 570
B-dur
17. KV
576 D-dur
Также имеется номер KE 547a F-dur
со ссылкой на KV Anh. 135 – о ее «возникновении»
мы уже узнали у Аберта.
Я считаю совершенно правильным утверждение Алексеева А.Д. о количестве
написанных Моцартом сонат – собственно фортепианных сонат Моцарт написал 17.
Тем не менее, я допускаю возможность исполнения большего количества произведений,
которые В.А.Моцарт писал и не как клавирные/фортепианные/ сонаты. Прекрасная
музыка должна звучать не переставая!
Цель моей работы: не «обеднить» мировую звуковую сокровищницу, «изъяв из
ее рядов» два произведения. Эти произведения звучат и без права называться
фортепианными сонатами Моцарта, звучат они и как сонаты Моцарта, или как Allegro
F-dur, Andante B-dur, Рондо F-dur… Дело не в
этом. Студенты имеют право на исполнение сонат №№ 15 и 17 по редакции Мартинсен
и В.Вайсман (да и других составителей). Просто необходимо объяснить ученику
спорность происхождения этих произведений, как собственно фортепианных сонат
Моцарта. Знания должны быть полными.
Я хочу на данном примере убедить всех преподавателей пользоваться
различными компетентными источниками при проведении своих уроков. В таких
случаях, при ответах на экзаменах или зачетах, студент сам должен уметь
ссылаться на компетентный источник, благодаря которому и были получены те или
иные сведения или знания. А задача педагога – помочь студенту разобраться в тех
или иных противоречиях, которые могут возникнуть и на уроках, и во внеурочное
время.
Вчерашний В.В.