Арам Хачатурян
АРАМ ИЛЬИЧ ХАЧАТУРЯН (1903-1978)
Арам Ильич Хачатурян – художник яркой,
своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая
свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и
ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось
источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В
своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь
русской музыки.
Творчество
Хачатуряна разнообразно по содержанию и по жанрам. Композитор писал балеты,
симфонические произведения, сонаты и концерты для различных инструментов,
песни, романсы и хоры, музыку для театра и кино. Среди лучших его произведений
– балеты «Гаянэ» и «Спартак», вторая симфония, фортепианный и скрипичный
концерты, музыка к драме Лермонтова «Маскарад».
БИОГРАФИЯ
Детство
и юность. Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тбилиси в семье
переплетчика. Его мать любила петь народные армянские песни, и эти напевы
глубоко запечатлелись в душе ребенка. Незабываемое впечатление оставило
искусство народных певцов-ашугов, в исполнении которых звучали песни
Азербайджана, Грузии, Армении.
Под
впечатлением услышанных народных мелодий мальчик забирался на чердак дома и
часами выстукивал полюбившиеся ему ритмы на медном тазе. «Эта первоначальная
моя «музыкальная деятельность» - рассказывал Хачатурян, - доставляла мне
неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»
Материальное
положение семьи было настолько стесненным, что о музыкальном образовании Арам
не мог и мечтать. Поэтому появление в доме плохонького, приобретенного за гроши
пианино стало для мальчика большим событием. Сначала одним пальцем, а затем с
примитивным аккомпанементом он стал подбирать по слуху мелодии народных песен и
танцев. «Тогда я совсем осмелел, - вспоминал Хачатурян, - и начал варьировать
знакомые мотивы, сочинять новые. Помню, какую радость доставляли мне эти –
пусть наивные, смешные, неуклюжие, - но все же первые попытки композиции».
Когда
Араму исполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище.
Самостоятельно научившись играть на духовых инструментах, он участвовал в
любительском духовом оркестре.
В
шестнадцать лет Хачатурян впервые попал в оперный театр, где услышал оперу
«Абесалом и Этери» - классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление
было столь сильным, что мечта учиться музыке стала неотступной.
Наконец в
1921 году в судьбе юноши наступил перелом. В Тбилиси приехал его старший брат
Сурен Хачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Заметив влечение
Арама к музыке, Сурен Ильич взял его с собой в Москву.
Годы
учения. В возрасте 19 лет
юноша сдал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. У него не
было даже элементарной подготовки. Выручили отличный слух, музыкальность,
прекрасная память. Елена Фабиановна и Михаил Фабианович Гнесины, опытные
педагоги, сразу же распознали в юноше природное дарование. И вот начались годы
учения – большего, настойчивого труда, сомнений, успехов, разочарований.
Вначале
Хачатурян учился играть на виолончели и фортепиано. Но скоро становится ясно,
что основное его призвание – композиция. В лице Михаила Фабиановича он нашел
чуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже в
техникуме начинающий композитор написал «Танец» для скрипки с фортепиано и
«Поэму» для фортепиано. Эти произведения были изданы с успехом.
С 1929 по
1934 годы Хачатурян учится в Московской консерватории. По классу сочинения он
занимается у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. Теперь все свое
внимание он отдает творчеству. В эти годы он пишет «Токкату» для фортепиано,
трио для кларнета, скрипки и фортепиано, «Танцевальную сюиту» для
симфонического оркестра.
Уже здесь
проявились черты, ставшие типичными для более зрелых его произведений. Прежде
всего, это певучие мелодии народного характера, сочные, свежие гармонии,
праздничная оркестровка. Самобытность и оригинальность таланта Хачатуряна
теперь начинает признаваться не только музыкантами. Известность его быстро
растет и среди широких масс слушателей.
В
качестве дипломной работы молодой композитор представил первую симфонию,
посвященную Советской Армении. Хачатурян блестяще оканчивает консерваторию. Его
имя занесено на Доску почета. В дальнейшем он совершенствует свое мастерство,
занимаясь в аспирантуре.
Начало
самостоятельного пути. После окончания консерватории композитор много и
упорно работает над своими новыми сочинениями. Он обращается к различным
жанрам. Среди созданного на протяжении 30-х годов наиболее удачными оказались
балет «Счастье», фортепианный и особенно скрипичный концерты. Заслуженную
популярность завоевала музыка Хачатуряна к драматическим спектаклям
(«Валенсианская вдова», «Маскарад») и кинофильмам («Пэпо», «Зангезур»). Активно
включается Хачатурян и в общественно-музыкальную жизнь страны, выполняет
ответственную работу в Союзе композиторов.
Фортепианный
концерт закончен композитором в 1936 году. Его первым исполнителем был
выдающийся советский пианист Лев Оборин, которому он и посвящен. Концерт имел
большой успех. В нем проявилась склонность композитора к виртуозному блестящему
стилю. Еще ярче стали краски гармонии, острее и выпуклее ритмы, выразительнее
мелодия.
В 1940
году Хачатурян создает одно из своих наиболее значительных произведений –
скрипичный концерт. Здесь творческий облик композитора раскрылся во всей своей
полноте. Концерт посвящен его первому исполнителю – известному советскому
скрипачу Давиду Ойстраху.
Весну и
лето 1939 года Хачатурян проводит в Армении, где усиленно работает над балетом
«Счастье». В новом для себя жанре балета он воплощает тему – жизнь народа
Советской Армении, радость и счастье людей, завоеванные в труде и борьбе.
Годы
войны. Наступила Великая Отечественная война. В военные годы Хачатурян
создает песни «Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового
оркестра «Героям Отечественной войны» и другие.
Из
произведений крупных жанров появляются балет «Гаянэ» и вторая симфония.
Премьера
балета «Гаянэ» состоялась в 1942 году в Перми, куда был эвакуирован
Ленинградский театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Спектакль прошел с
огромным успехом.
Сюжет «Гаянэ»
развивается драматически напряженно. Герои балета – колхозники и бойцы Красной
Армии. Их счастье неотделимо от благополучия всего народа. За балет «Гаянэ»
композитору в 1943 году была присуждена Государственная премия СССР, которую он
внес в фонд Вооруженных Сил Советского Союза.
Вторая
симфония получила название «Симфонии с колоколом». Она передает переживания
советских людей в годы войны. В четырех частях симфонии отражены страдания,
скорбь по погибшим, воспоминания о счастье и радости, предчувствие грядущей
победы.
В 1944
году Хачатурян пишет Государственный гимн Армянской ССР.
Послевоенный
период. В послевоенные годы музыкальная деятельность композитора
значительно расширяется. Начиная с 1950 года – он профессор по классу
композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.
Хачатурян-педагог главное внимание уделял развитию творческой индивидуальности
будущих композиторов, национальной природы их дарования. Из его класса вышли
такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев
и другие.
В 1950
году началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где
дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. Под
управлением автора прозвучали сцены из балета «Гаянэ» и финал скрипичного
концерта. Композитор посещает с концертами многие города Советского Союза. С
большим успехом его выступления проходят и за рубежом. Но сочинение по-прежнему
остается главной целью его жизни.
Появляется
целый ряд его песен о дружбе народов, о мире. Много музыки Хачатурян пишет для
кинофильмов («Русский вопрос», «Сталинградская битва», «Владимир Ильич Ленин»,
«У них есть родина» и другие), для драматических спектаклей («Лермонтов» Б.
Лавренева, «Макбет» и «Король Лир» У. Шекспира).
В 1946
году Хачатурян заканчивает концерт для виолончели с оркестром и посвящает его
первому исполнителю Святославу Кнушевицкому, выдающемуся советскому
виолончелисту. К 30-летию Октября создана «Симфония-поэма» (симфония № 3).
Капитальное
произведение послевоенного периода – балет «Спартак», законченный в 1954 году.
Впервые он был поставлен на сцене Ленинградского театра имени С.М. Кирова в
1956 году, а в Большом театре в Москве – двумя годами позже. Хачатуряна привлек
образ человека, возглавившего беспримерное в истории Древнего мира восстание
рабов. В героическом сопротивлении угнетенных, композитор увидел много общего с
борьбой народов за свою независимость.
Позднее
творчество. На протяжении 60-70 годов сочинены три концерта-рапсодии (для
скрипки, для виолончели и для фортепиано – с оркестром). Композитор вновь
возвращается к жанрам камерной инструментальной музыки: он сочиняет сольные
«Сонату-фонтазию» для виолончели, «Сонату-монолог» для скрипки и «Сонату-песню»
для альта.
С первых
же послевоенных лет получила особый размах общественно-музыкальная деятельность
Хачатуряна. Совместно с другими советскими музыкантами композитор побывал во
многих странах мира. Свои концертные выступления он сочетал с беседами,
докладами о советской музыкальной культуре, что служило еще большему укреплению
дружественных связей между Советским Союзом и другими странами.
Композитору
было присвоено почетное звание народного артиста СССР.
Арам
Ильич Хачатурян умер 1 мая 1978 года.