Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы 'Псковитянка' Н.А. Римского...
Тема, исследуемая в данной работе, получила название
“Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы
“Псковитянка” Н.А. Римского-Корсакова”.
Работа состоит из трех основных
разделов: 1) Жизненный и творческий путь Н.А.Римского-Корсакова; 2)
Характеристика драматургии и музыкального языка оперы “Псковитянка”; 3)
Особенности музыкального языка и формообразования и хоровых сцен в опере.
Завершается работа небольшим заключением, списком используемой литературы, а
также нотным приложением.
В первой главе дается краткий обзор жизни и творчества
Римского-Корсакова, его основных художественных взглядов и принципов, которые
сформировались под влиянием композиторов – “кучкистов” и эстетики реализма.
Вторая глава работы раскрывает особенности драматургии оперы, ее тесную связь с
операми Мусоргского и Бородина. Опера “Псковитянка” занимает особое место в
творчестве самого Римского-Корсакова, она мало характерна его художественному и
музыкальному мышлению, что и заставляет обратить на нее особое внимание.
Третья глава обращена непосредственно к хоровым сценам. Это
сцена Псковского вече,
хор из 3-ей картины “Грозен царь идет”, хор, завершающий
3-е действие “Царь наш, государь” и заключительный хор “Свершилось волей
божьей; пал Великий Псков”. В этой главе автор уделяет особое внимание значению
и роли каждой хоровой сцены в драматургии всей оперы, особенностям построения
хоровых сцен, а также их отдельных эпизодов ( например, “Сцена Псковского
вече”), некоторым наиболее характерным чертам музыкального языка композитора.
Теоретические тезисы данной главы подкреплены нотными примерами и ссылками на
музыковедческую литературу.
В результате проведенного анализа выявлены некоторый черты
стиля композитора, которые были суммированы и вошли в последний раздел –
заключение.
В конце работы дан также список использованной литературы и
нотное приложение в которое вошли: хор из II действия
“Грозен царь идет”, хор из 3-й картины “Царь наш, государь” и заключительный
хор “Свершилось волей божьей; пал Великий Псков”.