Оглавление
Основные деятели: 1
Главные особенности. 1
Методология. 2
Основной вклад (значимость) 2
Отношение к разным лингвистическим школам.. 2
Отношение к «Структурной лингвистике». 2
Отношение к "Лингвистическому
логицизму": 2
Взгляды на ряд других вопросов
лингвистики, онтологии и гнесеологии. 2
Отношение к происхождению языка: 2
Для концепции «Функциональной асимметрии
полушарий головного мозга»: 2
Для философии. 2
ССЫЛКИ.. 2
|
·
Мамедов Джаббар Манаф оглы. (проф.) - основатель школы
·
Мамедов Мусеиб (проф.)
·
Казимов Газанфар (проф.)
·
Ахундов Агамуса (проф.)
·
Джафаров Низами (проф.)
·
Абасов Али (проф.)
·
...
Главные
особенности
Выделяют в языке содержательный
и выразительный план.
Содержательный план языка
считают статичным, неизменяемым со временем, то есть находящимся вне континуума
пространства и времени, вне диахронии и синхронии;
одинаковым у всех, то есть общим для всего человечества, инвариантным, то есть
не зависимым от национальных и родовых различий; связанным со структурой
мышления человечества, потенциально существующим в сознании каждого
индивидуума. Национальные языки выстроились из этого общего корня,
каждый по-своему решив некоторые грамматические, морфологические, лексические
проблемы выражения (на бессознательном уровне). В зависимости от
истории, географических особенностей, быта, потребностей и т. д. каждой нации,
в плане выражения проявляются разные части этого содержательного плана, в
каждом национальном языке больше развиваются отдельные его
части.
Выразительную же часть
считают просто оболочкой этого содержательного плана, проекцией закономерностей
деятельности мозга в социальной сфере. Развивается и изменяется полностью не
сам язык, а именно эта его часть. Несмотря на то, что язык
детерминирован схемами мышления мозга, его проявленная часть, то есть
выразительный план, подвергается сильному воздействию социальных факторов и
регламентируется ими: со временем в язык вливается
(вкрапливается) вся история, мировоззрение, быт, традиции, и т. д.
народа-носителя, добавляя к этому скелету многочисленные штрихи и, таким
образом, формируются отдельно взятые национальные языки и получается такая палитра
мировых языков, каждый из который обладает свей
уникальной морфологией. Содержательный же план языка при
всем этом остаётся неизменным у всех народов мира.
Принятие синтаксиса не в
традиционном смысле, когда он определяется, как область грамматики,
изучающая предложение, а вслед за рядом лингвистов XIX—XX
веков, — как раздел грамматики, изучающий содержательный план языка, и
противопоставленный морфологии и фонетике,
изучающим выразительный план языка.
Разделение части речи на:
синтаксические и несинтаксические. К первой группе относят независимые, а
ко второй — все остальные части речи. После
этого, исключают из ряда независимых частей речи местоимение и наречие,
исходя из следующих соображений:
·
Отрицается независимость местоимение, полагая,
что отношения местоимения с другими частями
речи не являются равноправными и взаимоисключающими, поскольку
свойства местоимения пересекаются с другими частями
речи, являясь их подмножеством. А эта противоречить законам
деления логики. Расчленение всех основных частей
речи сначала на общие и частные, а затем на абстрактно-конкретные виды
показывает, что место абстрактно-общего вида каждой части речи
остается пустым. Делает вывод, что как раз, это и есть местоимение,
которое наука традиционно (по исторической инерции или под влиянием
авторитета античных школ) выделив из состава других частей
речи, объединила в одном классе, назвав его местоимением.
Исходя из данной логики, эта школа считает целесообразным распределять ее по
другим частям речи.
·
Наречие же считают просто производным, точнее адвербиализированным
вариантом других частей речи. Точнее, считают, что оно
получается из других частей речи, при
выступлении их в качестве средств выражения обстоятельства. В
этом случае оно автоматически трансформируется в наречие.
Поэтому считают целесообразным заменить ее адвербализированными
вариантами других частей речи.
Итого, за
независимые (главные) принимают всего лишь 4 части речи: имя
существительное, имя прилагательное, имя
числительное, глагол.
Возражают против
изолирования членов предложений от частей речи: Считают, что не существует
изолированных, вне связи друг с другом частей речи и членов
предложения — эти четыре части речи выступают
только в роли средств выражения членов предложения, а члены
предложений выражаются только частями речи.
Конверсия: Считают конверсию не
актом взаимовыступления частей речи, а
выступлением их в качестве средств выражения членов
предложений.
Методология
При анализе языка
данная школа использует инструменты следующих областей знаний:
Из психологии –
берёт «Функциональная асимметрия полушарий головного мозга»;
Из логики –
берёт Законы деления;
Из философии –
берёт тот факт, что принятые в этой школе четыре основные части речи
являются лингвистическими эквивалентами категорий онтологии,
таких как материя ( = существительное), движение (
= глагол), качество (
= прилагательное) и количество (
= числительное). И философ,
и лингвист наблюдают одни и те же объекты. Но каждый из них называет их
по-своему.
Основной вклад (значимость)
В результате
такого анализа получают некую систему содержательного плана языка (см. shema 1.gif)
Как известно,
основной целью Структурной Лингвистики и всех её подшкол было
нахождение системы языка. Некоторые специалисты (см. #"_Toc199804404">Отношение к разным лингвистическим школам
В отличие от
классиков структурной лингвистики эта школа не считает язык
некой условной и произвольной системой, зависимой от речи, от существования социальной
жизни, от категории времени и воли говорящих, и т.п. Она считает, что коренная
часть языка есть некая статичная система, находящаяся вне
категории времени и специфики национального, и является производной от
закономерностей деятельности мозга. Коренная его часть остается у всех одной и
той же – вне континуума диахронии и синхронии.
Развивается и изменяется не сам язык, а форма
его проявления, то есть, та часть, которая составляет выразительный план.
Выразительную часть языка, рассматривает просто, как
оболочку языка, проекцию закономерностей деятельности мозга в
социальной сфере. Несмотря на то, что язык
детерминирован схемами мышления мозга, его проявленная часть, то есть,
выразительный план, подвергается значительному социальному влиянию и
регламентируется им: как мы уже отмечали ранее, со временем в язык
вкрапливается история, мировоззрение, быт, традиции, и т.д. народа-носителя
языка, а добавления, к этому скелету разнообразных штрихов формирует отдельно
взятые национальные языки. Получается такая палитра
мировых языков, каждый из которых имеет свою уникальную морфологию. Поэтому, в
отличие от структурной лингвистики, эта школа выводит коренную
часть языка из континуума диахронии и синхронии.
Кроме этого полагает, что язык и речь (звучание)
не являются разными сторонами одной медали (или листа), или же
обусловливающими существование друг друга. Речь не
предшествует языку и не является единственным орудием
осуществление языка. Язык не всегда
имеет звуковое оформление и звуковую расшифровку. Он может существовать и вне речи, и
в роли оболочки языка (т.е. в роли средства его осуществления)
может выступать все, что может нести информацию, в том числе всевозможные невербальные
средства коммуникации.
В отличие от
сторонников логицизма, эта школа принимает, что проблемы
"истинность-ложь",
"умозаключение", "доказательство"-"опровержение"
и т.п. относятся исключительно к логике; а формы слов и предложений, склонение,
родовидовые атрибуты, типология языков,
психологические и коммуникативные аспекты языка,
проблемы, связанные с морфологией, способы
выражения синтаксических отношений, отражения в структуре предложения
внеязыковых данностей и т.п. являются исключительно предметом лингвистики (в
том числе, совместно с другими дисциплинами). В отличие от них здесь не
идентифицируется понятие – со словом, логическое
и лингвистическое подлежащее-сказуемое
друг с другом. То есть, не утверждается строгий параллелизм между словом и понятием, предложением и суждением.
Допускаются обозначения в выразительном плане одного и того же понятия или же суждения –
отдельными словами, словосочетаниями,
целыми предложениями, или же группами символов
невербальной сферы; Или же наоборот – допускается, что одно и то же слово, словосочетание, предложение или
же невербальный код может быть выражением отдельно взятого понятия,
или же целого суждения. И еще: в зависимости от синонимичности или
омонимичности (то есть, тождественности
значения или формы) слов, словосочетаний или
предложений, они могут быть выражением разных понятий или
суждений, или же одно и то же понятие или
суждение может выражаться множественными синонимами, словосочетаниями или
же предложениями.
Отношение к
происхождению языка:
Считает, что
механизм появления современных совершенных и сверхсложных человеческих
языков полностью идентичен с эволюционным механизмом письменности. То
есть, как развитие письменности переживало
стадии {графем = предложение (пиктографическая
письменность)} --> {графем = слово или
словосочетание (идеографическая
письменность)} --> {графем = слог (силлобографическая
письменность)} --> {графем = звук (фонографическая
письменность)}, те же траектории испытал и язык, и
эволюционировал через этапы {фонем = предложение (пиктографический
язык)] --> {фонем = слово или
словосочетание (идеографический язык)}
--> {фонем = слог (силлабографический
язык)} --> {фонем = звук (фонографический
язык)}. То есть, какой-то крик сначала
заменял (обозначал) целое предложение, потом –
только часть этого предложения, а потом –
часть слова.
Как междисциплинарная
концепция, используя при своих умозаключениях достижение этих дисциплин,
эта школа делает также обратный вклад, т.е. исходя из полученного результата
делает некоторые выводы и для этих дисциплин:
Для концепции
«Функциональной асимметрии полушарий головного мозга»:
«Первичная
информация анализируется полушариями мозга не одним этапом, а в многоступенчатом
виде. То есть, мозг начинает анализировать обоими полушариями не только
информацию, полученную из сенсорного аппарата, но и результаты своих анализов,
а затем результаты вторичного анализа, потом третьего и так далее. И на каждом
таком этапе на информацию реагируют оба полушария, и каждое выявляет, в
соответствии со своей деятельностью, различные оттенки – атрибутивные, либо
логические. Потом в центр внимания выставляется один из этих результатов и
осуществляется поиск обоими полушариями как атрибутивной, так и логической
информации. То есть, получается, что извлекается атрибутивная информация из
логической, или наоборот. Повторяется этот процесс многократно. В мозге все эти
операции происходят подсознательно, с целью проникновения мышления в глубь сущности
бытия. И после каждого членения, по закону обратного
отношения между содержанием и объемом понятия, человеку
открываются все более тонкие структуры объективного мира.»
Исходя из логики
своих систем эта школа делает вывод, что полушария мозга не улавливают, а
фильтруют внешние сигналы (информацию). Вернее, улавливают только те
сигналы, которых могут, на что хватают их способности (как предполагала «Трансцендентальная философия»). И
мир, который мы видим, есть на самом деле ничто иное, как наполовину «творение
человеческого разума» (как предполагал «Эмпириокритицизм»). То
есть, образ мира в нашем представлении является не прямой копией
действительности, а лишь рационализированным ее видом. Реальность остается при
этом ноуменом для человека. Было-бы у человека не два
полушария мозга, а три (четыре, пять...) – каждый настроенный на разные
функции, человек смог бы извлекать и иные формы информации из моря реальности,
и сам процесс конструирования этих сигналов тоже отличался бы от существующего.
То есть, для человека открылся бы путь к еще одному измерению. Этой школой
предлагается некая система философских категорий, эквивалентная вышеуказанной
лингвистической системе.
Такую миропанию эта школа
называет "Транслингвистическая философия".
·
#"см.%20%5b%20http:/www.google.com/search">см. [#"см.%20%5b%20http:/www.google.com/search">см. [http://www.google.com/search?q=%22%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F+%D1%81%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%B0%22&hl=ru&lr=&ie=UTF-8&inlang=ru&filter=2].
PS.: Разрешается переводить этот материал на любой язык,
опубликовать его в любом изданий (бумажный или электронный), использовать его в любом
варианте без
разрешения или
указания автора - только с сохранением указанных в тексте достижения
Азербайджанской Лингвистической Школы и авторство ее над этим.