Анализ рассказа Набокова 'Рождество'
Анализ рассказа В.Набокова
«Рождество»
Повествование начинается с
описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный
повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы
сверху: «Когда на следующее утро, после ночи, прошедшей в мелких нелепых снах,
вовсе не относившихся к его горю, Слепцов вышел на холодную веранду, так весело
выстрелила под ногой половица, и на беленую лавку легли райскими ромбами
отраженья цветных стекол». Автор-демиург в этом тексте, он знает каждую деталь,
происходящую с героем. Он знает о всех действиях героя. О внутренних
переживаниях повествователь тоже знает, и он с точностью передает поток
сознания Слепцова: «А я умру – конечно. Это так просто. Сегодня же…».
Главный герой произведения
– Слепцов. Он потерял сына. Сын, видимо, был единственным близким человеком,
единственным утешением, надеждой. Оттого–то и удивляется Слепцов тому, что «сам
он ещё жив», ведь гроб был наполнен «его жизнью».
Систему персонажей можно представить в
следующем виде:
Девушка
из дневника- СЫН
=> СЛЕПЦОВ <= БАБОЧКА -Иван
Основополагающий принцип
этой системы следующий: эта система отражает тему жизни и смерти. Слепцов – главный
герой произведения. Он стоит между этими двумя явлениями и ему предстоит
сделать выбор. Сын – отражение линии смерти, бабочка – жизни. Можно сказать, что
он стоит между двух огней.
Фабула данного
произведения напоминает фабулу «Легкого дыхания» Бунина. Повествование
начинается с «конца», т.е. сначала мы узнаем отца, видим, что он чем-то озабочен,
но лишь потом узнаем о причине его переживаний (лишь во второй главе), в
третьей главе узнаем о переживаниях сына, а в четвертой главе снова
возвращаемся к переживаниям отца. Но в «Легком дыхании» такая фабула необходима
для того, чтобы ощутить это легкое дыхание. В данном произведении, если
поменять события местами, то будет описана не жизнь Слепцова, а жизнь самого
мальчика, его смерть и реакция отца. Нам же, благодаря такой фабуле, удается
увидеть лишь реакцию отца, которая, безусловно, является главным элементом в
тексте.
Обычная фабула => жизнь мальчика в
деревне, его влюбленность, дневник, переезд в Петербург, смерть, горе отца,
похороны мальчика в деревне.
Перевернутая фабула => горе отца, жизнь
мальчика в деревне, переезд в Петербург, смерть, похороны мальчика в деревне,
его влюбленность, дневник, горе отца.
Не виден замысел автора при
обычной фабуле. Внутренний конфликт героя (Слепцова) и является в
рассказе Набокова сюжетообразующим. Т.о. автор «перевернул» фабулу, чтобы
показать главный конфликт.
Автор разделил свой рассказ
на четыре части, каждая из которых означает ступень: с каждым шагом Слепцов
приближается к нервному срыву – обрыву, бездне. С каждой главой нарастает
драматизм повествования. За четыре главы успевают пройти целые сутки: 1 глава –
ночь, 2 – утро, 3 – день («после обеда»), 4 – ночь. За сутки Слепцов успел и
подумать о смерти всерьез, и принять новую жизнь.
В тексте можно увидеть художественные
детали. Деталь интерьера – «низкий плюшевый стул» - в буквальном смысле
сопереживает герою. Проникается к нему сочувствием и читатель. Слепцов сидит,
забившись в угол, «словно в приёмной у доктора». Данная, казалось бы,
незначительная деталь подсказывает читателю: этот человек болен, нуждается в
помощи. Он «медленно» (т.е. с трудом осознавая, что делает) смотрит на свою
руку. Треснувшая капелька воска символизирует «трещину» в душе героя. Сильная
деталь церковный крест, которая появляется в конце второй главы. Можно понять
один из эпизодов этой главы: «Слепцов…свернул с тропы и…пробрался…к тому месту,
где парк обрывался к реке», как попытку самоубийства. Слепцов, скорее всего,
хотел утопиться в озере. «А над белыми крышами придавленных изб…слепо сиял
церковный крест». Возникает образ религии, бога. Слепцов не смог этого сделать.
Обратим внимание на
встречающиеся в произведении детали – символы. Бабочки, которых собирал
сын Слепцова, - ассоциируются с определенными моментами: красота, стремительный
полёт, краткость жизни. Похожи они и на самого мальчика. Он умирает в расцвете
сил в далёком Петербурге, грезя о своих бабочках и, возможно, о любимой. И
куколка, которую он считал мёртвой, согретая теплом комнаты, оживает на глазах
изумлённого Слепцова, превращаясь в бабочку: «Оно стало крылатым незаметно, как
незаметно становится прекрасным мужающее лицо».
Сообразно природе
меняется и душевный настрой Слепцова. Его глазами мы видим восхитительный
утренний пейзаж. «Весело выстрелила под ногой половица», «райские ромбы»
стёкол, «сладко хрустнувшая дверь», «блистательный мороз». Все эти детали
говорят о способности героя чувствовать природу, находить в ней пусть не
утешение, но хотя бы забвение. Он видит в живой природе душу (олицетворение:
«ёлки поджимали зелёные лапы»), образно воспринимает её красоту (куст –
фонтан). На фоне этой природы остался в его памяти и нежно любимый сын…
Всмотримся в организацию времени
и пространства. Герой совершает как будто “челночное” движение (по прихоти воспоминаний
он переносится то в Петербург, то снова в усадьбу; едет до кладбища и
возвращается обратно). Галерея, соединяющая дом, где Слепцов жил с сыном, и
нежилой флигель, символизирует разрыв между счастливым прошлым и бесприютным
настоящим. Пространство предельно насыщено запахом, звуком, цветом. Отсюда мы
можем сделать вывод о том, что автор, как и герой, тонко чувствует природу. Более того, именно в ней он видит
оправдание человеческого существования и утешение – видит Бога.
Образом–символом является
само Рождество, вынесенное в заглавие. Этот главный христианский
праздник одновременно радостен и напоминает человеку о родившемся Христе,
который обречен на страдания. Ель (символ Рождества), принесённая Иваном,
означает вечную молодость («Зелёная. Пусть постоит»). Слепцов просит убрать её,
потому что хоть неявно, но винит в смерти сына Бога, считая её (смерть)
несправедливостью. Возможно, ель – горькое напоминание о счастливых минутах,
проведенных вместе с сыном. Вообще образ Бога зримо присутствует на страницах
рассказа. Сельская церковь, ее крест намекают, напоминают о Нём. Но само имя
Бога появляется лишь в конце (крылья разворачиваются "до предела,
положенного Богом"). Человеческая жизнь полна страданий. Недаром одна из
истин буддизма гласит: жизнь есть страдание. Кроме того, в христианстве человек
при рождении становится грешным и обречен страдать за свои грехи.
Главная тема рассказа Набокова
«Рождество» - тема жизни и смерти. Чтобы ее показать автор использовал более
мелкую тему отцов и детей. Через смерть сына отец осознает два вечных понятия:
жизнь и смерть. Он хочет сделать выбор в пользу последнего. Однако его сомнения
разрешились благодаря природе, напоминающей о “вечном примирении и о жизни бесконечной”!
Идея, на мой взгляд, и
выражается в этой бабочке, в частичке природы. Природа, Бог – это истины,
которые помогают человеку жить, преодолевать трудности, дают сигналы,
показывают знаки. Человеку необходимо лишь повнимательней присмотреться к ним.
В финале произведения
«Слепцов зажмурился…и ему показалось, что до конца понятна земная жизнь –
горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишенная чудес…» и как
опровержение его мыслей «в то же мгновение щелкнуло что-то…», из кокона
появилась бабочка. Оказалось, что жизнь не бесплодна и абсолютно не лишена
чудес. Мысли о том, что бабочка мертва, не оправдались. Она вылупилась от
тепла. Эта бабочка – продолжение жизни мальчика.