Введение............................................................................................................................................. 3
Биография............................................................................................................................................ 3
Произведения..................................................................................................................................... 8
Список Литературы........................................................................................................................... 9
|
Мечта
разыскивает путь,
-
Закрыты все пути;
Мечта
разыскивает путь,
-
Намечены пути;
Мечта
разыскивает путь,
-
Открыты ВСЕ пути.
А. С. Грин "Движение".
1919.
|
Нужны ли нашему времени такие неистовые
мечтатели, каким был Александр Грин? Принято считать, что мечты Грина были
оторваны от жизни, являлись причудливой и ничего не значащей игрой ума, что он
был авантюрным писателем, - правда, мастером сюжета. Но человеком, чьи книги
лишены чувства действительности.
Истории Грина вызывают в людях желание
разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного
исследователям, мореплавателям и путешественникам. После его рассказов хочется
увидеть мир – не выдуманные писателем страны, а настоящие, подлинные, полные
света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
Меня «дразнит земля, – писал Грин. –
Океаны ее огромны, острова бесчисленны, и масса таинственных, смертельно
любопытных уголков».
Сказка нужна не только детям, но и
взрослым. Она вызывает волнение – источник высоких человеческих страстей. Она
не дает успокоиться, показывая, новые сверкающие дали, иную тревожащую нас
жизнь, желание этой жизни. В это ее ценность, и в этом ценность не выразимого
подчас словами, но ясного и могучего обаяния рассказов Грина.
Грин был не только великолепным
пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о
самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в самых
обыкновенных людях. Он писал о любви к труду, к своей профессии, о
неизученности и могуществе природы. Наконец, очень немногие писатели так чисто,
бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.
Биография
Настоящая фамилия Грина – Гриневский. Его
отец - участник польского восстания 1863 года, был сослан в Вятку, работал
счетоводом и умер в нищете.
Грин родился в 1880 году. Будущий писатель
рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным мальчиком. Увлекался множеством
вещей, но ничего не доводил до конца. Учился он плохо, но запоем читал Майн
Рида, Жюля Верна, Густава Эмара и Жаколио.
С восьми лет Грин начал напряженно думать
о путешествиях. Жажду путешествия он сохранил до самой смерти. Каждое
путешествие, даже самое незначительное, вызывало у него глубокое волнение.
С ранних лет Грин устал от безрадостного
существования. Дома мальчика постоянно били, даже больная, измученная домашней
работой мать не очень то любила и защищала его от вечно пьяного отца.
С большим трудом его отдали в реальное училище.
Но вскоре исключили за невинные стихи о классном наставнике. Тогда отец жестоко
избил его, однако, сколько не унижался, ни просил, не смог восстановить сына в
училище. Пришлось отдать его в городское училище. Мать умерла. Отец Грина
вскоре женился на вдове псаломщика. У мачехи родился ребенок.
Жизнь шла по-прежнему без всяких событий,
в тесноте убогой квартиры, среди грязных пеленок и диких ссор. В училище
процветали зверские драки. Мальчику приходилось путем тяжелейшего труда
зарабатывать какие-то копейки, чтобы не умереть с голоду.
Грин принадлежал к числу людей, не умеющих
устраиваться в жизни. В несчастьях он терялся, прятался от людей, стыдился
своей бедности. Богатая фантазия мгновенно изменяла ему при первом же
столкновении с тяжелой действительностью.
Уже в зрелом возрасте, чтобы не умереть с
голоду, Грин сделал лук, уходил с ним на окраины Старого Крыма и стрелял в
птиц, надеясь убить хоть одну и поесть свежего мяса. Но из этого ничего,
конечно, не вышло.
Как все неудачники, Грин всегда надеялся
на случай, на неожиданное счастье. Мечтами об «ослепительном случае» и радости
полны все рассказы Грина, но больше всего - его повесть «Алые паруса». А ведь
эту пленительную сказочную книгу Грин начал писать в Петрограде 1920 года,
когда после сыпняка бродил по обледенелому городу в поисках случайного
ежедневного ночлега.
«Алые паруса» - поэма, утверждающая силу
любви, человеческого духа. «Просвеченная насквозь, как утренним солнцем»,
любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью
способен своими руками творить чудеса.
Уныло и однообразно тянулась вятская
жизнь, пока весной 1895 года Грин не увидел на пристани извозчика и двух
штурманских учеников в белой матросской форме.
«Я остановился, - пишет об этом случае
Грин, - и смотрел как зачарованный на гостей из таинственного для меня,
прекрасного мира. Я не завидовал. И испытывал восторг и тоску».
С тех пор мечты о морской службе, о
«живописном труде мореплавания» не покидали его. Он собрался в Одессу. Однако
не так просто, оказалось, устроиться на какой-нибудь корабль – кому нужен был в
матросы хилый юноша с мечтательными глазами! Наконец его взяли без жалования
учеником на пароход, но через два рейса ссадили – он не мог платить за еду.
Был Грин и подручным у хозяина шхуны,
который помыкал им как собакой. Грин почти не спал – вместо подушки была
разбитая черепица. И здесь его вышвырнули, не заплатив денег. Вернувшись в
Одессу, работал в портовых пакгаузах маркировщиком и сделал единственный
заграничный рейс в Александрию.
Устав от Одессы, Грин решил вернуться в
Вятку. Домой он ехал «зайцем», без вещей. Последние двести километров пришлось
пройти пешком по жидкой грязи – стояло ненастье. И опять началась проклятая
вятская жизнь. Потом были годы бесплодных поисков какого-нибудь «занятия».
Приходилось быть и банщиком, и писцом, писал в трактире прошения в суд для
крестьян.
Долго не выдержав, он уехал в Баку. Жизнь
в Баку была так отчаянно тяжела, что у Грина осталось о ней воспоминание, как о
н епрерывном холоде и мраке – жил случайным, копеечным трудом… Он умирал от
малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды на смертоносных песчаных
пляжах Каспийского моря. Ночевал в пустых котлах на пристани под опрокинутыми
лодками или просто под заборами.
Жизнь в Баку наложила жестокий отпечаток
на Грина – он стал печален и неразговорчив, ходил тяжело, как ходят грузчики,
надорванные работой. Был он очень доверчив, и эта доверчивость внешне
выражалась в дружеском, открытом рукопожатии. Грин говорил, что лучше всего
узнает людей по тому, как они пожимают руку.
Из Баку Грин снова вернулся в Вятку к
пьяному отцу, который постоянно требовал денег, а их не было. И тогда им
овладела жажда счастливого случая, и зимой, в жестокие морозы, он ушел пешком
на Урал – искать золото. Отец дал на дорогу три рубля. Грин работал на
приисках, скитался с благодушным старичком (оказавшимся впоследствии убийцей и
вором), был дровосеком, сплавщиком…
После Урала Грин плавал матросом на барже
знаменитого судовладельца Булычова (прототипа пьесы Горького). Но закончилась и
эта работа, и он не нашел ничего лучшего, как пойти в солдаты. Служил в
пехотном полку в Пензе, впервые столкнулся с эсерами и стал читать
революционные книги. Прослужив около года, Грин дезертировал из полка и ушел в
революционную работу. Жил в Севастополе, где прославился как подпольный оратор.
«Некоторые оттенки Севастополя вошли в мои
рассказы», - признавался Грин. Но каждому, кто знает книги Грина и знает
Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган – это почти точное описание
Севастополя. Осенью 1903 года Грин был арестован и просидел в севастопольской и
феодосийской тюрьмах до конца октября 1905 года. Там он впервые начал писать.
С чужим паспортом Грин уехал в Петербург,
и здесь, в газете «Биржевые новости», был напечатан. Годы унижений и голода,
правда, очень медленно, но все же уходили в прошлое. Первые месяцы свободного и
любимого труда казались Грину чудом.
Вскоре писатель был снова арестован по
старому делу, сослан в ссылку в Пинегу, потом в Кегостров. В ссылке он много
писал, читал, охотился и, по его словам, даже отдохнул от прошлой каторжной
жизни.
В 1912 году Грин вернулся в Петербург.
Здесь начался лучший период его жизни, своего рода «Болдинская осень». В то
время Грин писал почти непрерывно.
Вскоре он повез отцу в Вятку свою первую
книгу, чтобы порадовать старика, уже примирившегося с мыслью, что из сына вышел
никчемный бродяга. Отец ему не поверил – пришлось показывать договоры с
издательствами и другие документы, чтобы убедить старика, что Грин
действительно стал «человеком». Эта встреча была последней: вскоре отец умер.
Февральская революция застала Грина в
Финляндии. Он встретил ее с восторгом. И тут же пешком отправился в Петроград –
поезда уже не ходили. Он бросил там все свои вещи и книги и даже портрет Эдгара
По, с которым никогда не расставался.
В 1920 году Грин был призван в Красную
Армию, служил под Псковом. Заболел сыпняком, его привезли в Петроград и вместе
с другими больными положили в Боткинские бараки. Грин болел тяжело и был
выписан из больницы почти инвалидом.
Без крова, полубольной и голодный он
бродил по гранитным набережным в поисках ночлега, пищи и тепла. Было время
очередей, пайков, обледенелых квартир. Мысль о смерти становилась все
назойливее и крепче. Писатель Максим Горький, узнав о бедственном положении
Грина сделал для него все, что было в его власти. Ему дали академический паек,
комнату на Мойке с постелью и столом. Кроме того, Горький дал Грину работу.
Часто по ночам, вспоминая свою тяжелую жизнь и помощь Горького, еще не
оправившийся после болезни Грин плакал от благодарности.
В 1924 году Грин переехал в Феодосию – он
не мог жить без моря. Там он прожил до 1930 года, а потом переехал в Старый
Крым – город цветов, тишины и развалин. Здесь он и умер в одиночестве от
мучительной болезни – рака желудка и легких в 1932 году.
Свои книги Грин населил миром веселых и
смелых людей, прекрасной землей, полной чудесных лесов и солнца, не нанесенной
на карту, и удивительными событиями, кружащими голову, как глоток вина.
И пусть реальная жизнь была ограничена для
него обывательской Вяткой, грязной ремесленной школой, ночлежными домами,
непосильным трудом, тюрьмой и хроническим голодом. Но где-то за чертой серого
горизонта сверкали и манили к себе страны, созданные из света, морских ветров и
цветущих трав. Там жили совсем другие, черные от загара люди, - золотоискатели,
охотники, художники, неунывающие бродяги, самоотверженные женщины. И, прежде
всего – моряки.
Жить без веры в то, что где-то такие
страны существуют, было для Грина слишком тяжело, порой невыносимо. А когда
пришла революция, Грин искренне радовался, но прекрасные дали нового будущего
были еще неясно видны, а Грин принадлежал к людям, страдающим вечным
нетерпением. Действительность не могла дать ему сиюминутного исполнения его
мечтаний. Только воображение переносило в желанную обстановку, в круг самых
необыкновенных событий и людей.
Если бы жизнь расцвела за одну ночь, как в
сказке, - Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел. Ожидание
нагоняло на него скуку и разрушало поэтический строй его ощущений. Может быть,
в этом и заключалась причина малопонятной для окружающих отчужденности Грина от
времени.
Он умер слишком рано. Смерть застала его в
самом начале душевного перелома. Грин начал прислушиваться и пристально
присматриваться к действительности. Если бы не смерть, то, может быть, он стал
бы одним из наиболее своеобразных писателей, органически соединивших в своем
творчестве действительность со свободным и смелым воображением.
Произведения
Наиболее известные произведения:
l
Алые
паруса, 1923;
l
Блистающий
мир, 1923;
l
Золотая
цепь, 1925;
l
Бегущая
по волнам, 1928;
l
Джесси
и Моргиана, 1929;
l
Дорога
никуда, 1930.
Список
Литературы