Модели будущего в русской литературе
Введение
Какое будущее
ждет Россию? Куда ей стремиться, чтобы обрести, наконец, достойное место в
истории человечества? Каково ее предназначение, каков ее путь?
Звучит современно,
не правда ли? Но рассуждения о том, "как нам обустроить Россию",
появились в русской литературе не сегодня и даже не вчера. В этой стране они не
могли не появиться, поскольку одним из генетических свойств русского характера является
неистребимый утопизм, "эсхатологическая вера в достижение лучшей жизни,
мессианистическое убеждение в особой роли России в мировой истории"
(В. П. Шестаков).
В переходные
времена, когда хрестоматийно русский вопрос «Что делать?» вставал ребром, литературный
прогноз оказывался неизменно на переднем плане, - нередко принося в жертву
художественность в пользу социального прогнозирования и публицистической
заостренности. Многие философы и писатели в такие времена пытались найти или
создать в своих произведениях модель общества будущего, т.е. создать
общественную утопию, устремленную в завтрашний день. Каждое звено в
длинной цепи развития этого жанра литературы трансформировалось и развивалось параллельно
с обществом, но пыталось опередить, предсказать всю череду его преобразований и
метаморфоз, создать его перспективную модель. Такая литература - область
пограничная, в ней фантастическое начало тесно перемешано с социальным,
философским, политическим... Поэтому она всегда имеет тенденцию превратиться в
социально-политический трактат.
Взявшись за
исследование жанра социально-фантастического прогноза в русской литературе, мы
постараемся рассмотреть все этапы его развития. Но этот жанр возник не на
пустом месте. Если под фантастикой понимать любое нарушение пропорций
действительности, зафиксированное в художественной форме, то ее дальние истоки
следовало бы искать не только в литературе, но и еще дальше - в фольклоре. Однако,
считаю, что подобные рейды к сверхдальним истокам имеют большую ценность для
специализированных научных исследований, нежели для обзорного реферата. В
рамках данной работы не стоит ставить перед собой задачу глобальной переработки
всего литературного наследия. Для нашего случая непосредственный интерес могут
иметь лишь произведения, которые как-то корреспондируются с современными
представлениями о фантастике, т. е. когда автор старается объяснить
иррациональное рационально, пусть даже самым поверхностным образом. Например,
объявив, что чудеса герою просто приснились, либо он оказался в будущем, воспользовавшись
машиной времени.
Такая фантастика,
в которой в той или иной степени присутствуют элементы рационального, научного
мышления, могла зародиться в России только в эпоху Просвещения, под влиянием
западноевропейской литературы. Именно оттуда утопия, как сформировавшийся жанр,
как моделирующий будущее вид социальной фантастики, была привнесена и появилась
в русской литературе. В данном исследовании мы проследим ее появление и
развитие в России в XVIII и XIX веках, возникновение нового,
противоположного по отношению к будущему жанра - антиутопии, в начале XX века, и становление антиутопии
преобладающим жанром в русской литературе к концу XX века. Чтобы попытаться понять
законы, по которым развивались эти два близких направления в русской
литературе, нам предстоит вспомнить сюжеты некоторых произведений отечественных
писателей и определить, насколько точно удалось писателям предвидеть будущее, насколько
смело и правильно его спрогнозировать. Либо же представить читателю ошибочные
пути движения общества, не сумев или не захотев разглядеть через толщу времени
будущую реальность.
Часть произведений
данного профиля в наше время оказались почти забытыми, либо известными лишь
узкому кругу специалистов. Но вспомнить о них необходимо. Постараемся сделать
это хотя бы для того, чтобы учесть опыт предыдущих поколений и не строить
излишних иллюзий и надежд, живя во времена очередных проектов переустройства и
реформ, происходящих в современной России.