Брюсов Валерий Яковлевич
БРЮСОВ Валерий
Яковлевич (1873-1924), русский поэт. Основоположник русского символизма.
Историко-культурная проблематика, рационализм, завершенность образов,
декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia» — «Третья стража», 1900;
«Urbi et Orbi» — «Городу и миру», 1903; «StejanoV» — «Венок», 1906). Исторические романы: «Огненный ангел»
(1908), «Алтарь победы» (1913). После Октябрьской революции вел
общественно-педагогическую деятельность. Литературная критика. Труды по
стиховедению..
Детство и образование
Родился в
купеческой семье. Дед со стороны отца — купец из бывших крепостных, дед со
стороны матери — поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и
естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И. Поливанова, Брюсов в
1893-99 учился на историко-филологическом факультете Московского университета,
сначала на отделении классической филологии, затем — на историческом (окончил с
дипломом 1 степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его
преданной помощницей, после смерти — хранителем архива и издателем наследия.
Уже в ранней юности в личности Брюсова парадоксально проявились два антиномичных
начала — самоотдача стихиям жизни (эротика, игра страстей, мир ночных
ресторанов, рулетка) и волевая организующая активность, склонность к
«конструированию» себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.
Творческий дебют, стихотворные
сборники, принципы поэтики
В 1894-95 Брюсов
выпустил три сборника «Русские символисты», состоящих из его собственных
переводов из французских символистов и произведений некоторых начинающих
поэтов. В этом издании, а также в первых поэтических сборниках «Chefs d'oeuvre»
(«Шедевры»,1895), «Me eum esse» («Это я»,1897) и сборнике переводов из П.
Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не только как о поэте
символистской ориентации, но и как об организаторе-пропагандисте этого
движения. Умело срежиссированная атмосфера скандала, связанного с несколькими
эпатирующими стихотворениями, сразу сделала новую школу заметным фактом
литературной жизни. Книги стихов 1900-09 — «Tertia vigilia» («Третья
стража»,1900), «Urbi et orbi» («Городу и миру»,1903), «Stephanos» («Венок»,
1906), «Все напевы» (1909) — определили антиномичную ориентацию его поэтики на
традиции французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и стиховыми формами,
словесной пластикой, склонностью к историко-мифологическим сюжетам и экзотике и
одновременно на французских символистов, с их поэтикой нюансов, настроений,
музыкальной неопределенностью. После 1910 намечается поворот к большей простоте
формы (сборник «Зеркало теней»,1912), однако в позднейшем творчестве вновь
побеждают тенденции к усложнению языка и стиля. Стихи этого периода
демонстрируют и образно-тематические комплексы, характерные для всего его
творчества: урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в
множественности истин и самоцельности искусства.
Литературное окружение.
Редакторская, издательская и критическая деятельность
Во второй половине
1890-х гг. расширяется круг литературных связей Брюсова (знакомство с К. К.
Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, Н. М. Минским,
К. М. Фофановым, Ф. К. Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из
организатором и руководителей издательства «Скорпион», начавшего с выпуска
альманахов «Северные цветы» (вып. 1-5, 1901-11) и поставившего задачей
объединение представителей «нового искусства». В 1904-09 был фактическим редактором
журнала «Весы», ставшего центральным органом русского символизма. Брюсов
опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи («Ключи тайн», 1904;
«Священная жертва», 1905, и др.), огромное количество критических статей и
рецензий, собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о русских
поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив репутацию «мэтра»
символистской школы, Брюсов в то же время расходился с ее теургическим
направлением, отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать его
зависимость как от социально-политических, так и от мистико-теологических
заданий (см. его полемику, с одной стороны, со статьей В. И. Ленина «Партийная
организация и партийная литература» — «Свобода слова», 1905, с другой — с
докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом символизме — «О «речи
рабской», в защиту поэзии», 1910). После закрытия «Весов» (1909) с сентября
1910 возглавляет литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль» (под
редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству других
писателей-символистов и разрушая обособленность символистской школы в
литературном процессе.
Концепция истории и исторические
романы
Постоянный интерес
Брюсова к истории обусловливал оценку злободневных фактов в перспективе мировых
событий. Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь», проповедовавших
славянофильские теории (Россия как «третий Рим»), он пережил крушение
великодержавных иллюзий под влиянием событий русско-японской войны. Революцию
1905 воспринял как исторически неизбежное крушение всей культуры прошлого,
принимая и возможность собственной гибели как части старого мира (стихотворение
«Грядущие гунны», 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к текущей политике
ослабевает, но растет его стремление осмыслить глубинные закономерности
исторического процесса. В романах «Огненный ангел» (1907-08) и «Алтарь победы»
(1911-12) он обращается к переломным историческим эпохам, пытаясь понять
кризисное состояние мира путем исторических аналогий. В годы Первой мировой войны
поначалу разделял настроения военного патриотизма (сборник «Семь цветов
радуги», 1916; а также не появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»),
однако, побывав на фронте в качестве военного корреспондента, приходит к
пониманию античеловеческого характера войны.
Историко-литературная и
переводческая деятельность
Знакомство в 1898
с редактором журнала «Русский архив» П. И. Бартеневым положило начало
многолетней публикаторской, комментаторской, историко-литературной деятельности
Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении
всей жизни занимался и художественными переводами (античные авторы, Данте, Дж.
Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П. Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О.
Уайльд, армянские поэты и др.). Переводческая манера Брюсова претерпела
радикальную эволюцию от вольных переложений в 1890-е гг. до принципиального
буквализма поздних переводов.
Культурно-просветительская и
педагогическая деятельность после Октября
Брюсов воспринял
Октябрьскую революцию как коренной переворот в истории человечества, активно
сотрудничал с советской властью в области культурного просвещения. В 1920
вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19 возглавлял комитет по регистрации
печати, заведовал Отделом научных библиотек и литературным отделом Наркомпроса,
занимал ответственные посты в Государственном ученом совете, Госиздате и др.;
читал лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший Литературно-художественный
институт и был его первым ректором, преподавал в Коммунистической академии, в
Институте слова. В последних стихотворных сборниках — «Дали» (1922), «Mea»
(«Спеши»,1924) — пытался разработать принципы новой «научной» поэтики, однако
поздние поэтические эксперименты не встретили живого читательского отклика.