Поэтический мир Николая Гумилёва
«Погиб поэт,
невольник чести! Пал оклеветанный молвой!» - эти слова Лермонтова в полном
смысле применимы к очень яркой и трагической судьбе великого русского поэта
Николая Гумилева. Жизнь всеми признанного корифея русской литературы
Серебряного века прошла в поиске неизведанного, яркого, романтического мира, но
трагически и несправедливо оборвалась на вершине его творческого взлета.
Гумилев погиб, чтобы воскреснуть через шестьдесят с лишним лет. Его имя
буквально восстало из-под строжайшего запрета, а его поэзия открыла всему
человечеству «веселые сказки таинственных стран», воспела «открывателей новых
земель» и романтическое чувство «далеких странствий».
Гумилев с детства
увлекся романами Майн Рида, Жюля Верна, Фенимора Купера, что, наряду с
учебой в Николаевской царскосельской гимназии, директором которой был
замечательный поэт и педагог И. Анненский, во многом предопределило
складывание его творческой личности. Стихи и рассказы Гумилев писал с восьми
лет, и в 1905 году, будучи гимназистом, выпустил свой первый поэтический
сборник «Путь конквистадоров», который привлек внимание одного из мэтров
русского символизма В. Брюсова.
Следующие сборники
были созвучными первому и дополняли его художественный колорит. Захватывающие и
волнующие путешествия по далекой и таинственной Африке послужили богатым
источником его лирических стихотворений. Странствия по Абиссинии, Египту и
Судану в 1908-1911 гг. предвещают появление в поэзии Гумилева первых «экзотических»
стихов, навевающих жажду сильных и прекрасных чувств, ощущение того, что «в
каждой луже – запах океана, в каждом камне – веяние пустынь».
Гумилев выступает
как поэт большого формального мастерства, для которого характерна чеканность и
четкость стиха, строгость композиции. Используя старинный жанр баллады, он воплощает
в своих стихах самобытный мир ярких утонченных образов. Его лирический герой –
«избранник свободы, мореплаватель и стрелок» - олицетворяет мужественность,
напряженную душевную энергию и волевой темперамент, в то же время ему
свойственна открытость, искренность, беззащитность перед «темной и крылатой
бурей», бушующей в мире.
Вскоре гумилевские
стихи делают поэта знаменитой фигурой в петербургских литературных кругах. В
конце 1911 года он объединяет вокруг себя молодых поэтов-единомышленников в так
называемый «Цех поэтов», став идейным вдохновителем и теоретиком нового
поэтического направления – акмеизма. Однако очень быстро творчество Гумилева вышло
за рамки созданных не без его участия акмеистических деклараций и обрело
индивидуальную судьбу.
Переломным моментом
не только в его жизни, но и в поэзии стала Первая мировая война. Испытывая
мощный подъем патриотизма, Гумилев добровольцем пошел на фронт. За личную
доблесть и отвагу «его пулею нетронутую грудь святой Георгий тронул дважды».
Февральская революция застала его за границей, где он находился в составе
русского экспедиционного корпуса. Узнав об Октябрьском перевороте, Гумилев
сказал: «Я дрался с немцами, стрелял во львов, а вот большевиков никогда не
видел. Не поехать ли мне в Россию? Думаю, это не опаснее джунглей».
Вернувшись на
Родину в апреле 1918 года, он сразу же погрузился в литературную жизнь
Петербурга: работал в редколлегии издательства «Всемирная литература», читал
лекции, руководил студией молодых поэтов. Но напряженная политическая
обстановка в стране наложила отпечаток и на поэзию Гумилева. Последние его
прижизненные сборники пропитаны предчувствием будущей трагедии, и в предвидении
этого автор попытался подвести итог своей жизни. Особенно ярко и обстоятельно
характеризует его размышления о смысле существования стихотворение «Память» из
сборника «Огненный столп» (1921), на котором я хотел бы остановиться
поподробнее. По жанру это лирическое стихотворение. Первая и последняя строфы
звучат грустным обобщением с оттенком краткости человеческого существования.
Заключенные в эти рамки 13 четверостиший олицетворяют этапы жизни и смысл
творческих изысканий автора, а также в них заключено рассуждение о сущности
общечеловеческой памяти. В повествовании автор использует множество художественных
средств, а это: эпитеты («звонко пели воды», «воздух сладкий», «ветер странный»,
«молчаливый дом»), сравнения («память, ты… жизнь ведешь, как под уздцы коня»),
олицетворения («Я – угрюмый и упрямый зодчий», «жизнь – его подруга», «коврик
под его ногами - мир»), инверсии («лист опавший», «ветер странный»). Многие
фразы, использованные автором можно причислить к афоризмам, например,
«колдовской ребенок», «останавливающий дождь» и другие. Постепенно интонация
размышления о прожитом оборачивается торжественным признанием автора о своем
поэтическом предназначении: «Я – угрюмый и упрямый зодчий храма, … как на
небесах, и на земле».