Лирические отступления в романе А.С. Пушкина 'Евгений Онегин'
Лирические
отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
«Евгений Онегин» -
первый реалистический роман в русской литературе, в котором «отразился век и современный человек изображен довольно верно». А.С.
Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.
В этом произведении
автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям,
которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор
сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики
своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о
литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о
смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность
составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества
того времени, но и о личности самого поэта.
С первыми
лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С.
Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую
«Условий света
свергнув бремя,
Как он, отстав от
суеты,
С ним подружился я
в то время.
Мне нравились его
черты.»
Пушкин и себя
причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется еще без
злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен,
он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились
его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к
внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на
балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит
читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не
похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и
положительных эмоций:
«Я был рожден для
жизни мирной,
Для деревенской
тишины»
И тут же Пушкин отмечает:
«Цветы, любовь,
деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душою
Всегда я рад
заметить разность
Между Онегиным и
мной.»
Все истинно
русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в
полной с ним гармонии.
Столь же трепетное
отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны
Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в
Петербург,
«Она, как с давними
друзьями,
С своими рощами,
лугами
И попав в «шум
блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует
свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на
языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным
гаданьям, и предсказаньям луны».
Лирические
отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин
размышляет в своей судьбе:
«Весна моих
промчалась дней
(Что шутя твердил
доселе)?
И ей ужель возраста
нет?
Ужель мне скоро
тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:
«Я с вами знал
Все, что завидно
для поэта:
Забвенье жизни в
бурях света,
Беседу сладкую
друзей»
Пушкин рассказывает в лирических отступлениях
о замысле романа:
Промчалось много,
много дней
С тех пор, как юная
Татьяна
И с ней Онегин в
смутном сне
Явилися впервые
мне-
И даль свободного
романа
Я сквозь магический
кристалл
Еще не ясно
различал».
В лирических
отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к
героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют
ярче, понятнее представить образ поэта.