Поэты серебряного века
22.04.04 Болдырев Максим.
Поэты «серебряного века».
Рубеж веков – важная страница в жизни литературы,
связанная с великими именами. Был ещё жив Лев Толстой, действовали герои
Чехова, но уже начали свое существование различные литературные течения: символизм,
акмеизм, футуризм.
Термин «серебряный век» возник по аналогии с «золотым
веком» - веком Пушкина и Тургенева. Поэты «серебряного века»: Бальмонт,
Волошин, Брюсов, Северянин, Анненский, Хлебников, Гумилев – создавали новую
концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль, что не
все создаваемое человеком осознается и что есть области, недоступные
аналитическому проникновению разума.
Критерием познания символисты считали внутренний, духовный
опыт. Большое значение приобретало субъективное начало. Ценным и реальным
становилось то, что мимолетно, неуловимо, загадочно. «Мне мило отвлеченное: им
жизнь я создаю – я все уединенное, неявное люблю», - писала Зинаида Гиппиус.
Символистам был присущ культ формы, стремление к демонстрации глубоких познаний
в различных областях – от историко-географических до философических и
лингвистических. В стихотворении «Шорох» Валерий Брюсов демонстративно
подчеркивал форму, игнорируя содержание: «Шорох в глуши камыша, шелест –
шуршанье вершин, шум в свежей чаще лощин, шепот души заглуша».
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от
многозначности и текучести образов, уход от усложненной метафоричности к
точному значению слова. Гумилев объединил вокруг себя двадцать шесть поэтов и
встал во главе течения акмеизм, что означает «мужественный, твердый и ясный
взгляд на жизнь – цветущую пору». Николай Гумилев интересен умением
преодолевать преграды, доказывать себе и другим, что человек может достигнуть
цели: «Быстрокрылых ведут капитаны – открыватели новых земель, для кого не страшны
ураганы, кто изведал мальсремы и мель».
Ранняя Анна Ахматова отдала дань этому течению в
поэзии: «Радостно и ясно – завтра будет утро; эта жизнь прекрасна, сердце, будь
же мудро».
Одним из ведущих участников движения футуристов был Хлебников
– поэт-экспериментатор, «Колумб новых поэтических материков», по определению
Маяковского.
Абсолютное неприятие быта определило характер жизни
Хлебникова. Это был странник в русской поэзии, но не простой, а зачарованный:
стихотворение «В лесу» (1913г.) показывает, как умел он придаваться восторгам
от встречи с цветами растениями. Среди шума и дрожи в первозданной природе
возникает монументальный гигант: «И только шум речной осоки, и только дрожь
речного злака, и кто-то бледный и высокий стоит, с дубравой одинаков».
Вознесенный Хлебниковым и возвеличенный поэтической гиперболой человек этот
чем-то родственен известному персонажу Кустодиева, созданному в 1919 году.
Поэзия начала ХХ века изумляет и удивляет своим
многоцветием и многоголосием.
В центр мира Бальмонт ставил солнце – «источник света
и совести», источник жизни. Стихи его музыкальны, в них – журчание весенних
ручьев, искрящиеся солнечные блики, брызги и пенящееся море, одухотворенность,
грусть и светлая надежда.
Удивительны строки Андрея Белого: «Рыдай, буревая
стихия, в столбах громового огня! Россия, Россия, Россия, безумствуй, сжигая
меня!»
Максимилиан Волошин поначалу привлекает мелодичностью,
легкостью, изяществом своих стихов, а затем – глубиной жизненной программы.
Вся Русь – костер. Неугасимый пламень
Из края в край, из века в век
Горит, ревет. И трескается камень,
И каждый факел – человек.
Главное в поэзии серебряного века – её причастность к
великой и трагической эпохе. В ощущениях поэтов звучит мотив их потерянности.
«Один среди враждебной рати», - писал Волошин.
И все же русский серебряный век незабываем и
неповторим. Никогда: ни до ни после – не было в России такой взволнованности
художественного осознания эпохи, таких напряженных исканий и чаяний, как тогда,
на изломе времени.
Творчество поэтов серебряного века нельзя ограничить
рамками какого-то одного литературного направления. Глубина мысли, мастерство
слова, умение осмыслить жизнь духа, историко-литературная и
общественно-гражданская проблематика их произведений характеризуют их гораздо
шире и глубже.