1.) Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на
уроке мы изучи новую тему «Наречие – как часть реи». Также мы повторим
постановку знаков препинания при деепричастных оборотах. Откройте тетради,
запишите число и тему урока. (Ученики записывают).
2.) Синтаксическая пятиминутка.
Учитель: Урок мы начнем с синтаксической
пятиминутки. Давайте запишем на доске и в тетрадях предложение под диктовку и
произведем синтаксический разбор
Шел дождь, барабаня по крыше, и, нагоняя тоску, назойливо выл ветер в
трубе.
Ученик: Данное предложение сложное, состоит
из двух частей, соединенных союзом И, перед которым ставится запятая. Первая
часть предложения осложнена деепричастным оборотом, выделяемого на письме с
двух сторон запятыми.
Учитель: Правильно. Разбери, пожалуйста,
вторую часть как простое предложение.
Ученик: Грамматическая основа – «ветер выл».
Подлежащее «ветер» выражено существительным, сказуемое «выл» выражено
глаголом. «Выл где?» – «в трубе», это обстоятельство, выраженное
существительным с предлогом. «Выл как?» – «назойливо», это тоже обстоятельство,
выраженное частью речи, обозначающей признак действия. Предложение простое,
повествовательное, невосклицательное, распространенное.
3.) Объяснение нового материала.
Учитель: Молодец. Садись. Ребята, обратите
внимание на слово «назойливо». Это наречие. Как вы думаете, какова
синтаксическая роль наречия в предложении?
Ученик: Наречие является обстоятельством,
так как отвечает на вопрос «как?».
Скоро мы нашли в парке очень уютный уголок. Здесь мы довольно хорошо
отдохнули.
Ученик: Первое словосочетание «очень уютный»
– зависимое слово- -наречие, оно обозначает признак признака, так как зависит
от прилагательного.
Второе словосочетание «отдохнули хорошо» – зависимое слово – наречие,
обозначает признак действия, так как зависит от глагола.
Третье словосочетание «довольно хорошо» - зависимое слово – наречие,
обозначает признак другого признака, так как зависит от наречия.
Учитель: Молодец. Сделай вывод: к какими
частям речи может относится наречие, и что оно может обозначать?
Ученик: Наречие может относиться к
прилагательному, глаголу и наречию. И обозначает признак признака, действия
или другого признака.
Учитель: Правильно. Садись. А теперь давайте
разберем, какие же морфологические признаки имеет наречие. Внимательно
посмотрите на словосочетания, записанные на доске и сделайте соответствующие
выводы. Кто готов отвечать?
*Пел красиво, поют красиво, поешь красиво, писал, красиво выводя
буквы
очень красивый ситец
красиво одетая девочка
очень красивого ситца
яйцо всмятку.
Ученик: На основе данных словосочетаний
можно сделать вывод, что наречие неизменяемая часть речи, так как остается
неизменным независимо от того, с какими частями речи употребляется, может
относиться к глаголу, деепричастию, причастию или существительному. Также
наречие не имеетокончаний.
Учитель: Правильно. А можно ли только по
одному вопросу к наречию определить, что оно обозначает?
Ученик: Нет. Необходимо знать от какого
слова (части речи) задается вопрос к наречию.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вслух
прочитаем параграф 116 «Теории».
Учитель: Скажите, чем отличается наречие от
других частей речи?
Ученик: Наречия не имеют рода, числа,
падежа, времени, не склоняются и не спрягаются.
Учитель: Правильно. А что общего у наречия и
деепричастия?
Ученик: Наречие, как деепричастие является
обстоятельством и отвечает на вопрос «как?», а также не имеет окончания.
Учитель: Правильно. А теперь давайте
закрепим пройденное.
4.) Закрепление пройденного материала.
Учитель: Давайте выполним упр. №412 на доске
и в тетрадях.
*1.Весна в этом году весьма ранняя. 2.Он говорил очень искренне.
3.Спектакль всем крайне понравился. 4. Моя бабушка относится к хлебу чрезвычайно
бережно. 5. Он умел слушать очень внимательно.
Учитель: Хорошо. А какими становятся
предложения благодаря использованию наречий?
Ученик: Они становятся более живыми,
точными.
Учитель: Хорошо. Садись. А теперь давайте
прочитаем текст, проецируемый через графопроектор. И подумаем, какова же роль
наречий в тексте?
Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами
со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот
особенный томительный запах – запах русской летней ночи. Кругом не слышалось
почти никакого шума.… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью
плеснет большая рыба и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный
набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали.
(И.Тургенев «Бежин луг».
Учитель: Какова же роль наречий в тексте?
Ученик: Наречия дают более точное
представление о месте и времени действия. В данном тексте наречие «сладко»
соединяет первое и второе предложения. Наречие «кругом» соединяет второе и
третье предложения, то есть наречие – одно из средств связи в предложениях.
Учитель: Верно. Молодец. Теперь подведем
итог урока.
5.) Итог урока.
Учитель: Давайте ещё раз повторим то, что мы
изучили о наречии.
6.) Домашнее задание.
Учитель: Запишите задание на дом: параграф
16 «теории», устно. Упр.№413 письменно. Прочитайте задание, спросите, что вам
не совсем ясно.
Урок окончен. До свидания.
|