Рецензия на произведение Бунина 'Господин из Сан-Франциско'
«Господин
из Сан-Франциско» И.А. Бунин
Начало 20 в., время, очень насыщенное для России такими событиями, как
революции, войны.
Уже тогда Бунин называли одним из лучших мастеров слова в России. Он
пишет такие произведения, как «Сны Чанга», «Легкое дыхание», «Грамматика
любви». В 1915 году Бунин пишет, пожалуй, одно из самых ярких своих
произведений «Господин из Сан-Франциско».
Изначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Его замысел Бунин
связывал с повестью немецкого писателя Томаса Манна «Смерть в Венеции», но ещё
больше с воспоминаниями о неожиданной кончине одного американца, приехавшего на
Капри. Впрочем, как признавался сам Иван Алексеевич, «и «Сан-Франциско», и все
прочее» он выдумал, живя в имении своей двоюродной сестры в Елецком уезде Орловской
губернии. + Рассказ начинается на корабле «Атлантида». Главным героем является
господин из Сан-Франциско. Бунин не дает ему имени. Это объясняется тем, что
никто его так и не запомнил, что таких, как он, много. Господин едет «в Старый
Свет на целых два года, с женой и дочерь, единственно ради развлечения». У него
есть распланированный маршрут, деньги, желания. Он во всех отношениях чувствует
и ведет себя господином. Но так ли это на самом деле? Нет. За свои пятьдесят
восемь лет он так и не научился жить, любить, чувствовать, радоваться жизни,
поэтому как он ни старается, ни посещает все культурные и развлекательные
мероприятия, так никакого удовольствия он и не получает. Здесь ему «приятно, но
скучно, точно снегом освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей, в
которых повсюду одно и то же: величавый вход, закрытый тяжкой кожаной завесой,
а внутри – огромная пустота, молчание…». Так и сам господин: снаружи элегантен,
ухожен, красив, а внутри пуст, бездушен. Для него не существует семьи, радостей
или неприятностей, любимой женщины. В его жизни нет неожиданностей или
сюрпризов, у него все размеренно, расписано по дням, часам и секундам. И он
притворяется, что счастлив. Очень символична та любовная пара, которой
заплатили, чтобы она изображала, играла в любовь за хорошие деньги то на одном,
то на другом корабле.
На протяжении всего рассказа можно проследить, что Бунин использует в
основном черный, белый, красный, золотой цвета в описании жизни богатых людей.
Это не случайно. Ведь именно в такие цвета одевались королевские особы.
Например, красная мантия с вышитыми золотом лилиями и черно-белым горностаем.
+Господин из Сан-Франциско – один из многих пассажиров большого корабля
«Атлантида», «громадного отеля со всеми удобствами, - с ночным баром, с восточными
банями, с собственной газетой», - на верху которого развлекаются и веселятся
все сливки общества, в том числе и сам господин из Сан-Франциско.
Все это происходит посреди океана, символизирующего бесконечно текущую
жизнь, непредсказуемую в её поворотах. Он «был страшен, но о нем не думали»,
«на баке поминутно взвывала с неистовой злобой сирена, но немногие из обедающих
слышали сирену, – её заглушали звуки прекрасного оркестра». Сирена – символ
мирового хаоса, «музыка» – спокойной гармонии.
Господин приезжает в Неаполь, и сама природа начинает мешать его
планам: солнце «обманывало», сеял дождь, всюду происходило что-то ужасное. Но
ничто не колеблет господина, и он с семьей отправляется на Капри. И там, как и
полагается, все обходятся с ним как с господином. Его селят в самый изысканный
отель, «приставляют самую красивую и умелую горничную», «самого видного из
лакеев». Ему достается все самое-самое, но это пока он способен платить.
И вот он умирает, умирает, только начав «жить». Но смерть совершенно не
вписывается в образ богатого отеля. «Не будь в читальне немца, быстро и ловко
сумели бы в гостинице замять это ужасное происшествие, мгновенно, задними
ходами, умчали бы за ноги и за голову господина из Сан-Франциско куда подальше
– и не единая душа из гостей не узнала бы, что натворил он». Господин умирает в
«самом маленьком, самом плохом, самом сыром и холодном» номере.
Рассказ заканчивается на том же самом месте, где и начинался, -
«Атлантиде». Здесь все всё так же веселятся, танцуют и развлекаются, только нет
нашего господина из Сан-Франциско, он возвращается домой не в первом классе,
теперь он скрыт от людских глаз в утробе корабля – в трюме, он лежит в
просмоленном гробе. +Возникает видение Дьявола, наблюдающего «корабль,
многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым
сердцем».