Билеты, литература
Шариков
и шариковщина
Тема дисгармонии, доведенной до абсурда
из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с
блестящим мастерством и талантом раскрыты в повести Михаила Афанасьевича
Булгакова «Собачье сердце». Эта идея реализуется автором в аллегорической форме.
На мой взгляд, эта форма повествования наиболее удобна для писателя. Ведь
повесть затрагивает, прежде всего, социальные вопросы и проблемы. Критикует
власть государства над личностью, раскрывает многие человеческие пороки. Без
труда читатель узнает в главном герое собирательный образ комиссарствующего
пролетария. Добродушная, простая дворняга превращается в ничтожное и
агрессивное человекоподобное существо, которое под влиянием внешних обстоятельств
становится опасным для общества. Эксперимент с этой дворнягой и положен в
основу повести.
Профессор Преображенский, немолодой уже
человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный
хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает
улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать
нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого
эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.
Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему
неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее
многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опипками на полу, злыми
приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке, и пахло
сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключение: «Дворники из всех
пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например -
покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа
Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда
человек...», «этот не станет пинать ногой».
И вот профессор совершает главное дело своей
жизни - уникальную операцию: он пересаживает Шарику гипофиз человека от
скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим
Чугункин, двадцати восьми лет, судимый три раза. Занимался тем, что играл на
балалайке по трактирам. В результате сложнейшей операции на свет рождается
безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего
предшественника. Булгаков так описывает его внешний вид: «Человек маленького
роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие...
Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками
раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им
слова были ругань и «буржуй».
С появлением этого человекообразного существа
жизнь профессора Преображенского и обитателей дома становится сущим адом. Он
устраивает дикие погромы в квартире, гоняется за котами, устраивает потоп...
Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме
пациентов нет и речи. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на
профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» Хозяин дома негодует:
«Окурки на пол не бросать - в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного
ругательного слова в квартире! Не плевать!.. С Зиной всякие разговоры
прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите!»
Неожиданно появившееся лабораторное
существо требует присвоить ему наследственную фамилию Шариков, а имя он себе
выбирает - Полиграф Полиграфович. Едва сделавшись неким подобием человека
Шариков наглеет прямо на глазах. Он требует от хозяина квартиры документ о
проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы
«трудового элемента». В лице председателя домкома Швон-дера он тут же находит
поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании.
Утверждая, что документ самая важная вещь в государстве. «Я не могу допустить
пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет
милицией. А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Швондер
выдает Шарикову бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире
профессора жилплощадь.
Шариков быстро находит свое место в жизни.
Он пристроился в отдел очистки. Отлавливает бродячих животных. Затем пишет
донос на профессора. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и другие
человеческие качества. Им движет лишь подлость и злоба.
Да и не могло это существо иметь другую сущность.
Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника,
неумного человека, отброса общества.
Таким образом, мы убеждаемся, что человекообразный
гибрид Шариков является неудачей профессора Преображенского. Он и сам это
начинает понимать: «Старый осел... Вот, доктор, что получается, когда
исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует
вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Он
приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и
общества приводит к катастрофическим результатам. В дальнейшем профессор исправляет
свою ошибку. Он превращает Шарикова в собаку. Теперь пес доволен своей судьбой
и самим собой. Но в жизни такие эксперименты необратимы, предупреждает
Булгаков.
В образе Шарикова писатель показывает нам
не только опасность эксперимента. Он говорит о том, что произошло и может
произойти, когда к власти приходят люди типа Шарикова. Ведь все то, что
произошло в квартире профессора, так напоминает историю нашего государства.
Когда к власти приходили люди необразованные, недалекие, а зачастую, просто
преступные. И разговоры профессора Преображенского о революции и установлении
нового порядка - это обличение разрухи, несправедливости, беззакония и того
бардака, который творился в 20-е годы в стране.
Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Булгаков
говорит, что свершившаяся в России революция - это не результат естественного
социально-экономического и духовного развития общества, а безответственный
эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вокруг и что
именовалось строительством социализма. Писатель протестует против попыток
создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия
методами. А к воспитанию теми же методами нового, свободного человека он
относился крайне стоически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс,
лишенный нравственности, несет гибель людям.
В повести профессору удалось обратное превращение
Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живучими.
Именно поэтому мы говорим о таком явлении, как шариковщина. В основе этого
социального слоя стоят полуграмотные, наглые и самоуверенные люди.
Собачье
сердце в союзе с человеческим разумом является главной угрозой нашего времени.
Поэтому повесть остается актуальной в наши дни, служит предупреждением
грядущим покопениям.