Билеты, литература

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    71,64 kb
  • Опубликовано:
    2008-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Билеты, литература

Шариков  и шариковщина

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы природы, в законы развития общества с блестящим мастер­ством и талантом раскрыты в повести Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце». Эта идея реализуется автором в аллегорической фор­ме. На мой взгляд, эта форма повествования наи­более удобна для писателя. Ведь повесть затра­гивает, прежде всего, социальные вопросы и про­блемы. Критикует власть государства над личнос­тью, раскрывает многие человеческие пороки. Без труда читатель узнает в главном герое собиратель­ный образ комиссарствующего пролетария. Доб­родушная, простая дворняга превращается в нич­тожное и агрессивное человекоподобное суще­ство, которое под влиянием внешних обстоя­тельств становится опасным для общества. Экс­перимент с этой дворнягой и положен в основу по­вести.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоуст­роенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть челове­ческого мозга. Для этого эксперимента он выбира­ет уличного пса Шарика.

Вечно голодный горемычный пес Шарик по-сво­ему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными мага­зинами, трактирами на Мясницкой «с опипками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят со­бак», «где играли на гармошке, и пахло сосиска­ми». Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаклю­чение: «Дворники из всех пролетариев - самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. На­пример - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умствен­ного труда человек...», «этот не станет пинать но­гой».

И вот профессор совершает главное дело сво­ей жизни - уникальную операцию: он пересажива­ет Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот - Клим Чугункин, двадцати восьми лет, суди­мый три раза. Занимался тем, что играл на бала­лайке по трактирам. В результате сложнейшей опе­рации на свет рождается безобразное существо. Оно наследовало пролетарскую сущность своего предшественника. Булгаков так описывает его вне­шний вид: «Человек маленького роста и несимпа­тичной наружности. Волосы у него на голове рос­ли жесткие... Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ру­гань и «буржуй».

С появлением этого человекообразного суще­ства жизнь профессора Преображенского и оби­тателей дома становится сущим адом. Он устраи­вает дикие погромы в квартире, гоняется за кота­ми, устраивает потоп... Все обитатели профессор­ской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов нет и речи. «Человек у двери мутнова­тыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом...» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать - в со­тый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одно­го ругательного слова в квартире! Не плевать!.. С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалует­ся, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотри­те!»

Неожиданно появившееся лабораторное существо требует присвоить ему наследственную фа­милию Шариков, а имя он себе выбирает - Поли­граф Полиграфович. Едва сделавшись неким по­добием человека Шариков наглеет прямо на гла­зах. Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, что в этом ему поможет домком, который защищает интересы «трудового элемента». В лице председателя домкома Швон-дера он тут же находит поддержку. Именно он, Швондер, требует выдачи Шарикову документа о проживании. Утверждая, что документ самая важ­ная вещь в государстве. «Я не могу допустить пре­бывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг вой­на с империалистическими хищниками?» Вскоре Швондер выдает Шарикову бумагу, где написано, что Шарикову полагается в квартире профессора жилплощадь.

Шариков быстро находит свое место в жизни. Он пристроился в отдел очистки. Отлавливает бро­дячих животных. Затем пишет донос на профессо­ра. Шарикову чужды совесть и мораль, стыд и дру­гие человеческие качества. Им движет лишь под­лость и злоба.

Да и не могло это существо иметь другую сущ­ность. Ведь оно было создано из собаки, ему был привит гипофиз пьяницы и уголовника, неумного человека, отброса общества.

Таким образом, мы убеждаемся, что человеко­образный гибрид Шариков является неудачей про­фессора Преображенского. Он и сам это начина­ет понимать: «Старый осел... Вот, доктор, что по­лучается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форси­рует вопрос и приподымает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей». Он приходит к вы­воду, что насильственное вмешательство в приро­ду человека и общества приводит к катастрофи­ческим результатам. В дальнейшем профессор ис­правляет свою ошибку. Он превращает Шарикова  в собаку. Теперь пес доволен своей судьбой и са­мим собой. Но в жизни такие эксперименты нео­братимы, предупреждает Булгаков.

В образе Шарикова писатель показывает нам не только опасность эксперимента. Он говорит о том, что произошло и может произойти, когда к власти приходят люди типа Шарикова. Ведь все то, что произошло в квартире профессора, так на­поминает историю нашего государства. Когда к власти приходили люди необразованные, недале­кие, а зачастую, просто преступные. И разговоры профессора Преображенского о революции и ус­тановлении нового порядка - это обличение раз­рухи, несправедливости, беззакония и того барда­ка, который творился в 20-е годы в стране.

Своей повестью «Собачье сердце» Михаил Бул­гаков говорит, что свершившаяся в России рево­люция - это не результат естественного социаль­но-экономического и духовного развития обще­ства, а безответственный эксперимент. Именно так воспринимал Булгаков все, что происходило вок­руг и что именовалось строительством социализ­ма. Писатель протестует против попыток создания нового совершенного общества революционными, не исключающими насилия методами. А к воспи­танию теми же методами нового, свободного че­ловека он относился крайне стоически. Главная мысль писателя в том, что голый прогресс, лишен­ный нравственности, несет гибель людям.

В повести профессору удалось обратное пре­вращение Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живу­чими. Именно поэтому мы говорим о таком явле­нии, как шариковщина. В основе этого социально­го слоя стоят полуграмотные, наглые и самоуве­ренные люди.

Собачье сердце в союзе с человеческим разу­мом является главной угрозой нашего времени. По­этому повесть остается актуальной в наши дни, служит предупреждением грядущим покопениям.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!