Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе
Всемирная
Литература.
КОМЕДИИ АРИСТОФАНА.
МЕСТО КОМЕДИИ В АФИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
Драматические представления в Афинах ведут своё начало то обрядов,
посвящённых богу Дионису- покровителю виноградарства и виноделия. Культ
Диониса, постепенно вобравший в себя космические представления древних греков о
смене времён года, о вечной "борьбе" зимы и лета пользовался особенно
широким распространением среди земледельцев, и, позднее стал государственным
культом Афин. Именно в рамках культа бога Диониса произошло формирование
основных жанров греческой драмы - сначала трагедии, позже, комедии. При этом
включение трагедийных постановок в состав всенародных празднеств в честь
Диониса относится к концу шестого века до нашей эры.
В Афинах
существовало несколько праздников, посвящённых Дионису: Великие Дионисии и
Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в год носили общенародный
характер. На них собиралось всё взрослое население Аттики. Представления
проходили в Театре Диониса, расположенного под открытым небом естественным
амфитеатром на склоне Акрополя, вмещавшим порядка семнадцати тысяч человек. На
праздники в Театр Диониса приходило втрое больше человек, чем на самое важное и
многолюдное собрание. Представления были не только развлечением, но также они
были составной частью религиозного праздника и открывались торжественным
жертвоприношением в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. У
афинского театра была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее
наглядное представление о его месте в жизни афинского общества: театральные
представления носили характер художественного соревнования, происходившего
перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались перед
многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10 человек,
выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и комических поэтов.
Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки зрения значимости этих
состязаний, заносились на мраморную доску. Кроме самого автора, который был и
постановщиком своих произведений, на мраморной доске гравировались имя артиста,
исполнившего главную роль, и хорега, человека, обычно богатого афинского
гражданина, который брал на себя расходы по содержанию хора.
МЕСТО ХОРА, СТРУКТУРА
АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ.
Каждая комедия открывается прологом, в начале которого, обычно, в
диалогической форме, излагается содержание пьесы и действующие лица. Часто,
пролог является достаточно большой сценой, с участием нескольких лиц, и
неизменными шуточными обращениями к зрителям. В прологе выясняются намерения
главного героя, и те силы, которые ему противостоят. Так завязывается сюжетный
конфликт, получающий своё дальнейшее развитие уже при непосредственном участии
хора. Так называемый парод - выход хора на сценическую площадку означает начало
новой части комедии.
В
античной комедии хор занимает одну из главных ролей и оживлённо участвует в
действии. Хор, может состоять из реальных людей: женщин, стариков, всадников,
или из животных, птиц, или чего другого, к примеру, облаков. Аристофан, например,
назвал иногда свои комедии по тем одеждам, в которых выступал хор:
"Лягушки", "Облака". Хор оживлённо участвует в действии:
приходит на помощь герою, попавшему в беду или выступает против его замыслов.
При этом вступительные песни хора, исполняемые поочерёдно двумя полу хореями
строятся симметрично, а непосредственный контакт между действующими лицами и
хором устанавливает корифей - предводитель хора. Именно корифею принадлежат
реплики в диалоге с актёрами. Выход хора придаёт новую остроту намеченной в
прологе борьбе, так как возникает необходимость открытого столкновения мнений,
которое находит выражение в сцене агона- спора, так же имеющего симметричное
построение. Сначала хор исполняет песнь, выражающую его отношение к предстоящей
борьбе - оду -, затем, корифей обращается со словами одобрения к одной из
противоборствующих сторон, после чего начинается развитие аргументов. Обычно,
последним в споре выступает персонаж, которому волей автора суждено одержать
победу в схватке. Следующая часть античной комедии - парабаса, являющаяся
обращением хора к зрителям, обычно не связана с сюжетом комедии. Она является
своеобразным лирическим отступлением, в котором поэт обращается к аудитории,
выдвигая свою точку зрения на актуальные проблемы. Таково обычно содержание
первой части парабасы - анапестов, исполняемых корифеем. Затем следуют
симметричные выступления двух полу хорей. Ода и антода, эпиремма и антэпиремма,
содержащие прославление родины, богов, и здесь же, отметим этот факт, нападки
на граждан полиса, чьё поведение автор считает несовместимым с гражданской
моралью. Предполагают, что парабаса представляет собой древнейшую хоровую
часть комедии, обличительную по своему основному назначению. В нескольких
комедиях Аристофана в их второй части встречается ещё одна хоровая партия,
построенная на чередовании од и эпирем. Её принято называть малой парабасой.
Поскольку чаще всего конфликт исчерпывается в конце агона, эписодии, следующие
за парабасой, уже не развивают основного действия, а только подчёркивают значение
победы одержанной одним из героев. В этот момент появляются другие претенденты
на победу, помимо главного героя, и тогда, он нередко пускает в ход дубину или
палку, высмеивая их недостатки. Наконец, всё приходит к благополучному финалу,
заключительная песня хора завершает античную комедию.
АРИСТОФАН.
"ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ"
В своих комедиях Аристофан затрагивает насущные проблемы афинского
полиса - государства. Иногда, в его комедиях жёстко высмеиваются лица, которые
были хорошо известны современникам, но история сохранила для нас лишь их имена.
Комедия "Женщины в народном собрании" впервые была поставлена
на Ленеях в 392 году до нашей эры. Это время тяжелейшего кризиса афинской
демократии, формального восстановления правления "тридцати тиранов".
Сильно упала политическая активность граждан. За участие в народном собрании
пришлось устанавливать плату: сначала один, а затем и три обола. Комедия
"Женщины в народном собрании" с точки зрения композиции является
новаторской. Парод ещё сохраняется, но парабаса уже отсутствует, хор утрачивает
свою ведущую роль.
Комедии Аристофана поразили меня своей физиологичностью, и отсутствием
у Аристофана внутренней цензуры. Они написаны по принципу " что
естественно, то не позорно." Так, в самом начале комедии, происходит
диалог между Блепиром и его соседом. Они разговаривают на улице, возле дома
соседа, где Блепир устраивается, чтобы справить нужду. Диалог происходит между
испражняющимся Блепиром и стоящем не вдалеке соседом. После достаточно
длинного диалога, во время которого Блепир всё время методично испражняется,
сосед, наконец, его спрашивает: "Да ты решил сходить канатом
якорным?"
Может быть, во времена древних греков не существовало каких- то
условностей, моральные нормы отличались от нынешних. Но всё равно, я как то
плохо представляю ту же сцену в "Ромео и Джульетте" Шекспира. Вот,
как я её вижу, в стиле комедии Аристофана.
Джульетта, выглядывая из окна, обращается к Ромео,
сидящему внизу, под кустом.
Джульетта: Ромео, где ты?
Ромео: Да здесь я, дура, под кустом внизу сижу.
Джульетта: "Что делаешь, приятель, положить присел?"
Ромео: "Да, говорят все кошки ночью серы. Никто и не приметит, как
присяду я."
Джульетта: "Давай быстрее, или ты сходить решил канатом
якорным?"
Бред.
Всё, что стоит в
кавычках взято из первого эписодия комедии "Женщины в народном
собрании" Аристофана. Всё же, цивилизация не стоит на месте.
Далее мы встречаем
идею о коммунизме: женщины издают постановление, по которому, все должны сдать
всё в общую казну, не остаётся частной собственности, впрочем, как и частной
жизни. Женщины предлагают жить счастливой коммуной детей цветов. Общие жёны,
общие мужья, общие дети. И всё было бы хорошо, если бы не закон, по которому,
молодые девушки должны уступать места в постели лицам пожилого возраста. И в
четвёртом эписодии, юноша, идущей к своей любимой, оказывается атакованным
сексуально неудовлетворенными старухами. Сразу тремя. А если, всё по тому же
закону, он откажется , то его оставят без обеда. Совсем. По своему построению
комедия заканчивается пиром победивших женщин, но логически, на мой взгляд,
комедия заканчивается терзаниями юноши: зайти "на чашку чаю" к
старухе или остаться без обеда. Я предпочёл бы остаться без обеда.
Куликов
Никита, 21.05.03