Роман И. А. Гончарова 'Обрыв'
"Вижу не три романа, а один".
И. А. Гончаров в своем запоздалом объяснении -
предисловии ко второму изданию романа "Обрыв", напечатанном только в
1938 году, сожалеет о том, что "никто (из критиков) не потрудился
взглянуть попристальней и поглубже, никто не увидел теснейшей органической
связи между всеми тремя книгами: "Обыкновенной историей",
"Обломовым" и "Обрывом"! " Действительно,
критики-современники Гончарова: Н.А. Добролюбов, А.В. Дружинин, Д.И. Писарев и
другие рассматривали каждый роман по отдельности, а не как единое целое. Иван
Александрович сокрушался: "Всё молодое и свежее поколение жадно отозвалось
на зов времени и приложило свои дарования и силы к злобе и работе дня".
Однако в защиту критиков можно сказать то, что их концепция, как сказали бы
мы сейчас, концепция "шестидесятников" с пожеланиями быстрых и
радикальных политических и культурных преобразований не отвечала программе
"Лучше поздно, чем никогда" "месье де Лень" с его мечтами о
стабильности и некоторой приземлённости: "Я писал только то, что
переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, -
словом, писал и свою жизнь и всё, что к ней прирастало". Охватить более
чем тридцатилетний период написания, по Гончарову, одного романа
"шестидесятникам" было более чем сложно.
Попробуем доказать верность первого приведённого
высказывания Гончарова, сравнив между собой три великих романа: найдем в них
общее.
Несмотря на то, что каждое произведение отделено от
другого десятилетним промежутком времени, о них можно говорить как о едином
целом, так как их темы перекликаются, а по своему характеру романы, замечает Л.
Н. Толстой в своем письме к А. В. Дружинину, "капитальны", поэтому
их успех "невременен", то есть, не связан с конкретными историческими
событиями. В то же время темы трилогии тесно связаны с исторической ситуацией
50-х - 80-х годов. На мой взгляд, здесь нет парадокса, потому что социальные
темы тех лет : отношения между богатыми и бедными, противоречия позиций власти
и народа и т. д. - актуальны в России во все времена. Талант истинного провидца
помог Гончарову уловить настроение времени . Критик Чуйко обращает внимание на
своеобразие исторического контекста в творчестве художника : "эпос ХIX века, в котором писателю удалось
свести к одному окончательному синтезу всю историческую, государственную и
общественную жизнь своего времени". Эти слова были сказаны об
"Обрыве" - мне кажется, что их можно отнести и ко всему творчеству
Ивана Александровича, ведь - по идее Ю. В. Лебедева : "Если "Обыкновенная
история" - фундамент храма, "Обломов" - стены и своды его, то
"Обрыв" - замок свода и купол с крестом, устремленным к небу".
Возьмём для примера первые факты биографий главных
героев - их рождение и воспитание. Каждый из них родился в деревне: в Грачах в
"Обыкновенной истории" (кстати, грачи - это первые птицы, прилетающие
ранней весной - название деревни первого романа выбрано неслучайно), в
Обломовке в "Обломове" ( это название образовано от фамилии помещика
- единственный случай в трилогии), в Малиновке в "Обрыве", - везде
милые матушки и бабушки голубят и балуют своих сыночков и внучков (здесь можно
вспомнить образ Арины Власьевны в "Отцах и детях" И.С. Тургенева). Но
не только это объединяет персонажей. Ещё и их отношение к родной земле. Это -
умиление. И "теплый угол" в "Обыкновенной истории", и
"благословенный уголок" в "Обломове", и "эдем" в
"Обрыве" мыслятся как укрытие от неудач, проблем и невзгод, как
место, где нет нужды сдерживать себя и соответствовать темпу общества.
Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее
полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь "отправной
точкой" к следующим этапам развития "Героя", живёт и прожигает
жизнь в городе.
Отдельного анализа заслуживает "Сон
Обломова". Во-первых, эта "увертюра" появилась гораздо
раньше, чем сам роман, первоначальное название которого было
"Обломовка". Во-вторых, "Сон Обломова" показателен как
художественный и психологический приём.
Эта глава позже была помещена в середину произведения
и явилась переходным моментом сюжета. Она как бы противопоставляет один период
жизни другому. Однако это не полноценная антитеза, ведь в сознании Ильи Ильича
всегда присутствовали элементы такой мечты. По ходу романа то сильнее, то
слабее прослеживается тема Обломовки - определенного образа действительности и
мыслей. К тому же его грёза - это сон-предсказание: недаром смерть Обломова
настигла именно в тиши и спокойствии.
Если рассматривать "Сон..." с
психологической точки зрения, можно прийти к тому, что он является архетипом.
Принимая форму сна Обломовка принимает форму
условности: пространство и время в ней не линейные, а циклические. Сам
"заповедный" край обнесён высокими горами, а люди в нём живут
счастливо, не болеют и чуть ли не умирают.
Используя приём архетипа, Гончаров полно раскрывает
подсознательную сущность своего героя.
С другой, уже реальной стороны, родные края пугают
героев перспективой жить в бездействии. Здесь проявляется различие между ними.
Молодой Адуев бессознательно отворачивается от дома, чувствуя инстинктивный порыв
в "землю обетованную" - в столицу, в Петербург. Обломов, напротив,
живёт счастливо, "так [как жили в сонной Обломовке], а не иначе".
Райский - наиболее противоречивый персонаж - на протяжении всего романа не раз
меняет свое отношение к Малиновке, её обитателям и порядкам : впервые приехав
туда юношей, он ощущает прилив творческих сил: "Какие виды кругом - каждое
окно в доме - рама своей особенной картины!" ; после долгой разлуки он
"не без смущения" ждет встречи с родными местами, которые, впрочем,
скоро видятся ему как одна картина "в тесной, определенной раме, в которой
приютился человек" , а через некоторое время "Райский почти не
чувствует, что живёт", потом скука сменяется интересом, но не к деревне, а
к её хранительницам (Бережковой, Вере, Марфеньке).
Как видим, герои трёх романов, как метко выразился
И.А.Гончаров, "составляют одно лицо, наследственно
перерождающееся..." А трилогия - "одно огромное здание, одно зеркало,
где в миниатюре отразились три эпохи - старой жизни, сна и пробуждения".
Инжутова
Любовь, 10 "А" шк. №503,07 февраля 2003 г.
Проверено
Рябикиной ака САНЫЧ, оценено на отл.
p>