Конфликт литературного произведения. На материале драмы М. Ю. Лермонтова 'Маскарад'
Министерство
образования России.
Тамбовский
Государственный университет им. Г. Р. Державина
Контрольная работа на тему:
« Конфликт литературного произведения. На материале
драмы М. Ю. Лермонтова « Маскарад » »
Студента
первого курса Лагерева А.Г.
отделение
журналистики (заочное)
Тамбов 2003
Конфликт в
литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в
художественном произведении. Термин конфликт близок к термину коллизия, они
нередко взаимозаменяют друг друга. Так как понятие конфликта имеет узкое
значение, то есть употребляется, когда коллизия приобретает наиболее острый и
открытый характер, то термин конфликт обычно используют применительно к
драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной
очевидностью.[1]
Особое
значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной,
движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия
характеров.
В выборе
конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга,
художественная идея пьесы.
В конфликте
Арбенина с обществом «лицедеев» звучит «железный стих, облитый горечью и
злостью », направленный против тех, кто превратил свою жизнь в пестрый и
шумный, блестящий и пустой маскарад. Только скрыв свои лица масками, эти люди
позволяют себе быть такими, каковы они на самом деле. Так в драме отражается
позиция Лермонтова.
В драме М. Ю.
Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это конфликт героя и
дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.
Нельзя
отождествлять художественные конфликты, на которых строятся произведения
драматургии с конфликтами, существующими в реальной действительности.
Идейный
замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В светском Петербурге это было
заметным и характерным явлением. Литература не могла пройти мимо него. В идее
произведения лежит проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к
добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая
мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого
общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в
жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает
в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без
маски, но и срывает маски с других. Вот почему слова его – «Преграда рушена
между добром и злом» - звучат так торжествующе: это победа теоретической,
общественно – философской мысли, определявшей всё поведение Арбенина и всё
отличие его от других персонажей. Здесь – идейный центр пьесы.[2]
«Маскарад» -
это социально – психологическая романтическая драма. Характеризуется
противопоставлением героя окружающей среде, условностью окружающей обстановки,
символикой. В драме обличаются общественные отношения и страдающий в этих
условиях незаурядный человек. Он стремится уйти от царящих в современном ему
обществе условностей, своекорыстия и фальши, но в то же время сам заражен
эгоистическими помыслами и чувствами.
Лермонтов
презирал светское общество. Славившиеся в то время вечера, балы и маскарады в
доме Энгельгардта, посещались не только столичной знатью, но и членами царской
фамилии во главе с императором. Картину нравов дворянского общества Лермонтов
нарисовал и в «Маскараде». Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю
пьесу, а не только сцену, в которой изображается костюмированный бал у
Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает
перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков
и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный
маскарад. Только надев маски на лица, её герои осмеливаются обнажить свои
тайные мысли и чувства и, хотя бы на время, стать самими собой. «Под маской, -
говорит Арбенин, - все чины равны, у маски ни души ни званья нет… И если
маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».
Настоящий,
подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.
Лицемерие, притворство, зависть, клевета, интриги – таковы черты «нормального»
состояния, в котором эти люди находятся в действительной жизни.
В образе
Арбенина отражены раздумья поэта о сильных сторонах своевольного героя,
бросающего вызов всему обществу, и одновременно обозначены его нравственные
слабости.
Гегель пишет,
что в этих коллизиях главным является то, что человек вступает в борьбу с
чем-то в себе и для себя нравственным, истинным, святым, навлекая на себя
возмездие с его стороны.[3]
Так «гордый
ум» Арбенина изнемог в конфликте со светом и собственными представлениями,
внушенными той же порочной средой. Арбенин двойственен. Он и жертва и
преступник. Автор и сочувствует и осуждает его. И всё-таки «высокое» злодейство
героя – индивидуалиста снижено до обычного преступления, ибо Арбенин не знает
других законов. Раз в жизни Арбенин поступил не «по - Арбенински» и жестоко
поплатился.
Раз
в жизни человека мне чужого,
Рискуя
честию, от гибели я спас.
А
он – смеясь, шутя, не говоря ни слова,
Он
отнял у меня всё, всё – и через час.
Арбенин
тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали, которые он сам
исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для
жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может
впервые, на самом себе почувствовал всю их губительную силу.
В результате
Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в
силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного
убийцу.
«Ошибка» его
зависит во многом от неверия в естественные чувства, которые свойственны Нине и
которые она сохранила вопреки светскому окружению. Детская наивность, чистота,
от души идущие, нежность и любовь, доброе сердце и светлый ум, чуждый
условностей и расчетов – всё это образует характер, противостоящий Арбенину и
контрастный ему. Такой характер выступает мерой оценки героя – индивидуалиста.
Арбенин превращается из жертвы в злодея, а Нина из преступницы, в глазах
Арбенина в невинную жертву.
«Коллизия -
ситуация, которая в своем понятии заключает своеобразное затруднение ».[4]
Так волею
обстоятельств и интриги Арбенин подозревает Нину в измене. Состояние
дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они
нуждаются в преобразовании. Гегель пишет, что коллизия нарушает гармонию и
заставляет единый в себе идеал перейти в состояние разлада и противоположности.[5] Через любовную коллизию
проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он
стороне – добродетели или зла.
Конфликт
поколений захватывает сферу личных отношений Арбенина с Ниной. Этот конфликт на
каждом шагу Арбенин подчеркивает: Нина «слишком молода», он «сердцем слишком
стар». Углубление и расширение конфликта идет за счет прошлого. В прошлом в
душе Арбенина совершился переворот - после его встречи с Ниной, и теперь в
настоящем, решается вопрос: насколько прочен, устойчив, качественно необратим
этот переворот?
Казарин в этот
переворот не верит и торжествует: «Ты наш». Но между ними огромная дистанция –
духовная, интеллектуальная.
«Действие
предполагает обстоятельства, ведущие к коллизиям, к акции и реакции».[6]
Реакция это
трагическая развязка конфликта. Арбенин поверил «обществу», а не своей жене.
Нина умирает. «Завистливый и злой» свет погубил её счастье с Арбениным. Можно
подумать, что Арбенин проиграл свету. Поединок гордого, независимого человека,
который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» -
закончился поражением:
Беги,
красней, презренный человек,
Тебя,
как и других, к земле прижал наш век…
Но Арбенин
не бежал, не сдался, и пока силы зла не потушили в нем разум, никто и ничто не
смогло поставить его на колени.
Развязка
внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят
в его дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни
пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты
безумия.
И этот гордый
ум сегодня изнемог!
Этими словами
Неизвестного словно бы подводится черта под неравной борьбой сильного, смелого,
но бесконечно одинокого человека, не пожелавшего «гнуться и преклоняться» перед
жестокими законами века.
Дважды в пьесе
возвращается Арбенин к своим несбывшимся мечтам: первый раз в беседе с
Казариным, второй – в объяснении с Ниной перед её смертью. В чём обвиняет он
Нину? «Быть может, я б успел небесные мечты осуществить, предавшися надежде, и
в сердце б оживил все, что цвело в нем прежде, - ты не хотела, ты! »
Какие мечты
хотел осуществить Арбенин, найдя себе счастье и успокоение в любви к Нине? Что
это за намёки и «недоговоренности»?
Эти
арбенинские признания не прояснены до конца в пьесе, их смысл Лермонтов оставляет
нераскрытым. Важно понять, что за этими «недоговоренностями» скрыто не только
глубоко личное, интимно – душевное, но и большое социальное содержание, что
трагедия Арбенина заключает в себе нечто такое, что выходит за рамки его личной
судьбы.
Литература
1.
Гегель. Эстетика: В
4 т. Т. 1. М., 1968. С. 213-214, 223, 225-228.
2. Коллизия. Конфликт // Краткая
литературная энциклопедия: В 9 т.
Т. 3. М.,
1966. С. 656-658, 716.
3. Лермонтов М. Ю. Маскарад.
4. Эйхенбаум Б. Драмы Лермонтова
// Эйхенбаум Б. Статьи о Лермонтове. М.-Л., 1967.
[1] Коллизия. Конфликт //Краткая литературная энциклопедия: В 9т. Т. З.
М., 1966.
[2] Б. М. Эйхенбаум. Статьи о Лермонтове. Стр. 215.
[4] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[5] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968
[6] Гегель. Эстетика: В 4 т. Т. 1. М., 1968