Некрасов Николай Алексеевич (1821-1877)
Некрасов Николай Алексеевич. (1821-1877)
Странный юноша ходил по
столичному городу Петербургу сто пятьдесят с лишнем лет назад: он
был высокий, бедно одетый, с умными глазами погружённого в свои
мысли и в то же время замечающего всё чудака. В тех кварталах
город, где обитала беднота, его считали за своего. И никому не
приходило в голову, что он станет великим русским поэтом и имя его –
Николай Алексеевич Некрасов.
Он перебрался в столицу
с берегов Волги, из-под Ярославля, где провёл детство и раннюю
юность в имении отца – жестокого помещика.
Некрасов начал писать
стихи довольно рано. Сначала он старался писать, как писали все. А
разве станешь большим, настоящим поэтом, если будешь подражать, кому
бы то ни было? Нет, конечно. Ведь поэзия начинается тогда, когда
стихи открывают людям незамеченные прежде стороны жизни, когда в них
появляются новые мысли.
Вскоре Некрасов, как и
многие из писателей – его современников и ровесников, - стал писать о
бедняках с городских задворок, о крестьянах. И читатели брали в руки
стихи Некрасова с радостью и удивлением: «Вот поэт, который видит
жизнь такою же, какой видим её мы, и думает так же, как мы
думаем!»
Некрасов стал главным
редактором журнала «Современник». Это был настоящий боевой штаб целого
отряда писателей и поэтов. «Современник» всеми силами пытался говорить
читателям правду. И каждый номер журнала, где печатались повести
Герцена, Гончарова, рассказы Тургенева, статьи критика Белинского,
немного позднее – произведения Льва Толстого и стихи Некрасова, был
опасен для царской власти. Опасен не менее, чем бомбы, которые
бросали в царя отважные революционеры.
В стихах Некрасова уже
не оставалось ничего дворянского. По образу мыслей, по своему
душевному строю, он казался настоящим крестьянином. Строки его
стихов сердились, негодовали, как бы говоря: «Видите, до чего довели
Россию. Нашу Россию… И поймите, Россия может быть другой. Совсем,
совсем другой!..»
Некрасов с болью
рассказывает о мужиках, которые пришли, было, к парадному подъезду
просить о чём-то важного сановника. Но швейцар не допустил их даже к
порогу. Мужики пошли прочь, так и не дождавшись правды.
Шли годы. Царь отменил
крепостное право, но лучше крестьянам не стало, потому что земля
по-прежнему принадлежала помещикам, а крестьяне бедствовали, перебиваясь
с хлеба на воду.
Некрасов снова обращается
к современникам с гневными обличительными стихами и певучими поэмами,
пробуждающими совесть.
Поэма «Русские женщины» -
о жёнах декабристов, которые последовали за своими
мужьями-революционерами в сибирские рудники; поэма «Дедушка» - о
мальчике и о его седом деде, который вернулся… Малыш толком не
знает, откуда вернулся дед. Но придёт время, и он догадается,
поймёт: вернулся из Сибири, с каторги, куда его сослал царь за
участие в восстании декабристов.
Поэма «Кому на Руси
жить хорошо»… Чтобы поставить этот гневный вопрос в заглавие своей
поэмы, великий поэт должен был проявить большое крестьянское мужество.
Герои поэмы – семеро крестьян – заспорили о том, кому же в конце
концов хорошо жить в России.
И пошли они искать
счастливого. Многих видели. Худо живётся и попу, и помещикам:
надвигается революция, последние годы доживают они. Видели и настоящих
богатырей духа, мужиков-бунтовщиков, гордых и мудрых. Но и им,
конечно же, жилось худо. Счастливого так и не нашли. Только в конце
странствия они должны были встретить юношу-революционера, счастье которого в
том, чтобы воевать за счастье других. Да не успел Некрасов дописать
свою поэму до конца: тяжёлая болезнь помешала ему.
На похороны любимого
поэта пришла, казалось, вся опечаленная Россия.