Тургенев и Полина Виардо
Тургенев и Полина Виардо.
Год 1843 остался навсегда памятным Тургеневу не только потому,
что был первой заметной вехой на его литературном пути; этот год
оставил неизгладимый след и в его личной жизни.
Осенью 1843 года в Петербург приехала итальянская опера, в
которой выступала замечательно даровитая двадцатилетняя певица Полина
Гарсиа Виардо.
Родившись в артистической семье, Полина Гарсиа
почти ребёнком начала свою карьеру. Уже в конце тридцатых годов она
с огромным успехом выступала в Брюсселе, в Лондоне, а
восемнадцатилетней девушкой дебютировала на парижской оперной сцене в
роли Дездомоны в опере Верди «Отелло», а затем в роли Ченерентолы в
опере Россини.
Русские зрители сразу оценили бурную страстность
и необыкновенное артистическое мастерство Виардо, диапазон её голоса и
ту лёгкость, с которой она свободно переходила с высокой ноты
сопрано на глубокие, ласкавшие сердце ноты контральто.
Услышав впервые Полину Гарсиа в роли Розины,
Тургенев был покорен её талантом и с этого дня не пропускал ни
одного спектакля приехавшей оперы.
Через некоторое время его друзьям и знакомые
передавали друг другу, что Тургенев без памяти от игры Виардо. «Он
теперь весь погружен в итальянскую оперу и, как все энтузиасты,
очень мил и очень забавен», - писал Белинский Татьяне Бакуниной.
Говорили, что, узнав о новом увлечении сына,
Варвара Петровна побывала на концерте, где выступала Виардо, и по
возвращении домой, будто сама с собой говоря, ни к кому не
обращаясь, сказала: «А надо признаться, хорошо проклятая цыганка поёт!»
Вскоре
Тургеневу представился случай отправиться на охоту в обществе мужа
Полина Гарсиа, Луи Виардо, а затем его познакомили и с самой певицей.
Впоследствии Виардо шутливо рассказывала, что он был представлен ей
как молодой помещик, превосходный охотник, хороший собеседник и
посредственный стихотворец.
1
ноября - день, в
который состоялось это знакомство, навсегда остался для него
незабываемым.
«Я ничего
не видел на свете лучше Вас … Встретить Вас на своём пути было
величайшим счастьем моей жизни, моя преданность и благодарность не
имеет границ и умрёт только вместе со мною», - писал Тургенев Полине
Виардо из Петербурга.
С юношеских
лет до последних дней жизни Тургенев оставался верен этому чувству,
многое принеся ему в жертву…
30 апреля
1845 года Варвара Петровна писала из Москвы: «Иван уехал отсюда дней
на пять с итальянцами, располагает ехать за границу с ними же или для
них».
По окончании
гастролей в Петербурге и в Москве итальянская опера стала готовиться
к отъезду из России.
Со службой
в департаменте министерства внутренних дел всё было покончено к этому
времени. 10 мая из министерства был переслан петербургскому
генерал-губернатору заграничный паспорт «для отставного коллежского
секретаря Ивана Тургенева, отправляющегося в Германию и Голландию для
излечения болезни».
Снова
Кронштадт, потом пароход дальнего плавания, снова ветер и волны в
безграничном просторе сурового Балтийского моря…
Не потому
ли влекли его тогда к себе эти края, что рядом, за грядою гор,
лежала родина Полины Гарсиа?
Потом он
был в Париже и, по-видимому, получил приглашение погостить в имении
супругов Виардо, расположенном в шестидесяти километрах к юго-востоку
от Парижа. Местечко, носившее название Куртавнель, с его старинным
замком, окружённым рвами, каналом, парком, рощицами, оставило
незабываемое впечатление в душе Тургенева.
По
возвращении из Франции он снова в Петербурге, в среде Белинского и
его друзей. Литературная репутация Тургенева укрепляется день ото дня.