Шесть пейзажей а романе И.С. Тургенева 'Отцы и дети'
Природа и
человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях
писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже
раскрыть их поступки, душу.
Как и во всех произведениях
Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный
пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными
берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими
избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся
молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и
разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения
тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.
И в той же
главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту
надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича
Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с
наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим
дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”
И. С. Тургенев мастерски
использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности
в характере героя.
Молодой Кирсанов, старающийся
подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом
деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе,
понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем
и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг
отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”
Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом,
Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого.
Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем
иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он
нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не
сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную
заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание,
мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он
поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку,
понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую
натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует
природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.
Полной противоположностью
своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович
придаётся воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но
они не вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела
мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа».
Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному
состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам
подозревает».
Пейзаж у Тургенева включен в
систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым
и Павлом Петровичем дуэли оттеняется
описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие
пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на
листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё
хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».
Мастерство Тургенева
художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для
передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.
Базаров – главный герой
романа. Это противоречивая личность: с одной стороны – всё отрицающий нигилист,
но в то же время – скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе.
В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а
мастерская, и человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки».
Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и
неподвластного человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне,
по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить
пользу, в этом её назначение.
Базаров лишь собирает
лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше
никак с природой не соприкасается.
Отрицая романтическое
отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим
стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в
качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что
наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания
Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными»
законами природы.
Вероятно, были в глубинах
его души ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их,
когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе.
В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся
ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый
романтизм», презирает его.
Трудный, внутренний процесс
познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.
Фон, на котором происходит
объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа
рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему
ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное
шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные
шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым
светом окружающий мир.
С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев
зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж
морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим
снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно
укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью
эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение
молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.
Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и
самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину,
пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни,
красоты бытия.
Лирической
печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание
сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес
свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о
Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что «страстное,
грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных, переходящих
целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о
жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы
природы вечны.