Цена сыновьего предательства. По повести Ф. Абрамова 'Поездка в прошлое'
ЦЕНА СЫНОВЬЕГО ПРЕДАТЕЛЬСТВА.
По повести Ф. Абрамова «Поездка в прошлое».
Как мир меняется! И как я сам
меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь, -
на самом деле то, что именуют мной, - не я один. Нас много. Я – живой.
Н. Заболоцкий.
Все мы в долгу перед прошлым и будущим, каждый из нас отвечает за свое
время. Но не бывает чувства ответственности без чувства памяти, сопричастности
жизни. «Поездка в прошлое» Ф. Абрамова – живая боль о времени, когда внушалось:
«Предай в пути родного брата… и зверствуй именем вождя».
В произведении Абрамова раскрываются проблемы человечности, совести и
сострадания, а также такие проблемы, как потеря чувства ответственности за
происходящее вокруг, воспитание уважения к предыдущим поколениям, укрепление
исторической памяти народа.
Главное событие в повести «Поездка в прошлое» происходит в сознании
прозревающего главного героя Кабылина Никифора Ивановича, который только сейчас
начал задумываться о своей ошибке. И тяжесть переживаний о совершенном стала
невыносимой сердечной болью. Микша пытается вывернуть «наизнанку всю свою
жизнь», чтобы оправдать слова соседки-старухи: «Скажи Никифору, что у отца нету
зла на него. Не он виноват. Дядья его таким сделали».
Теперь, когда герой изменился, познал истину и мучается из-за своего
предательства, он хочет изменить отношение к отцу, попросить у него прощения,
но уже поздно. И поэтому Микша заходит в тупик, ищет новые пути для успокоения
своей совести.
Мы меняемся с возрастом, меняются наши взгляды на жизнь, отношение к
людям. Мы становимся старше. Умнеем ли мы с возрастом. Считается, что да,
умнеем ради того, чтобы как можно вернее отличать добро от зла.
Кроме того, нас меняет требование времени (или судьбы) четко заявлять о
своей позиции. Четко, открыто. Тогда-то мы и становимся ясны самим себе и
окружающим. Тогда и понятно, кто мы на самом деле. Такой же процесс происходит
с Н. И. Кобылиным. На протяжении всей повести автор доказывает на многочисленных
приемах, что и в нечеловеческих условиях можно остаться людьми. Наряду с
''погружением во тьму'' ищет противоположное движение: от тьмы к свету.
Символично, что героя на середке жизни застает снегопад: ''вмиг стало слепо,
бело, залепило глаза – неизвестно куда и ехать'', даже ''пролетающие где –то
над головой гуси'' и те теряются ''в этой заварухе''. Фон, на котором
развивается событие, весьма безрадостный: мрачный, темный, страшный.
Горькое похмелье, прозрение, осмысление и осознание погубленной и
бесцельно прожитой жизни. Шаг за шагом ведет писатель своего героя через
трудности, заблуждения и ошибки к нравственной зрелости.
Происходит неизбежное крушение, все становится на свои места: и
кремневые головорезы-дядья, которых всегда сопровождал праздник с красными
знаменами, и тихий, мягкий, мужественно защищавший крестьян отец, которого
Микша предал, презирал и стыдился. А. Абрамов пишет: ''Он повернул голову на
восток и увидел там черную громадину часовни, освещенную заревом свечей''.
Писатель учит нас милосердию, высокой нравственности,
гражданственности, учит быть ''людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз,
глядит в глаза''.