Тема Родины в творчестве А. Ахматовой
ТЕМА РОДИНЫ В
ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ
К теме Родины
обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе,
как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии
прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России
и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что,
восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все
испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой
себе.
Тема Родины
меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в
поэзии Ахматовой.
Стихотворения первых сборников
Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих
сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в
сборнике «Белая стая».
Сборник «Белая стая» был опубликован в
1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в период
больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это
время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт,
Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни
Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве
поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В
«Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую
войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что
не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».
Стихи «Белой стаи» строгие и
философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие
страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в
стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах
(«Думали: нищие мы...»).
В «Белой стае» возникает тепло
жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в
стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова
принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка,
только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».
С изменением в тематике стихов
меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится
очень строгим, аскетичным.
В «Белой
стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова
ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление
поэта слиться с народом:
Лучше б мне частушки задорно выкликать,
А тебе на хриплой гармонике играть.
И ходить на кладбище в поминальный день
И смотреть на белую Божию сирень.
Ахматова знает, что «где-то есть
простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый...», но она пока не может отказаться
от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:
Но
ни на что не променяем пышный
Гранитный
город славы и беды,
Широких рек синеющие льды,
Бессолнечные мрачные сады
И голос Музы еле слышный.
Следующий сборник «Подорожник» выходит
в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений
этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и
революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом
плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо
уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь.
Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто...», «Мне голос был...» далеки от
принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские
стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного
и жизненного выбора.
Стихотворение «Ты отступник...»
адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из
личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении
звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою
страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно,
что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями,
православием:
Ты — отступник: за остров зеленый
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.
Стихотворение «Мне голос был...» уже
менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний,
или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает
о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа
и друзей-эмигрантов Ахматовой.
Героиня этого стихотворения поставлена
перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как
свою:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не оскорбился (у Ахматовой -"не осквернился») скорбный
дух...
Стихотворение 1922 года «Не с
теми я, кто...», вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году,
содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от
всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех,
кто уехал, в двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой
вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России
воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто»,
поэтому они намного выше уехавших.
Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:
Никто нам не хотел помочь
За то, что, город свой любя,
А не крылатую свободу,
Мы сохранили для себя,
Его дворцы, огонь и воду.
В «Anno Domini» появляется неожиданная радость,
среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается,
со смирением принимает она все, что происходит с Россией:
Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькает крыло,
Все голодной тоской изглодано,
Отчего же нам стало светло?
В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ
героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше
стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».
Переулочек, переул...
Горло петелькой затянул.
Тянет свежесть с Москва-реки
В окнах теплятся огоньки...
Ахматова полностью сливается с
русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего
репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов.
Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора
сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов
репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова
говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым
страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования
соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки
«Реквиема» до общечеловеческого масштаба.
«Реквием» — это не только самое
личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно
народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и
по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.
В годы Великой Отечественной войны
Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет
стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.
Интимная лирика полностью исчезает.
Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России.
В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы,
воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских
солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение
«мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного
начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих
стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.
Стихотворение «Родная земля» звучит
заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения
слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и
нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем
творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней
находится.
Таким образом, тема Родины в
творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось
в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное
место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится
Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий
Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским
народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу
жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.
В течение всей своей жизни Ахматова не
перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением
принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из
страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.
«Я не переставала писать стихи. Для
меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала
их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я
счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».