Схема анализа литературно-художественного произведения
При анализе
художественного произведения следует различать идейное содержание и
художественную форму.
А. Идейное
содержание включает:
1)
тематику произведения -
выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;
2)
проблематику - наиболее
существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров,
выделенные и усиленные им в художественном изображении;
3)
пафос произведения -
идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам
(героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).
Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая
в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого
коллектива является выражением героического пафоса, причем действия
героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к
осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в
художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями
природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей,
борьба за мир.
Когда автор
утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое
противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной
невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы
трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос
отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека
внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен
исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров
Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно
демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.
Большое значение в
искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого
утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому
универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос,
хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и
писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и
реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.
Общей эстетической
категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое
- это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое
положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как
объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически.
Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет
гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в
нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое
отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и
утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни,
чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм,
ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.
Б.
Художественная форма включает:
1)
Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и
диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и
взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и
пространстве);
2)
Композиционные детали: порядок, способ и
мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские
рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа
- соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);
3)
Стилистические детали: изобразительно-выразительные
детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические
особенности поэтической речи в целом.
Схема анализа литературно-художественного
произведения.
1.
История создания.
2.
Тематика.
3.
Проблематика.
4.
Идейная направленность
произведения и его эмоциональный пафос.
5.
Жанровое своеобразие.
6.
Основные художественные образы в
их системе и внутренних связях.
7.
Центральные персонажи.
8.
Сюжет и особенности строения
конфликта.
9.
Пейзаж, портрет, диалоги и
монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.
10.
Речевой строй произведения
(авторское описание, повествование, отступления, рассуждения).
11.
Композиция сюжета и отдельных
образов, а также общая архитектоника произведения.
12.
Место произведения в творчестве
писателя.
13.
Место произведения в истории
русской и мировой литературы.
Общий план ответа на вопрос о значении творчества
писателя.
А. Место писателя в развитии русской литературы.
Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.
1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.
2. Традиции и новаторство писателя в области:
а) идей;
б) тематики, проблематики;
в) творческого метода и стиля;
г) жанра;
д) речевого стиля.
В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.
Примерный план характеристики художественного
образа-персонажа.
Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального
типа.
1.
Социальное и материальное
положение.
3.
Своеобразие мировосприятия и
мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных
устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы
воздействия).
4.
Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5.
Авторское отношение к персонажу.
6.
Какие черты личности героя
выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через «соседство» с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.
План разбора лирического стихотворения.
I.
Дата
написания.
II.
Реально-биографический и фактический комментарий.
III.
Жанровое своеобразие.
IV.
Идейное содержание:
1.
Ведущая тема.
2.
Основная мысль.
3.
Эмоциональная окраска чувств, выраженных в
стихотворении в их динамике или статике.
4.
Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5.
Преобладание общественных или личных интонаций.
V.
Структура стихотворения:
1.
Сопоставление и развитие основных словесных образов:
а)
по сходству;
б)
по контрасту;
в)
по смежности;
г)
по ассоциации;
д)
по умозаключению.
2.
Основные изобразительные средства иносказания,
используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ,
гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.
3.
Речевые особенности в плане
интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс,
параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.
4.
Основные особенности ритмики:
а)
тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;
б)
ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.
5.
Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная,
богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная,
кольцевая), игра рифм.
6.
Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен,
секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).
7.
Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация,
ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.
Как вести краткую запись о прочитанных книгах.
1.
Автор. Даты жизни.
Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение.
3.
Время, изображенное в
произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда,
представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне,
городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).
4.
Эпоха. Характеристика
времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и
общественно-политических интересов и стремлений современников).
5.
Краткий план содержания.