Стендаль. Биография и творчество. 'Красное и черное'
Стендаль
(1783 – 1842)
Один из самых
выдающихся французских писателей XIX века, Анри Бейль, писавший под псевдонимом
«Стендаль», при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом у
широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного,
исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка
вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные. Тем не менее Мериме,
испытавший на себе влияние Стендаля, высоко ценил его, Бальзак им восхищался,
Гете и Пушкин с удовольствием читали его роман «Красное и Черное».
Уделом Стендаля
была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы
предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и
переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из
самых крупных ее представителей.
Школа французских
реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем; И. Тэн,
один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную
статью (1864); Э. Золя считал его представителем нового романа, в котором
человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное
изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880-егоды появляются в
свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные
повести, которые Р. Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX веке
его романы переводятся на многие языки.
В России Стендаля
оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На «Красное и черное» обратили
внимание А. С. Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно
отозвался о нем Лев Толстой, которого особенно поразили военные сцены
«Пармского монастыря». Горький считал его одним из крупнейших мастеров
европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все
произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы
переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие
другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из
самых любимых иностранных писателей.
1.
Мари – Анри Бейль
родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль,
адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный
деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII
века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке «большую
энциклопедию наук и искусств» составленную Дидро и Д-Аламбером,
и увлекался Жан – Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным
вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789) их взгляды сильно
изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу
Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.
После смерти
матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность,
и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся от под
гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль
с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему
воспитаннику религиозные взгляды.
В 1796 году
Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих
школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике
государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее – частное и
религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и
идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства.
В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса бал
отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных
инженеров и артиллерийских офицеров.
Но в
Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько
дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил
власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались
приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и
установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в
драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил
больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем
он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать
писателем.
Почти три года
Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и Английский
язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование.
Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической
философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистике вообще. В то
время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь
возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был
доволен тем, что генерал Бонапарт «стал королем Франции»; в 1804 году коронация
Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным
«союзом всех обманщиков».
Между тем
приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались
незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией.
Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав
навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805
году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был
зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе
вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими
войсками в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в
Италии, где задумывает свою книгу «История живописи в Италии». В 1812
году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в
Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с
остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом
сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он
присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает
в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.
Он поселяется в
Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно
около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную
пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна
для жизни в Париже.
В Италии
Стендаль печатает свое первое произведение – три биографии: «Жизнеописание
Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1814)
В 1814 году
Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным
образом по книге А. В. Шлегеля «Курс драматической литературы», только что
переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости
решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного
и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно –
мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со
Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816
года Стендаль увлекается поемами Байрона, в которых видит выражение современных
общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм,
возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским
национально – освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все
это получило сое отражение в следующей книге Стендаля – «История живописи в Италии»
(1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.
Одновременно
Стендаль печатает книгу «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817), в которой пытается характеризовать Италию,
ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер.
Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает
живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды,
обнаруживая блестящий талант повествователя.
С 1820 года
начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые
Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил
террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибил на родину
и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.
В это время во
Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю
министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов.
Пользуясь куцыми «свободами», представляемыми конституцией, либералы вели
борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели
и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших
большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не
хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью
восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция,
сбросившая за три дня старую монархию.
Стендаль остро
интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация
Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в
борьбе либералов с реакцией.
В Париже жизнь
была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был раде заработка заниматься
поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских
журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.
Первым его
произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга «О любви»
(1822). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором
Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех
или иных классах общества и в различные исторические эпохи.
Во время
реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль
принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры «Расин и Шекспир» (1823 и
1825). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою
роль в борьбе двух литературных направлений.
В 1826 году
Стендаль писал свой первый роман – «Арманс»(1827) где изображает современную
Францию, ее «высший свет», праздную, ограниченную в интересах, думающую только
о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на
свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.
То был один из
самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло
его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских
журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела
приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по
Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу «Прогулки
по Риму» (1829) – в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы
французских туристов.
Впечатления
от современного Рима легли в основу повести Стендаля «Ванина Ванини, или
некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в
Папской области». Повесть вышла в свет в 1829 году.
В том же
году Стендаль начал писать свой роман «Красное и черное», который сделал его
имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой «1831».
В это время Стендаля уже не было во Франции.
В среде зажиточной
буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные
и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить,
только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот
почему в глазах Стендаля «Судебная газета» является важным документом для
изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой
газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: «Красное и черное».
В подзаголовке романа стоит «Хроника XIX века». Под этим «веком» следует понимать
период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской
революции. Термин «Хроника» обозначает здесь правдивое повествование об
обществе эпохи Реставрации.
Замечательно
характеризовал этот роман М. Горький: «Стендаль был первым литератором, который
почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать
признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее
туповатую близорукость».
28 июля 1830 года,
в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа
трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла
крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи –
Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к
Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать
государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в
Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой
должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он
проводил в Риме и часто уезжал в Париж.
В 1832 году
он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год – «Воспоминание
эготиста», в 1835 – 1836-м – обширную автобиографию, доведенную только до 1800
года – «Жизнь Анри Брюлара». В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа
«Люсьен Левен», который также остался незаконченным. В это же время он
заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые
решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление
только через несколько лет: первая хроника «Виттория Аккорамбони», появилась в
1837 году.
Во время длительного отпуска в Париже
Стендаль напечатал «Записки туриста» – книгу о своих путешествия по Франции, а
еще через год вышел в свет роман «Пармский монастырь», в котором отразилось его
великолепное знание Италии (1839). Это было последнее напечатанное им
произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни,
«Ламьель», остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти.
III
Мировоззрение Стендаля.
Стендаль не верит
в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает
аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое
встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На
основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он
заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания – наши
ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не
выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению
Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.
Впоследствии
взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным
вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к
ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время
Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является
неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем
том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.
Характерная
особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие.
В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во
Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид
верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее
приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом
единственное средство существования и единственную возможность спокойно
заниматься своим делом.
Стендаль был
страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами
ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе «Красное и
черное» он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне
реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая
им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на
сторону правительства.
*
Воздействие
творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много
образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с
необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности,
раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и
беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека
и общества, которые были характерны не для одной только Франции.
С глубокой
правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение
своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической
верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим
идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия
представали в большой сложности и непримиримости.
Излюбленные герои
Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке
в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится
с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим
«чистоганом». Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые
запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию
в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей
природе, захватывающе правдивом творчестве.
Вот почему и
теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во
всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду
и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один
из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую
литературу.