Революция в творчестве Александра Блока
Революция в творчестве Александра Блока
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя !
(Александр Блок)
У нашего отряда в пионерлагере был
девиз: “И вечный бой ! Покой нам
только снится”, который мне очень
нравился. Лишь много позже я узнал, что
слова написал “настоящий, волею божьей поэт”, по определению
А.М.Горького, Александр Александрович Блок
(в цикле “На поле Куликовом”), замечательный патриот, ска-
завший: “ О Русь моя ! Жена моя ! ”.
Хоть Блок был одним из лидеров в
общем-то далекого от реальной жизни течения - символизма, он в своих
произведениях постоянно сочувствовал
трудовому люду, особенно рабочим. В известном стихотворении “Фаб-
рика” он рассказывает о том, как “недвижный
кто-то, черный кто-то” “медным голосом завет”.
Согнуть измученные спины.
Внизу собравшийся народ.
В другом стихотворении, написанном
в революционный 1905 год (“Сытые”), поэт с сарказмом говорит о
том, что богатые - “сытые” - “скучали и не
жили”, в то время как кругом слышались “мольбы о хлебе”. Но вот
началась революция, слышен “красный смех...
знамен, и
Так - негодует все, что сыто,
Ведь опрокинуто корыто,
Встревожен
их прогнивший хлев ! ”
Однако - и на это очень важно обратить
внимание - Блок не призывает к расправе:
Пусть доживут свой век привычно -
Нам жаль их сытость разрушать.
Принимая в революции свержение
старого и отжившего, он не хочет, чтобы она была жесткой и кровавой.
Ведь известно, что самосуды времен революции
1917 года потрясали Блока, хотя, видимо, он находил им оправ-
дание.
Эпизод самосуда как раз и является
сюжетным стержнем сложной по композиции и художественным средст-вам поэмы о
революции “Двенадцать”. Революционный
боец Петруха убивает свою
возлюбленную Катьку за
то, что та изменила ему с предателем Ванькой.
Последний успел убежать, но ему обещано:
Утек, подлец ! Ужо, постой,
Расправлюсь
завтра я с тобой !
И это не пустые угрозы:
Помнишь, Катя, офицера.
Не ушел он от ножа ...
Но в целом поэма - гимн революции. Недаром в конце ее появляется “первый революционер на земле” Иисус Христос. И в своей статье, обращенной
к русской интеллигенции, “Революция и интеллигенция” Блок
призывал: “ Слушайте
революцию ! ”. Кажется, что писатель полностью благословляет революцию:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови -
Но поэма оставляет двойственное
впечатление, потому что поэт реалистичен:
Запирайте этажи,
Нынче будут грабежи !
Двенадцать человек (символ двенадцати
апостолов, впереди которых идет Христос) изображены то роман-
тически: “Кругом -
огни, огни, огни... Оплечь - ружейные ремни... “, то натуралистично:
“В зубах цигарка,
примят картуз. На спину надо б бубновый туз !
” (знак каторжника).
Поэма, языком которой трудно не
восхищаться, вводит нас в обстановку революционных месяцев, окра-
шенную и упоением свободой, и начинающимся
насилием над волей и правами людей.
Сегодня вопрос о роли революции -
один из главных для многих из нас. С расстояния трех четвертей века
отчетливо видны ошибки и преступления
революции, но видна и великая энергия великого народа, которую так
долго сдерживали.
Историки еще десятилетия будут
спорить о роли Октября, но нынче мы должны быть сильно благодарны
Александру Блоку за то, что он так точно и
ярко запечатлел революционную эпоху в своем небольшом произ-
ведении. А если еще вспомнить, что он
благословлял революцию, в пожаре которой сгорела его выдающаяся
библиотека (она собиралась поколениями его
предков!), мы согласимся с А.М.Горьким, что это “человек бес-
страшной искренности”, и поймем слова
К.Федина, который после безвременной смерти 40-летнего поэта гово-
рил, что уже “не будет подобного мужества и
подобной тоски о правде будущего, какие проявил А.Блок”.