Оружие любимейшего рода. Сочинение по творчеству Маяковского
Сочинение
по творчеству Маяковского.
Оружие любимейшего рода.
Сатира
как жанр возникла очень давно . Она была известна уже во времена др. греков
.Уже тогда сатира обличала пороки и недостатки об-ва , будь то суды
,политические партии ,наука , лит- ра.
В
основе др. греческой комедии лежал сатирический способ отражения жизни . Её
герои не были индивид. , не отличались психологизмом. Они представали как бы в
кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда опр. порок или
недостаток гиперболизировался , становился доминирующем . В этом плане
сатирическое тв-во Маяковского очень похоже на пр-ия др. гречеких авторов .
Герои сатирических стих. Маяковского также не индивидуализированы. Сатиру М.
можно разделить на 2 периода : доревол. и постреволюц. К образу сатирического тв-ва дорев.
периода можно отнести стих. : «Надоело» и
«Нате» .В стихотворениях М.
использует большое кол-во худ . приемов : метафоры
...
Страх орет и в сердце
Мечется по лицу ,безнадежен и скучен ...
...Седце
в исступлении
Рвет и мечет ...
...Через
час отсюда в чистый переулок
Вытечет по человеку ваш обрюзгший жир ,
сравнения
...Два
аршина безлицего розоватого теста:
Хоть бы метка была в уголочке вышита ...
...А
я вам открыл столько стихов-шкатулок,
Я - бкзценных слов мот и транжир ,
олицетворение
...Истомившимися
по ласке губами
Тысячью поцелуев покрою
Умную морду трамвая ...
...Толпа
озвереет ,будет тереться ,
Ощетинит
ножки стоглавая вошь,
гиперболы
...Брошусь
на землю камня корою,
В
кровь лицо изотру ,
Слезами
асфальт омывая,
худ. образы
...Все
вы на бабочка поэтиного сердца,
Толпа-
стоглавая вошь,
Я-
грубый гунн .
Лирический
герой М. не видит выхода в сложившемся положении , кроме как «поцеловать умную морду
трамвая» , либо «захохотать и радостно
плюнуть» в лицо этого
об-ва .
В
этих стихотворениях М. не выделяет из толпы отд. личностей , она для него
остается единой массой .
Но
вот приходит революция ,и всё меняется .Меняется и сатира Маяковского .Теперь
он выделяет среди этой толпы бюрократов , обывателей мещан,просто людей не
соответствующих идеалам революции . В стихотворении «Прозаседавшиеся» М. обличает
неспособность уже советских чиновников заниматься делом. Маяковский показывает
день чиновника , который целиком занят заседаниями . Для достижения своей цели
- обличения всей бессмыслицы заседаний М. исп. в качестве худ . приема
гиперболу .
...Они
на двух заседаниях сразу.
В
день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам
Поневоле
приходится раздвояться
До
пояса здесь,
а остальное там ...
Лирический
герой приходит к мысли о том , что хорошо было бы ,если:
«О хотя бы
еще
одно заседание
Относительно
искоренения всех заседаний !»
Но
мир бюрократов не единственный мир , «мешающий установлению власти пролетариата» . Поэтому М.
использует своё «оружие
любимейшего рода» не только
против бюрократизма , но и против мещанства.
В
стихотворении «О дряни» М. так рисует засилье
мещанства :
...Стеклись
они
наскоро
оперенья переменив
и
засели во все учреждения
На
мозолях от пятилетнего сидения зады,
Крепкие
как умывальники ,
Живути
поныне тише воды ...
Для
обличения мещанства М. использ. след. худ. приемы :
несовместимость
понятий, олицетворение .
...И
мне с эмблемами платья
Без
серпа и молота не покажешься в свете !
...На
балу в реввоенсовете !? ...
...Маркс
со стенки смотрел,смотрел ...
и
вдруг
да
как заорет ...
Надо
отметить такую вещь - мнение М. об описываемом стих. в большинстве случаев
дается в конце ;
так
и здесь .Его мнение выражается словами Маркса :
...Опутали
революцию обывальщины нити.
Страшнее
Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните
Чтоб
коммунизм
канарейками не был побит !
Но
это (мещанство , бюрократия) - всё внешний враг .Но ведь и «существуют люди внутри
партии живущие её соками» .В
стихотворениях «Трус», «Нагрузка по макушку» М. показывает именно такой
сорт людей . В сихотворении «Трус» М. рисует
чиновника , который боится всего :
Каждый
зав для труса туз
Даже
от его родни
опускает глазки трус
И
уходит
В
воротник.
М.
показывает как прходит день у труса
День
- деньской
Сплетает
тонко
узы
Самых
странных свадеб -
увязать
бы
льва
с ягненком ,
С
кошкой
мышь
согласовать бы .
И
опять-таки в конце стихотворения М. выдвигает свое мнение :
Товарищ,
чего вы дрожите ?
В
чём ,
собственно,
дело
?!
В
аквариум ,
чтоли
сажать вас ?
Революция
требует ,
чобы
имелась
смелость,
смелость,
и
еще раз -
с-м-е-л-о-с-т-ь
В
стихотв. «Нагрузка по
макушку» М. выводит на
сцену комсомольца Петра Кукушкина , показывает его чудовищную занятость .
Пообедав
, бодрой рысью
Петя
мчит
на культкомиссию
После
Петю видели у радиолюбителей
Не
прошел мимо и Осовиахима ...
И
результате В.М. показывает полнейший хаос , царящий в голове у Пети . Свое
стих. М. заканчивает след. ироничными строчками :
...
-Где ж
работать
мне поспеть
при
такой нагрузке ?
Обьекты
сатирич. тв-ва М. очень разнообр. Во- первых - это люди , принадлежащие разным
эпохам : дорев. и
постревол. , во-вторых - люди , принадлежащие разным соц. классам : мещанство и купечество ,
в-третьих - это просто люди , чьи недостатки высмеивает М. Для док-ва сатиричечн.
этих образов М. применяет большое кол-во худ . приемов: гипербола ,метафора
,сравнение ,несовместимость или упоминаемых вещей , особый лекс. строй языка и
т.д. И все это разнообразие как образов сатирического тв-ва М. , так и худ.
образов ,им используемых . Служит док-вом многогранности и гениальности тв-ва М.