Образы 'Горя от ума'
Елецкий
государственный педагогический институт
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Образы “Горя от ума”
Выполнил:
студент гр. Л-53
Скиперских А.В.
Научный
руководитель:
Харлампиди О.Д.
Елец,
1998
УСПЕХ
«Горя от ума», появившегося накануне
восстания декабристов, был чрезвычайно велик.
«Грому, шуму, восхищению, любопытству конца
нет», - так охарактеризовал сам Грибоедов атмосферу дружеского внимания, любви
и поддержки, которой окружили комедию и ее автора
передовые русские люди двадцатых годов.
По словам
Пушкина, комедии «произвела
неописанное действие и вдруг поставила Грибоедова наряду
с первыми нашими поэтами». В мировой литературе
не много можно найти произведений, которые, подобно "Горю от ума», в
короткий срок снискали бы столь несомненную
всенародную славу. При этом современники в полной мере ощущали социально-политическую актуальность комедии, воспринимая
ее как злободневное произведение зарождавшейся в России
новой литературы, которая ставила своей главной задачей разработку «собственных
богатств» (то есть материала национальной истории и современной
русской жизни) - и собственными, оригинальными, не заемными средствами. Сюжетную основу «Горя от
ума» составил драматический
конфликт бурного столкновения умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой
реакционеров. Этот изображенный Грибоедовым конфликт был жизненно правдив, исторически
достоверен. С юных лет вращаясь в кругу передовых
русских людей, вступивших на путь 6орьбы с миром самодержавия крепостничества,
живя интересами этих
людей, разделяя их взгляды и убеждения, Грибоедов имел возможность близко
и повседневно наблюдать самое важное, характерное и
волнующее явление общественного быта
своего времени - борьбу двух
мировоззрений, двух идеологий, двух жизненные укладов,
двух поколений.
И далее Грибоедов
показывает, как планомерно и неудержимо, все более и более обостряясь, нарастает «противуречие» Чацкого с фамусовским обществом, как это
общество предает Чацкого анафеме, которая носит характер политического доноса,
- Чацкого объявляют во всеуслышанье смутьяном,
карбонарием, человеком, покушающимся на «законный»
государственный и общественный строй; как, наконец,
голос всеобщей ненависти распространяет гнусную сплетню о безумии Чацкого: "Сначала он весел, и это порок: "Шутить и
век шутить, как вас на это станет!" - Слегка перебирает странности прежних
знакомых, что же делать, коли нет в них благороднейшей заметной черты! Его
насмешки не язвительны, покуда его не взбесить, но все-таки: "Унизить рад,
кольнуть, завистлив! горд и зол!" Не терпит подлости: "ах! боже мой,
он карбонарий". Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто
не поверил и все повторяют, голос общего недоброходства и до него доходит,
притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в
Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был
таков". Грибоедов рассказал в своей комедии о том: что произошло в одном
московском доме в течение одного дня. Но какая широта в этом рассказе! В ней
веет дух времени, дух истории. Грибоедов как бы раздвинул стены фамусовского дома
и показал всю жизнь дворянского общества своей эпохи - с раздиравшими это
общество противоречиями, кипением страстей, враждой поколений, борьбой идей. В
рамки драматической картины столкновения героя со средой Грибоедов вместил
громадную общественно-историческую тему перелома, обозначившегося в жизни, -
тему рубежа двух эпох - "века нынешнего" и "века
минувшего".
Отсюда -
необыкновенное богатство идейного содержания комедии. В той или иной форме и в той или иной мере Грибоедов коснулся в «Горе от
ума» множества серьезнейших вопросов общественного быта,
морали и культуры, которые имели в
декабристскую эпоху самое актуальное, самое злободневное значение. Это были
вопросы о положении русского народа, придавленного гнетом крепостничества, о дальнейших судьбах России, русской
государственности и русской культуры, о свободе и независимости человеческой
личности, об общественном призвании человека, о его патриотическом и гражданском долге, о новом понимании личной и гражданской чести, о силе человеческого
разума и познания, о задачах, путях и средствах просвещения и воспитания. На
все эти вопросы откликнулся гений Грибоедова, и отклик этот был исполнен такой горячей гражданственно-патриотической страсти такого неукротимого негодования на зло и неправду, что комедия не могла не произвести
самого глубокого и разительного впечатления как в
передовых кругах русского общества,
так и в лагере реакционеров.
Комедия с могучей
сатирической силой разоблачала "нравы» крепостников.
Грибоедов поставил перед собой задачу сорвать с
них маску внешнего благолепия и благоприличия
и представить их на
суд людской разоблаченными от
всех и всяческих украшающих покровов.
Грибоедов с блеском выполнил эту дачу. Он запечатлел в «Горе от ума»
целую галерею человеческих портретов, которые
в совокупности составляют истинный, ничем
не прикрашенный отвратительный облик крепостнического общества
с его паразитизмом и своекорыстием, чванством и лакействам, мракобесием и нравственным растлением.
Здесь, в этом
обществе, действовали
«знатные негодяи» и мелкотравчатые подлецы, отъявленные мошенники и «зловещие старухи», ханжи и
доносчики, объединенные, как
круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни», к культуре, к
просвещению, к малейшему проявлению независимой мысли и свободного чувства. В этом мире без тени смущения меняли крепостных рабов на борзых
собак, явным грабительством добывали богатства и
почести, "разливались в пирах и в мотовстве», а ученье считала
«чумой», зловредным и
огнеопасным изобретением «окаянных вольтерьянцев». Люди
этого жестокого мира жили по
заветам и преданьям «минувшего века» -
«века покорности и страха». «Мораль» их была основана на пресмыкательстве перед сильными и на угнетении и унижении слабых. Идеалом человека был
для них удачливый вельможа блаженных феодальных времен - дядя Фамусова Максим Петрович,
достигший «степеней известных» благодаря своему бесстыдному раболепству и шутовству в царском дворце.
Типичнейший
представитель этого мира - сам Фамусов, воинствующий
мракобес, ханжа и деспот, грозящий своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову все его родственники,
приятели и гости.
В образе
полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного «героя»
плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли. Этот
«хрипун, удавленник, фагот,
созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой
невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества», которое искусственно насаждалось царизмом в
русской армии и вызывала ненависть всего передового
офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции
(в черновой редакции «Горя от ума» Скалозуб сам говорит о себе: «Я - школы Фридриха...»).
Резкими,
типическими чертами очерчены и все остальные персонажи барской Москвы,
выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство Тугоуховских,
Загорецкий - светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным - тайный
агент политической полиции, Репетилов -
«душа» дворянского общества, шут,
сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы
не отстать от моды, в круг каких-то
псевдолиберальных болтунов, Платон Михайловича
Горич - в прошлом приятель
Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне примирившийся с Фамусовским миром.
Как свой принят в
этом мире «безродный» секретарь Фамусова - Молчалин. В его лице Грибоедов создал
исключительно выразительный обобщенный
образ подлеца и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя,
который сумеет, однако, дойти до "степеней известных». Вся
лакейская «философия жизни" этого чинуши и подхалима, не
смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его
знаменитом признании:
Мне завещал отец:
Во-первых
угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где
доведется жить,
Начальнику, с
кем буду я служить,
Слуге его,
который чистит платья,
Швейцару,
дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника,
чтоб ласкова была.
Галерея
типических образов стародворянской, барской Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя
и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только
упоминается в беглых характеристиках, которые дают им
действующие лица. В их числе такие яркие, рельефные, законченные
образы, как «черномазенький»
завсегдатай всех балов и обедов, и
крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная
старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик
из Бордо», и клубные друзья Репетилова,
и много других - вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются
на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания «Горя
от ума», - и это составляют одну из новаторских черт комедии.
Социальная
критика Грибоедова, развернутая в
"Горе от ума», по самой широте своей
и конкретности была явлением исключительным в литературе начала
XIХ столетия. Если сатирико-моралистические комедиографы, писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его
эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или
отвлеченную моральную категорию (к примеру,
только лихоимство, только невежество, только скупость, только
ханжество т. п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и
разоблачил в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.
Злободневный
смысл грибоедовской критики сейчас,
конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он
ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время
комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно.
И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях», и вопрос о
«ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о
парламентском строе и реформе судопроизводства, и
отдельные эпизоды русской общественной жизни в период
после наполеоновских войн,
нашедшие отражение в монологах Чацкого
и в репликах гостей Фамусова, - все это
имело самое актуальное значение, в частности в декабристской среде, именно
в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию.
Богатство и конкретность
социального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает
комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 - начала 1820-х
годов, изображенной во всей ее исторической точности
и достоверности.
В свое время (в
1865 году) на это значение комедии обратил
внимание Д. И. Писарев, утверждавший, что «Грибоедов в
своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и
не превращаясь в ученого исследователя». И в этой связи Писарев совершенно
справедливо заметил, что для того, чтобы писатель, поэт
мог нарисовать такую достоверную и точную историческую
картину, ему «надо быть не только внимательным
наблюдателем, но еще, кроме того, замечательным мыслителем; надо из окружающей вас пестроты лиц, мыслей, слов, радостей,
огорчений, глупостей и подлостей выбрать именно то, что сосредоточивает в себе весь смысл данной эпохи,
что накладывает свою печать на всю массу второстепенных явлений, что
втискивает в свои рамки и видоизменяет своим влиянием все остальные отрасли
частной и общественной жизни. Такую громадную задачу Действительно выполнил для
России двадцатых годов Грибоедов» .
Продолжив обличительную антикрепостническую
традицию, внесенную в русскую литературу великим революционером Радищевым, развивая и углубляя плодотворные традиции русской
общественной сатиры XVIII века - сатиры Фонвизина, Новикова и Крылова, Грибоедов создал произведение, все
содержание которого - свидетельствовало о его социально-политической
направленности.
Недаром
критика 1820 - 1830-х годов сразу же по всей
справедливости оценила "Горе от ума» как первую в русской литературе
«комедию политическую». Сближая ее
в этом смысле с комедией Бомарше «Женитьба Фигаро», которая в свое время (в 1784 году) нанесла сильнейший
удар абсолютизму и феодальным пережиткам
в предреволюционной Франции, критика указывала, что «Бомарше и Грибоедов... с равною колкостию сатиры вывели на сцену политические понятия и
привычки обществ, в которых они жили, меряя гордым взглядом народную нравственность своих отечеств»'. А впоследствии историка В.О. Ключевский даже назвал
'
«Библиотека
для чтения», 1834, т. 1, № 1, отд. VI, стр. 44. Также и А.
И. Герцен, говоря о
социально-историческом значении «Горя от ума», вспомнил в этой связи
о комедии Бомарше, имевшей, по
словам Герцена, значение "государственного переворота".
комедию Грибоедова «самым серьезным политическим произведением
русской литературы XIX века» '.
Для подобной
оценки, в самом деле, имелись весьма веские основания. И не только потому, что
«Горе от ума» является одним из самых замечательных памятников
русской и мировой обличительно-сатирической литературы, но и потому также, что
в комедии есть богатое позитивное,
положительное содержание, которое, в свою
очередь, приобрело столь же сильное общественно-политическое
звучание, как и гневное разоблачение крепостнического
мира.
«Горе от ума»,
конечно, остается одним из шедевров карающей социальной
сатиры. Но подлинная сатира не бывает односторонней,
потому что писатель-сатирик, если он стоит на передовых идейно-художественных
позициях, всегда обличает зло и пороки во имя добра и добродетелей, во имя
утверждения некоего положительного идеала -
общественного, политического, морального. Также и Грибоедов в «Горе от ума» не
только разоблачал мир крепостников, но и утверждал свой положительный идеал, исполненный глубокого общественно-политического
смысла. Этот идеал нашел художественное воплощение в
образе единственного истинного героя пьесы - Чацкого.
Как писатель
национальный и народный, Грибоедов, естественно, не мог ограничиться одним изображением фамусовского мира, но
непременно должен был отразить в своей исторической
картине и другую сторону действительности - брожение
молодых, свежих, прогрессивных сил, подрывающих твердыни
самодержавно-крепостнического строя.
Эта задача также
была блистательно выполнена Грибоедовым.
Идейное содержание «Горя от ума», конечно, не исчерпывается обличением
порядков и нравов крепостнического общества. В комедии дана действительно широкая и во всех деталях
верная историческая картина всей русской жизни в грибоедовское время - и теневых и
светлых ее сторон. Комедия отразила
не только быт и нравы стародворянской Москвы, жившей по
ветхозаветным преданиям «времен Очаковских
и
'
В. Ключевский. Курс
русской истории, т. V, М., Госполитиздат, 1958, стр.248.
покоренья Крыма»,
но и общественное брожение эпохи - ту борьбу нового со старым, в условиях которой зарождалось движение декабристов, складывалась в России революционная идеология.
Фамусовщина - это
реакция, косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад
жизни. Здесь пуще всего боятся молвы («грех - не беда,
молва нехороша») и замалчивают все новое, тревожное, не укладывающееся в норму и ранжир. Мотив «молчания» красной нитью проходит
сквозь все сцены комедии, посвященные фамусовскому миру, где «Молчалины блаженствуют на свете". И в этот затхлый мир, подобно
разряду освежительной грозы, врывается Чацкий с его тревогой, мечтами, жаждой
свободы и думой о народе. Он - настоящий возмутитель спокойствия в кругу
Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных; им страшен даже его
смех. Он открыто,
во всеуслышание заговорил о том, что в их кругу усердно
замалчивалось, - о вольности, о совести, о чести, о благородстве,- и его
пылкую речь подхватила вся передовая русская литература XIX века.
Изображая Чацкого
человеком умным и благородным, человеком «возвышенных мыслей» и передовых
убеждений, глашатаем «свободной жизни» и ревнителем русской национальной
самобытности. Грибоедов решал стоявшую перед прогрессивной русской литературой двадцатых
годов проблему создания образа положительного героя. Задачи гражданственной,
идейно направленной и общественно действенной литературы в понимании писателем
декабристского направления вовсе не сводились лишь к сатирическому обличению
порядков и нравов крепостнического общества. Эта литература ставила перед собой
и другие, не менее важные цели: служить средством
революционного общественно-политического воспитания, возбуждать любовь к
«общественному благу» и воодушевлять на борьбу с деспотизмом. Эта литература
должна была не только клеймить
пороки, но и восхвалять гражданские доблести.
Грибоедов ответил
на оба эти требования, выдвинутые самой жизнью и ходом
освободительной борьбы.
Возвращаясь к замечательно верной
мысли Д. И. Писарева о том, что в «Горе от ума» дан почти научный анализ русской исторической
действительности декабристской
эпохи, следует
для полной ясности подчеркнуть, что Грибоедов вошел в историю и в нашу жизнь все же не
как ученый-исследователь и не как мыслитель хотя бы и замечательный, но как гениальный поэт.
Изучая действительность как пытливей аналитик, он отразил ее как художник, притом как
смелый новатор. Он нарисовал свою точную и достоверную картину, пользуясь
приемами, средствами и красками художественного изображения. Он воплотил
смысл подмеченного и изученного им в художественных образах. И
от этого нарисованная им картина идейной жизни в декабристскую
эпоху оказалась гораздо ярче, глубже, объемнее,
нежели мог бы сделать это даже самый внимательный ученый-исследователь.
Когда правда
жизни становится содержанием искусства, сила ее воздействия на
мысли и чувства людей еще более увеличивается. В том-то
и состоит «тайна» искусства, что оно позволяет людям даже то, что им хорошо
известно, увидеть яснее, отчетливее,
а иногда - и с новой, еще не знакомое стороны. Явление
жизни, всем видное, всем известное, даже примелькавшееся, будучи
преображенным великой обобщающей
силой искусства зачастую предстает как бы в новом свете, вырастает в своем значении, раскрывается перед современниками с
такой полнотой, которая раньше была им недоступна.
«Горе от ума»,
конечно, одно из самых тенденциозных произведений русской мировой литературы.
Грибоедов поставил перед собою совершенно определенную
нравственно-воспитательную цель и был озабочен тем, чтобы
цель эта стала ясна читателю и зрителю комедии. Он написал «Горе от ума», что6ы высмеять и заклеймить
крепостнический мир, вместе с тем не менее важной задачей было для Грибоедова раскрыть перед
читателем и зрителем свой положительный идеал, донести до них свои мысли
и чувства, свои моральные и общественные идеи.
Грибоедов не
отступил в "Горе от ума» перед открытой тенденциозностью, и она не нанесла никакого ущерба его
созданию, ибо никакая правильная, исторически оправданная тенденция никогда не
повредит искусству, если она будет художественно претворена,
если она будет логично и естественно вытекать из существа и содержания
положенного в основу произведения конфликта, из
столкновения страстей, мнений, характеров.
В «Горе от ума»
воплощена целая система идейных взглядов в связи с самыми
острыми, самыми злободневными темами и вопросами современности, но выражены
эти взгляды с величайшим художественным тактом - не в форма прямых деклараций и
сентенций, но в образах, в композиции, в сюжете в
речевых характеристиках, короче говоря - в самой художественной структуре
комедии, в самой ее художественной ткани.
С этим связан
важный вопрос о том, как Грибоедов
решил основную проблему «формировавшегося художественного
реализма - проблему типичности.
Во времена
Грибоедова дело освободительной борьбы
осуществляли немногие «лучшие люди из дворян» (по характеристике В.И. Ленина), далекие от народа и бессильные без поддержки народа. Но их дело не пропало, потому что, как сказал Ленин, они «...помогли
разбудить народ»', потому что они подготовили дальнейший подъем
революционного движения в России.
' В. И. Ленин. Полное собрание сочинений,
т. 23, стр. 398.
Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась
прочной основой общественного быта в
самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы,
Молчалины, Загорецкие и иже с ними
еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание.
Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу,
которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.
Поняв
закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных
образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил обьективную правду
жизни, создал типический образ «нового человека»- общественного протестанта и
борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.
Столь же типичны
и исторически характерны
представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская,
графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в
своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и
заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков
феодально-крепостнического мира.
Смело,
по-новаторски решив в «Горе от ума»
проблему типичности. Грибоедов тем самым с полной
ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщину. Проникнув творческой
мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро
наделив его характер героическими чертами. Грибоедов тем самым решил и
политическую проблему. В этом в первую очередь и
сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в
этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная
направленность его творчества.