Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького 'На дне'
Критика российской действительности в пьесе А.М.Горького “На дне”
Хорошо, когда прочитанная книга
оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумываемся над тем,
какое значение имеет для нас это произведение,
что оно дало нам.
Со времени создания пьес Горького
прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо,
им предопределена долгая жизнь. Можно сказать,
что это - энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя
забывать, что в них много общечеловеческого, подходящего не
только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это
звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на заре ХХ века, определяли твор-
ческую линию писателя. Он любил людей,
поэтому его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании
человека, рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным,
горячим протестом против всего, что принижало человека, против всех
“свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и
непревзойденным художественным мастерством показаны те ужасные
условия жизни, которые толкают на “дно” ее,
в “яму”. И тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж
это люди обитают в омерзительной ночлежке
Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли
даже об-лик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты
в том, что с ними случилось: у них не хватило твердости
или уме-ния бороться с судьбой, желания трудиться, преодолевать трудности.
Но виноваты и социальные условия. Это
была эпоха быстрого обогащения одних и
обнищания других, эпоха, когда рушились остатки вековых устоев. В
каждой загубленной судьбе мы видим сплав
общественных и личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни,
действуют свои неумолимые волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-
властные, эксплуататоры и эксплуатируемые,
хозяева и работники. Законы общества преследуют человека от
рождения до смерти, от царских чертогов до
вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо обнаженнее, а
каторги. Она толкает людей на преступления,
черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в страш-
ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни
Настя, окончательно спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали
когда-то и другую жизнь. И поэтому полна страстных мечтаний о будущем
Наташа, думает о светлых чувствах Настя,
верит в свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и
осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени!
Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким чувством вос-
клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая
обида человека, выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых
людей, но не смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал
сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе,
сумел заронить и зажечь в сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его
ухода еще тяжелее стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж
нечего ждать. И надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил
странник, а дороги не показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены
мечты Клеща о лучшем времени, и в результате мы видим его падшим
крайне низко: “Никогда
уже он не выберется отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает:
так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в
уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от ка-
торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура,
сильный, ясный ум. Гордые сло-
ва о человеке стали крылатыми, они заставляют
верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и
страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы имя это
действительно звучало гордо. Пьеса имела
огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не
может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедли-
вость господствует на каждом шагу. Человек
достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь
заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем “милость к пад-
шим”, пьеса Горького обретает иное значение.
Это не только исторический документ, не просто выдающееся
творение человеческого ума, это и
произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным