Журнально-публистическая деятельность М.Б. Салтыкова-Щедрина
Воронежский государственный университет
Факультет
журналистики
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:
Журнально-публицистическая деятельность
М.Б. Салтыкова-Щедрина
Подготовил:
студент 3-его курса ОЗО
Тюрин Р.Ю.
Публицистическая и редакторская деятельность М.Е.
Салтыкова Щедрина в «Отечественных записках» явилась новым этапом той работы,
которую он начал еще в «Современнике». В «Отечественных записках» сатирик
работал 16 лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой
книжке и во многом определяли характер и на правление журнала.
Начиная свое сотрудничество в «Отечественных
записках», писатель опубликовал в 1868—1869 гг. два цикла: «Признаки времени» и
«Письма о провинции». И в том и в другом произведении Салтыков-Щедрин, как бы
подводя итог прожитому после реформы десятилетию, ставит вопросы: что
изменилось в жизни России после реформы 1861 г.? Почему общественный подъем 60-х
годов не принес ожидаемых результатов? В чем причина неудачи революционного
движения? Эти проблемы волновали всех сотрудников «Отечественных записок» и их
читателей.
Салтыков-Щедрин увидел причину неудачи борьбы против
самодержавия в том, что слишком неоднородно было «движение реформаторов», как
он условно называл движение 60-х годов.
Хотя крепостное право юридически было отменено,
пережитки феодализма оказались настолько живучими, что сатирик имел полное
право признать: крепостное право живет во всем — «в нашем темпера менте, в
нашем образе мыслей, в наших обычаях, в наших поступках. Все, на что бы мы ни
обратили наши взоры, все из него выходит и на него опирается» (т. 7, с. 150).
Оценивая другие реформы 60-х годов, Салтыков-Щедрин
так же недвусмысленно раскрыл их крепостническую сущность.
Салтыков-Щедрин верно раскрыл классовую природу
земств, антинародный характер многих их начинаний. Никогда не выступая против
земств как органов местного самоуправления, он был лишь против засевших в них
крепостников-помещиков, которые прилагали все силы к сохранению своих
привилегий.
Признаки времени с господствующим капиталистическим
устремлением к наживе - «хищничеством» — и политической пассивностью
народа, задавленного нуждой, не могут ободрять писателя. Он сокрушается, что
среди «легковесных» нет места идеалам 40—60-х годов, однако не теряет веры в
лучшее будущее: «Как ни обширно кладбище, но около него ютится жизнь» (т. 7, с.
94).
В 1872—1876 гг. Салтыков-Щедрин печатает на страницах
«Отечественных записок» два новых публицистических произведения: «Дневник
провинциала в Петербурге» (1872) и «Благонамеренные речи» (1872—1876). Оба
эти цикла посвящены преимущественно дальнейшему развитию капитализма в России
и отражению этого процесса в политической жизни страны.
На фоне торжества буржуазного предпринимательства
становится отчетливо виден идиотизм запуганного обывателя.
Писатель смело осуждает политическую реакцию конца 60-х годов, критикует
последующие реформы царского правительства, судебную в частности,
затеянные для того, чтобы приспособить самодержавный режим к
нуждам капиталистического развития.
Особое место в цикле занимает рассказ о Дерунове,
содержащий беспощадную характеристику «опоры» современного
общества
«Дерунов не столп! — заявляет в конце очерка Салтыков-Щедрин.
— Он не столп относительно собственности, ибо признает
священною толь ко лично ему принадлежащую собственность.
Рассматривая общественную жизнь в годы реакции,
Салтыков-Щедрин типичным явлением русской действительности называет
«молчалинство». Безразличие к насущным вопросам современности, стремление к
личному благополучию господствует в либеральном обществе. Молчалины всюду. Их
угодливость, карьеризм не означают, однако, что они играют
только пассивную роль. Все они — люди беспринципные, готовые снести
любое оскорбление, если оно будет оплачено. Цинизм, моральная и
политическая нечистоплотность, продажность являются неотъемлемым качеством
преуспевающих адвокатов, журналистов и литераторов. Но именно
эти качества и определяют их будущее поражение.
Салтыков-Щедрин, верно понимая характер русского
капитализма как явления, обусловленного историческим развитием,
не признавал капиталистические отношения вечными и
неизменными.
После поездки по Европе Салтыков-Щедрин печатает в
«Отечественных записках» цикл очерков «За рубежом» (1880). Симпатизируя
передовой, революционной Франции, восхищаясь ее прогрессивными традициями, он
беспощадно разоблачает современную французскую буржуазию, затоптавшую из
алчности и страсти к наживе славные идеалы якобинцев. Сатирик развеял ореол
мнимой революционности, возникший
вокруг буржуазных республиканцев,
которые защищали в прессе и парламенте капиталистические порядки.
В очерках «За рубежом» писатель признал милитаризм
важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии.
Упоенная победой над Францией в 1870—1871 гг., Германия мечтала занять
главенствующее положение в Европе. Салтыков-Щедрин высмеял эту претензию и
заклеймил наглость прусской военщины.
«Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и
тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком
без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос
о характере дальнейшего развития России и приходит к выводу, что
она, так же как многие европейские страны, пойдет по пути капиталистического
развития. Но русский народ, не опутанный мещанским филистерством,
еще не пропитанный буржуазной законностью, как это случилось
с немецким «мальчиком в штанах», сумеет свести счеты с Колупаевым
и добиться освобождения от всякой эксплуатации. Все сопоставления русских и
западноевропейских общественных отношений даны в очерках под углом
зрения перспектив революционного развития России.
«Письма к тетеньке» (1881—1882), «Современная идиллия»
(1877—1883) и публицистические произведения, написанные после закрытия «Отечественных
записок», рисуют русское общество в период обострения революционной борьбы и
реакции, наступившей вслед за разгромом движения народников.
Яркой сатирой на царский суд и расправу является
сценка «Злополучный пискарь, или Драма в Кашинском окружном суде». В наиболее обобщенном
виде тупость и реакционность царской бюрократии была воплощена
писателем в образе ретивого начальника, который решил закрыть
Америку.
Не менее злую сатиру на либеральную прессу, явно
повернувшую в конце 70-х годов к монархизму, содержит цикл «В
среде умеренности и аккуратности». Прототипом газеты «Чего
изволите?» и ее редактора, Молчалина 2-го, явился Суворин, издатель
газеты «Новое время».
Сатирик вводит читателей во все тайны редакционной
кухни и пародийно раскрывает сущность основных жанров буржуазной газеты: передовой
статьи, фельетона, корреспонденций. Пустословие возведено здесь в
принцип, и только одна мысль беспокоит редактора: как бы при всем
либерализме дать каждой фразе такой оборот, чтобы не осталось и
тени недоверия к начальству! Щедринское выражение «Чего изволите?» было
очень удачным и прочно укрепилось за газетой Суворина «Новое время».
Позднее, в условиях реакции 80-х годов,
Салтыков-Щедрин еще не раз обращается к характеристикам буржуазной и
монархической прессы в России. Редактор «Красы Демидрона», бывший
тапер публичного дома Иван Иванович Очищенный («Современная
идиллия»), сам признается, что он не имеет никакого влияния на газету.
Все зависит от издателей — содержателей увеселительных заведений.
Скандальная хроника, порнография, социальная демагогия — вот основное
содержание газеты «Краса Демидрона» в 80-е годы.
Публицистика Салтыкова-Щедрина 70—80-х годов - это
подлинная революционно-демократическая летопись всей пореформенной России.
Резкость и непримиримость сатиры были отражением убежденности писателя в том,
что необходимо решительно покончить с царизмом и эксплуататорами.
Салтыков-Щедрин был и остается непревзойденным
мастером публицистической сатиры, замечательным художником слова. В своем
творчестве он часто прибегал к иносказанию, гиперболе, иронии, фантастике.
Писатель быстро и верно умел подметить новое в
экономике, политике, литературе. Это умение позволило ему раньше других, уже в
на чале 70-х годов, создать яркие, типические образы.
Огромная сила сатирического обобщения, типизации—
яркая индивидуальная особенность стиля Салтыкова-Щедрина. Он мог схватывать явления
в их становлении, росте. Недаром Гончаров говорил, что для изображения не установившегося
в жизни нужен талант Щедрина, признав тем самым способность сатирика верно и
своевременно улавливать новое в жизни.
Салтыков-Щедрин был мастером эзоповского языка.
Немного найдется писателей и публицистов, которые могли бы сравниться с ним в
искусстве обходить цензурные рогатки. Вслед за Герценом и Чернышевским он
блестяще пользовался в подцензурной печати иронией и по праву мог повторить
слова Герцена, назвавшего иронию «утешительницей» и «мстительницей».
Несмотря на многочисленные иносказания, на условность
употребления ряда слов и оборотов речи, читатель, по свидетельству самого
сатирика, хорошо понимал его.
Неистощимо языкотворчество Салтыкова-Щедрина. Он был
очень чуток, внимателен к структуре родного языка, идиомам и поговоркам и
негодовал на либерально-буржуазных газетчиков, коверкавших речь в угоду своим
невзыскательным читателям. У него чрезвычайно сильно развито чувство слова,
огромен словарный запас, поразительно умение использовать многозначность слов.
Как никто, писатель умел выявить нужный смысловой оттенок в слове и с его
помощью охарактеризовать любое жизненное явление, поведение отдельного человека
или целой социальной группы. Сатирик в совершенстве постиг язык так называемого
образованного общества — язык чиновников, адвокатов, либеральных писателей и
журналистов, законодательных учреждений — и пародировал его в своих
произведениях. Столь же хорошо знал он речь народа, крестьян, язык русских
летописей.
Писатель постоянно стремился сделать своих противников
смешными, ибо смех — великая сила.
В подцензурных же условиях этот способ борьбы
оставался подчас единственно возможным, ибо кто мог позволить себе в легальной
прессе патетический гнев или прямое осуждение позорящего Россию самодержавия?!
Смех сатирика, злой и безжалостный, был направлен на расшатывание основ
существующего строя, что прямо соответствовало тогда интересам народа.