Андрей Белый
Время в мире Белого было не тем, что у нас. Он мыслил эпохами.
Михаил
Чехов.
Мне
Вечность - родственна.
Андрей Белый.
Андрей Белый - Борис Николаевич
Бугаев (14.10.1880 8.1.1934 ) родился и вырос в среде московской интеллигенции,в
семье знаменитого математика, профессора Московского университета Николая
Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и
мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской России , где как
бы воедино слились красота русского пейзажа и величие культуры, творимой
жившими среди этой природы людьми.
Уже учась в
университете Белый ежедневно посещал семью Михаила Сергеевича и Ольги
Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол -
заседание Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал Белый
дом Соловьевых, где бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ Владимир
Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сергей Николаевич
Трубецкой,историк Василий Осипович Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский,
Гиппиус... Именно здесь , в семье Соловьевых , были поддержаны первые
литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву
сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный
цвет, представляющий собою гармоническое сочетание всех цветов любимый
цвет Владимира Соловьева ).
В 1900 году Бугаев
окончательно решает стать писателем.В этом году создана первая из четырех
его "симфоний" - "Северная" или "Героическая".
Писатель
впоследствии признавался, что называя свои первые прозаические опыты
"симфониями", он и сам толком не знал, что это такое.
"Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония"
было для Белого своего рода символом.
Тема
"вечного возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих
тем всего творчества Белого. Белый часто обращался к лейтмотивной технике
ведения повествования. То есть выделение в произведении одной, двух и более
главных тем, к которым повествователь возвращается через определенные промежутки
времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возврата"
борется тема жизнеутверждения.
Во второй
"симфонии" на первой же странице возникает образ солнца - зловещий
"глаз", уставивщийся на землю и проливающий на нее потоки
"металлической раскаленности". Первый поэтический сборник Белого
"Золото в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце -
предмет почти что языческого поклонения :
Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
в
золотую ослепительность.
"Солнце"
Стихотворение "Солнце"
посвящено К.Бальмонту - автору книги "Будем как Солнце". Также в
этом сборнике Белый отождествляет солнце с образом Золотого руна. В
стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий
миф в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения - поколения
рубежа столетия .
Нацеленность в будущее пронизывает все
стихотворения раздела "Золото в лазури". В будущее , которое -
согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в
масках :
-
"прежнего счастья"
-
"старины" :
Старина, в пламенеющий час
обуявшая нас мировым ,
старина, окружившая нас,
водопадом летит голубым.
"Вечный
зов"
- образов прошлой культуры ( раздел
"Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны,
повсюду фаянс и фарфор,
расписаны нежно
плафоны,
музыка приветствует с
хор.
"Опала"
1905 год -
начало нового периода жизнетворчества Андрея Белого. Во время этого периода
Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок. Это чувство,
перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906
года отношение людей, составляющих роковой треугольник достигли крайнего
напряжения. Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев, чтобы все
обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о
самоубийстве. В сентябре происходит решительное объяснение. Резко и безжалостно
отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательства.Из Петербурга он
сразу уезжает за границу, где начинается период исцеления от
перенесенного удара, растянувшийся на 1907-1908 годы.
В эти годы Белый
начинают видеть Россию сквозь призму лирики Некрасова. Памяти Некрасова
посвящается сборник стихотворений "Пепел" (1908) Стихотворения
сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке. В
него не вошли многие из стихотворений, написанных одновременно со стихами
"Пепла",- из них Белый составил следующий сборник
"Урна"(1909)
Идея
"Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :
"Пепел"-книга
самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты
дальнего, чтоб найти их в ближнем".Сборник выстроен по линии все
большего и большего просветления "горизонта" (недаром один из последних
разделов сборника называется "Просветы").
Пространство "Пепла" - это
система вписанных друг в друга кругов сжимающихся по мере приближения к
"центру" . Первый "круг" самый большой, - почти что
безграничные,"пустые","страшные", голодные пространства
России, в которых обречен на рассеяние измученный болезнями, голодом и
пьянством народ :
Туда - где смертей и болезней
Лихая прошла колея...
"Отчаяние"
Пожирают их болезни
Иссушает глаз...
"Деревня"
Пролетают за селами
села,
Пролетает за весями
весь...
Там - убогие стаи
избенок,
Там - убогие стаи
людей...
"Из окна вагона"
Тема хаоса - сквозная тема сборника -
особенно акцентирована в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу
с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство выражено в
образах :
- "неизвестности"
- "оторопи" :
Где по полю оторопь рыщет,
Восстав сухоруким кустом...
"Отчаянье"
- смерти :
Над страной своей родной
Встала Смерть.
"Веселье
на Руси"
От голода, холода тут
И мерли, и мрут миллионы...
Там Смерть протрубила вдали
В леса, города и деревни...
"Русь"
Пространство следующего
"круга" - "Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно уже
не пусто, а насыщено предметами подчеркнуто обыденными. В контексте общего
замысла сборника и высунутый "красный язык" висельника, и стаи то
черных, то изумрудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной
рукоятки" символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном пространстве
смерти :
Красною струею прыснул
Красной крови ток.
Ножик хряснул, ножик свистнул,-
В грудь, в живот и в бок.
"Убийство"
Пространство следующего раздела
"Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" .
Ритуальная пляска Смерти перенесена в "Городе" с открытых
пространств России в замкнутый мирок квартир :
...Здесь хозяин гостье рад.
Звякнет в пол железной злостью
Там косы сухая трость,-
Входит гостья,щелкнет костью,
Взвеет саван : гостья смерть.
"Маскарад"
Вы мечи
На меня обнажали.
Палачи,
Вы меня затерзали.
"Прохождение"
Особое значение мотивы жертвенности и
крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :
- венок из "колючей крапивы" :
Над простором плету,неподвижен,
Из колючей крапивы венок ...
"В полях"
-
приложенный к "челу пучок колючего
чертополоха"
-
бегущая с чела кровавая струя :
С чела, с кровавого плеча
Кровавая струя струится ...
"Успокоение"
Это мотивы, которые возвращают надежду. Она
слабо забрезжит в последнем стихотворении раздела - "Друзьям", -
зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :
Кто зовет благоуханной клятвою,
Вздохом сладко вдаль
зовет идти,
Чтобы в день
безветренный над жатвою
Жертвенною кровью
изойти ?
"Жизнь"
"Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея
Белого.
Следующий его
сборник -"Урна"(1909). Этот сборник посвящен Брюсову.Большинство
стихотворений сборника носят элегический характер, хотя в "Урне"
содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :
Год минул встрече роковой,
Как
мы, любовь лелея, млели...
И ежели тебя со мной
Любовь не связывает
боле,
Уйду,сокрытый мглой
ночной,
В ночное
,в ледяное поле...
Сложу в могиле снеговой
Любви неразделенной муки...
"Ссора"
"Урна" -
последнее ,что создал Андрей Белый в драматическое четырехлетие ( 1905 - 1908
гг. )
В 1910 Андрей Белый женится на Асе
Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной
Африке.Вернувшись из этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пишет
"Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех им
написанных.В марте 1912 года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916
года,изредка наезжая в Россию.
В сентябре 1916
Белый возвращается на родину.Россия ожидает его. С Россией Белый переживает ее
самое трагическое время:
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, -
Безумствуй,сжигая
меня!..
Россия, Россия, Россия,
Мессия грядущего дня !
"Родине"
Это написанное в
августе 1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего
передает отношение поэта к свержению царизма.
В Духов день 20
июня 1921 года он начинает писать поэму "Первое свидание" -
реквием по сгоревшему в буревой стихи миру, по своей молодости, по гибнущей
русской культуре.
"Первое
свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х годов. Дальше начинается
"путь нисхождения".
В сентябре 1925
года был завершен первый том из задуманной Белым эпопеи "Москва".
"Мне всю жизнь грезились какие-то
новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми
видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",признавался
Белый, и действительно, поиск, непокой, движение образуют самое существо
его человеческой и писательской натуры.
Последние годы
жизни Белого не составляют исключения,скорее даже наоборот : пробуются все
новые формы, жанры, стили, писатель сочетает работу над
"Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и
"Армения", с трудами по стиховедению, философскими этюдами и
культурологическими опытами, обращается к театральным инсценировкам и даже
киносценарию.
Смерть
писателя в 1934 году была осознана современниками как завершение целой
эпохи.Но им же было очевидно, что созданная Белым проза оставила глубокий
след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой
"орнаментальной прозы".
Литература :
Андрей Белый.Сочинения.
Андрей Белый.Стихотворения и
поэмы. Андрей Белый.О себе как о писателе.
В. Пискунов
."Сквозь огонь диссонанса".