Анализ стихотворения Владимира Маяковского 'Послушайте!'
Анализ стихотворения Владимира Маяковского
«Послушайте!»
В.М. - мой любимый поэт. Конечно, в наши дни отношение к нему
изменилось. Многие мои сверстники думают, что, кроме стихов о Ленине и партии,
поэт ничего не писал. Но это совсем не так. Да, В.М. во имя революции наступал
на «горло собственной песне», отдавая «звонкую силу поэта» пролетариату. «У
каждого поэта своя драма..»-писала Анна Ахматова. Есть она и у В.М. Он верил в
революцию, боролся стихом с ее врагами, видя их не только в Колчаке и Деникине,
но и в советских, новых мещанах, «дряни». А сегодняшние противники поэта не
хотят этого замечать. Не знают они и другого: есть ранний М., тонкий лирик,
необычайно одаренный стилист, подлинный новатор стихосложения, экспериментатор
в области формы. Располагая стихи «лесенкой», он добился того, что каждое слово
становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы «внутренняя»,
чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна
ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии-самое главное, сначала рождается
он, а потом уже мысль, идея, образ.
Некоторые мои ровесники думают также, что стихи В.М. надо кричать,
надрывая голосовые связки. Да, у него есть стихи для «площадей». Но в ранних
стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт
только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он
не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви,
понимания. Именно такого В.М. я и люблю.
Стихотворение «Послушайте!» написано в 1914году. В стихах этого
периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые,
пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней
бравадой-ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая
порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени,
внутренняя убежденность в правоте своих нравственных и эстетических идеалов
обособляли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта
обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было
высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к
людям: «Послушайте!» Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою
речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не
просто произносит, а, я бы сказал, «выдыхает» это слово, отчаянно пытаясь
обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не
жалоба на «равнодушную природу», это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт
как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным,
обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием,
одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья.
Весь строй речи в стихотворении «Послушайте!» именно такой, какой
бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты
лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут.
Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И
лирический герой их находит.
(ЦИТАТА).
А дальше...Дальше, мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах
антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном,
общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень
важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды
«плевочки», а для другого-«жемчужины».
Лирический герой стихотворения «Послушайте!» и есть тот «кто-то», для
кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от
одиночества, непонимания, но не смиряется с ним.
(ЦИТАТА).
Отчаяние так велико, что ему просто не перенести «эту беззвездную
муку».
Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у
В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из
одной-единственной детали-у него «жилистая рука». Эпитет «жилистая» настолько
живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь
в ее венах пульсирующую кровь. «Длань» (образ, привычный для сознания русского
человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим,
просто «рукой». Значит Господь Бог, будто пахарь или хлебопек,-простонародный.
Лирический герой, по моему мнению, глубоко и тонко чувствует и
переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Вот
он Говорит кому-то:
(ЦИТАТА).
И ели первые два
предложения вопросительные, то третье-вопросительное, и восклицательное
одновременно. Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, так силен ,
что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-«Да?!»,
обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и
сопереживание, и участие, и любовь...Я не один, еще кто-то так же думает, как
я, так же чувствует, болеет за этот мир, небо, Вселенную всей душой, всем
сердцем.
Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы
так не убеждал, не увещевал, не волновался...Последняя строфа стихотворения
(всего их три) начинается так же, как и первая, с того же слова:
(ЦИТАТА).
Но авторская мысль в
ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по
сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение
вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос
ответ не требуется.
(ЦИТАТА).
В этом стихотворении
нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. «Послушайте!»-взволнованный и
напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в
этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика («врывается к
богу») естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием
лирического героя. Ряд глаголов: «врывается», «плачет», «просит», «клянется»-передает
не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального
слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само
лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю
обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха
не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и
неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются
полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся,
прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко
уловить ноты тревоги («ходит тревожный»), смятения, затаенную даль.
Однако в «звездной» теме поэту чужд мистицизм символистов, он не
думает ни о какой «протянутости» слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не
уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от
земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет
мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно
все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы,
сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его
разум и великое предназначение.
Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в
нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом,
отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и
стихотворение «Послушайте!»-истинный шедевр русской и мировой поэзии.
Макс Майдак.