Анализ стихотворения Блока 'О доблестях, о подвигах, о славе...'
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе»
Александр Александрович Блок жил и
писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие
гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он её и в своей душе.
Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость,
без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только
в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла
ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому
прекрасному чувству. Одно из них – "О доблестях, о подвигах, о
славе…".
Это стихотворение было написано в 1908
году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл
"Возмездия", к которому относится стихотворение, продолжает тему
"страшного мира". Слово "возмездие" понимают обычно как
наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от
кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение человеком самого
себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то
священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А
следствием этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни,
покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла
"Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та
высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о
потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:
О
доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал
на горестной земле,
Когда твоё
лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
Уж не
мечтать о нежности, о славе,
Всё
миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо
в его простой оправе
Своей
рукой убрал я со стола.
Стихотворение "О доблестях, о
подвигах, о славе…" имеет структуру кольцевой композиции: первая строка
повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор
словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о
подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и её.
Жанр стихотворения – любовное
послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает
страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание
передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:
И вспомнил
я тебя пред аналоем,
И звал
тебя, как молодость свою…
Я звал
тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы
лил, но ты не снизошла.
Расставшись с любимой, герой потерял
смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви,
на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Летели
дни, крутясь проклятым роем…
И вспомнил
я тебя пред аналоем,
И звал
тебя, как молодость свою…
Те дни, когда лицо любимой сияло,
сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым роем". Образ
"страшного мира" символичен, он один из ключевых в стихотворении.
Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем плащом"
прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет –
измена):
Ты в синий
плащ печально завернулась,
В сырую
ночь ты из дому ушла.
Не знаю,
где приют своей гордыне
Ты,
нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко
сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором
ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном
("я крепко сплю").
В стихотворении нам встречается
большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное
кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность,
с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью:
"И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими
эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты,
нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда
твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе",
"я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу
другому", "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь
мою", "я крепко сплю".
Если внимательно читать стихотворение
"О доблестях, о подвигах, о славе…", то нетрудно заметить, что оно
перекликается со стихотворением А.С. Пушкина "Я помню чудное
мгновенье…".
Когда твоё
лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню
чудное мгновенье:
Передо
мной явилась ты.
"И я забыл прекрасное лицо"
- "И я забыл твой голос нежный". "Летели дни" – "шли
годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений
совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к концу стихотворения наступает
пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул
любимой).
В спасительную веру любви, любви как
очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя
любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства,
помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всём протяжении
творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.