Анализ стихотворения А. Блока 'О доблестях, о подвигах, о славе'
Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе»
Александр
Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях,
мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не
чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту
необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить.
Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта
мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни.
Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно
из них – "О доблестях, о подвигах, о славе…".
Это
стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний
стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится
стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово
"возмездие" понимают обычно как наказание за некое преступление.
Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это
прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная
вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена
человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная
опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат
во всех стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда
ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила
идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не
способен так сильно верить:
О
доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал
на горестной земле,
Когда твоё
лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
Уж не
мечтать о нежности, о славе,
Всё
миновалось, молодость прошла!
Твоё лицо
в его простой оправе
Своей
рукой убрал я со стола.
Стихотворение
"О доблестях, о подвигах, о славе…" имеет структуру кольцевой
композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в
заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже
не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит
и её.
Жанр
стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой
женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много
лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и
синтаксического параллелизма:
И вспомнил
я тебя пред аналоем,
И звал
тебя, как молодость свою…
Я звал
тебя, но ты не оглянулась,
Я слёзы
лил, но ты не снизошла.
Расставшись
с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он
больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:
Летели
дни, крутясь проклятым роем…
И вспомнил
я тебя пред аналоем,
И звал
тебя, как молодость свою…
Те дни,
когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся "проклятым
роем". Образ "страшного мира" символичен, он один из ключевых в
стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с "синем
плащом" прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома
(синий цвет – измена):
Ты в синий
плащ печально завернулась,
В сырую
ночь ты из дому ушла.
Не знаю,
где приют своей гордыне
Ты,
нежная, ты, милая, нашла…
Я крепко
сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором
ты в сырую ночь ушла.
Дни подобны ночи, жизнь кажется сном
("я крепко сплю").
В
стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной
земле", "заветное кольцо", "проклятым роем",
"сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую,
сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою",
отражена в произведении такими эпитетами, как: "прекрасное лицо",
"ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении
олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе",
"передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо",
"ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и
страсть терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Если
внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе…",
то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А.С. Пушкина "Я
помню чудное мгновенье…".
Когда твоё
лицо в простой оправе
Передо
мной сияло на столе…
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню
чудное мгновенье:
Передо
мной явилась ты.
"И я
забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный".
"Летели дни" – "шли годы". Но, не смотря на столь похожий
сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А.С. Пушкина к
концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь
горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В
спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил
всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине…
Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его
стихотворениях на всём протяжении творчества великого поэта, именем которого
его мать, Россия, гордится и поныне.