Анализ отрывка стихотворения Некрасова 'В дороге'
АНАЛИЗ ОТРЫВКА СТИХОТВОРЕНИЯ НЕКРАСОВА (8
класс ср. шк.).
В дороге
"Скучно! Скучно!.. Ямщик удалой,
Разгони чем-нибудь мою скуку!
Песню, что ли, приятель, запой
Про рекрутский набор и разлуку;
Небылицей какой посмеши
Или, что ты видал, расскажи -
Буду, братец, за все благодарен".
- Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Слышь ты, смолоду, сударь, она
В барском доме была учена
Вместе с барышней разным наукам,
Понимаешь-ста, шить и вязать,
На варгане играть и читать -
Всем дворянским манерам и шуткам.
Одевалась не то, что у нас
На селе сарафанницы наши,
Ела вдоволь и меду и каши.
Вил вальяжный имела такой,
Хоть бы барыне, слышь ты, природной,
И не то что наш брат крепостной,
Тоись, сватался к ней благородный
(Слышь, учитель-ста врезамшись был,
Баит кучер, Иваныч Торопка),-
Да, знать, счастья ей бог не судил:
Не нужна-ста в дворянстве холопка!
Вышла замуж господская дочь,
Да и в Питер... А справивши свадьбу,
Сам-ат, слышь ты, вернулся в усадьбу,
Захворал и на Троицу в ночь
Отдал богу господскую душу,
Сиротинкой оставивши Грушу...
Через месяц приехал зятек -
Перебрал по ревизии души
И с запашки ссадил на оброк,
А потом добрался и до Груши.
Знать, она согрубила ему
Вместе жить показалось в дому,
Понимаешь-ста, нам неизвестно.
Воротил он ее на село -
Знай-де место свое ты, мужичка!
Взвыла девка - крутенько пришло:
Белоручка, вишь ты, белоручка!
Тема этого стихотворения
традиционна для творчества Некрасова, - это жизнь и страдания крестьян,
простого народа. В этом произведении описывается судьба крестьянской девушки,
которая выросла в господском доме, но была выдана замуж за простого мужика.
Стихотворение открывается
обращением рассказчика. Это путник, барин, заговоривший с ямщиком, чтобы
скоротать время в дороге, что заявлено в заглавии. Он предлагает мужику
позабавить его песней, рассказом, как это принято в пути. С одной стороны, это
типичная ситуация, но скрытый подтекст в том, что барин хочет послушать ямщика
только ради развлечения, ему в действительности не интересует его судьба. А
ямщик неожиданно начинает серьёзный рассказ, который не может оставить
слушателя безучастным.
Следует обратить внимание на
начальные слова стихотворения: "Скучно! скучно!.." Это не только
дорожная скука, но "скучно" в значении "печально",
"грустно", "безнадёжно", что относится к рассказу ямщика и
к жизни народа в целом.
Монолог ямщика также начинается
словами "Самому мне невесело". И далее мужик рассказывает о судьбе
своей жены. Эта девушка была воспитана в господском доме как компаньонка
молодой барышни. В этой ситуации скрыт намёк на один из главных конфликтов
деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги
проиближены к господам, хорошо одеты ("Одевалась не то что..."),
перенимают их манеры ("Всем дворянским..."). Но при этом люди
оторваны от земли, от своих корней, они игрушки в руках господ. Став ненужными
господам ("Не нужна..."), они уже не могут заниматься хозяйством, и
терпят злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка...").
Барин полностью распоряжается
жизнью и бытом всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с
барщины ("с запашки") на оброк. Оброк (ежегодная выплата денежного
налога) был более выгодной и прогресивной формой хозяйства по сравнению с
барщиной (труд на господских полях). Однако крестьянам, привыкшим к последней,
было трудно сразу поменять тип ведения хозяйства, и это тоже усложняло жизнь
крепостных. Проблема оброка и барщины - один из самых острых вопросов того
времени.
Наконец, в центре проблематики
личная судьба девушки и её мужа. Груша была игрушкой своих гопод. Вероятно, она
была незаконная дочь старого барина (об этом в тексте не говорится прямо, но
положение Груши в доме можно объяснить только так, исходя из реалий того
времени. Кроме того, на это указывают слова "Отдал богу господскую душу,
_сиротинкой_ оставивши Грушу"). После смерти старого барина девушка терпит
домогательства нового господина ("А потом..." и далее). И, наконец,
её отсылают в деревню, где она ничего не умеет делать, и помимо желания выдают
замуж за мужика. Между супругами нет взаимопонимания, они чужие друг другу, у
них разные интересы, разное образование, разное воспитание. Прихоть помещика
оборачивается поломаными судьбами двух людей, а по большому счёту, такие
прихоти ломают судьбы миллионов подневольных крестьян.
Проблематика Некрасова продолжает
проблематику Тургенева, они оба принадлежали к литературному направлению
натурализма. Оба писателя обращаются к теме народной жизни, к актуальнейшим
вопросам того времени. Однако в творчестве Некрасова больше трагизма, он
подчёркивает остроту проблемы, призывает всех обратить на неё внимание, потому
что в этом - корень бед всей русской нации.
Детали: множество деталей позволяют
живо представить интерьер: барский дом, шитьё и вязанье; на селе - девушки в
сарафанах, типичные персонажи усадьбы - учитель и кучер и т.д.
Стихотворение написано в форме
"монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и
рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. Речь мужика
изобилует простонародными элементами (порядок слов, вводные элементы
"слышь ты", "понимаешь-ста", слова "баит",
"али", искажённое произношение "тоись" и др.). Это делает
речь красочной и реалистичной.
Размер - трёхстопный анапест, он
создаёт лиричное, напевное звучание под аккомпонемент стука копыт; созвучное
народной речи и контрастирующее с тематикой, или наоборот - народная
песня-жалоба.