Эдгар По
Говоря об
американской литературе 19 века, нельзя не упомянуть о характерном явлении,
свойственном раннему этапу развития американской новеллистики. Значительное
количество рассказов того времени имело подражательный характер. Образцом
служили рассказы ужасов, культивировавшиеся некоторыми европейскими
литературными журналами. Рассказы эти - побочный отпрыск готического романа -
полные всяческих тайн, приведений, чудовищных фантазий. Но среди них редко
встречались образцы, полностью отвечающие жанровой специфике. Требовался гений.
Он появился в лице Эдгара По.
Многие критики
объясняя тяготение Эдгара по к катастрофическим сюжетам, мрачным событиям,
зловещей обстановке, общей атмосфере безнадежности и отчаяния, к трагическим
трансформациям человеческого сознания, охваченного ужасом и теряющим контроль
над собой, не только признают соответствие «ужасных рассказов» По эстетической
норме романтической прозы, но и возводят его новеллы к немецким источникам, к
тому же исследователи По утвердились в мысли о зависимости его прозы от
Гофмана и его «сверхъестественного».
Случилось так,
что рассказ «Падение дома Ашеров» - один из самых ярких примеров «ужаса души»
- больше всего связывают с германизмом. Но «ужасные», или психологические
новеллы По, несмотря на отдельные черты типологического сходства с некоторыми
направлениями в европейской прозе, не могут быть возведены непосредственно к
«германской» школе.
В сборнике
«Гротески и арабески» По писал: «По сути дела, в сборнике нет ни одного
рассказа...в котором исследователь мог бы обнаружить отчетливые признаки того
псевдоужаса, который мы привыкли именовать немецким. Если предметами многих
моих сочинений и являлся ужас, то это негерманский ужас, а ужас души». То есть,
По описывал уже новое, психологическое свойство человека боятся не просто
выдуманных богатым воображением призраков и мертвецов, а своих собственных,
порой выдуманных страхов.
Один из русских
критиков дореволюционного времени писал: «По как писатель любопытен тем, что он
умеет необыкновенно точно анализировать свою душу в те страшные моменты, когда
ею овладевает чувство разрушения. По умеет выследить во всех мелочах болевое, ненормальное
состояние собственной души и все это болевое, ненормальное, уголовное
воссоздать с такой живостью и яркостью в душе читателя».
Но в наши дни
исследователи прозы По склонны согласиться с другой точкой зрения. Ее выдвинул
автор всемирно известной теории литературы Ренэ Уэллен, он писал, что По «не
допускал и мысли, что все эти кошмары роятся в его собственной душе, поскольку
он видел себя литератором - инженером, способным управлять чужими душами».
Предметом
внимания По стала человеческая душа, ужаснувшаяся при столкновении с миром, в
котором для нее не оставалось места. Классический образец - «Падение дома
Ашеров».
Обманчивая
простота и ясность этого рассказа рождает сотни предположений, но под этой
простотой скрывается глубина и сложность.
Художественный
мир этого произведения не совпадает с повседневной действительностью.
Бесполезно задавться вопросом: в чем причина болезни Ашера? Почему он похоронил
свою сестру? Что погубило его? В рассказе отсутствует причинно-следственная
связь. Рассказ этот психологический и страшный. С одной стороны, главным
приедметом изображения в нем служит болезненное состояние человеческой психики,
сознание на грани безумия, с другой стороны здесь показана душа, трепещущая от
страха перед грядущими неизбежным.
При выявлении
глубинного смысла этого рассказа вопрос об истоках «ужаса души» приобретает
принципиально важное значение.
Дом Ашеров,
взятый в его символическом значении - это своеобразный мир, пребывающий в
состоянии глубокого распада, угасающий, мертвеющий. Когда-то это был прекрасный
мир, где жизнь человека протекала в атмосфере творчества. Но теперь жизнь ушла
из него, остались только воспоминания. Трагедия обитателей этого дома
проистекает из непреодалимой власти, которую Дом иеет над ними, над их
сознанием и поступками. Всякое соприкосновение с реальностью для них
болезненно и живут они в страхе перед ужасом от столкновений с действительностью
жизни.
Родерик - герой
новеллы «Падение дома Ашеров»- предрекает себе потерю разума и самой жизни в
борьбе с «мрачным фантазмом - страхом». В финале рассказа предчувствие его
сбывается: он гибнет, пораженный ужасом и безумием, и самый Дом Ашеров рушится
в мертвые воды черного озера.
Аспекты связи
сюжетной линии этого рассказа можно соотнести с особенностями духовной жизни
Америки в 3-е гг. 19 века.
Эдгар По начал писать прозу в 1831 г.
За восемнадцать лет он написал две повести («Повесть о приключениях Артура
Гордона Пима», 1838, и «Дневник Джулиуса Родмена», 1840), философский трактат
«Эврика» (1848) и около семидесяти рассказов, печатавшихся в журналах и
альманахах, а затем собранных в пять сборников: «Гротеска и арабески» (1840);
«Романтическая проза Эдгара А. По» (1843); «Рассказы» (1845 и 1849) и
пиратское издание, опубликованное в Лондоне без ведома автора под названием
«Месмеризм».
Продолжая эксперименты, начатые Ирвингом,
Готорном и другими современниками, По довершил дело формирования нового жанра,
придал ему черты, которые мы сегодня почитайем существенными при определении
американской романтической новеллы. Не удовлетворяясь практическими
достижениями и сознавая необходимость теоретического осмысления своего (и
чужого) опыта, По разработал теорию жанра, которую в общих чертах изложил в
статьях о Готорне, опубликованных в 40-е годы XIX в.
Центральное место в новеллистике По
занимают психологические рассказы, которые нередко называют «страшными» пли
«ужасными». Их главная тема — трагические последствия столкновения
человеческого сознания, воспитанного в духе гуманистических идеалов, с новыми
бесчеловечными тенденциями, возникающими в ходе прогресса американской буржуазной
цивилизации. По был, вероятно, первым американским писателем, который уловил в
этих тенденциях угрозу бездуховности. Душа человеческая, ужаснувшаяся при
столкновении с миром, в котором для нее не оставалось места, боль и болезнь
души, ее страх, стали предметом художественно-психологического исследования.
А результаты исследования зависели, разумеется, от общей
философско-эстетической позиции писателя.
Мировоззрение и
самый тип сознания Эдгара По характеризуются значительной внутренней
противоречивостью. Напомним, что По вырос и сформировался как мыслитель и
художник в Виргинии, миновавшей уже к тому времени в своем историческом
развитии блистательную полосу «виргинского ренессанса» и вступившей в период
глубокого упадка экономической, политической и духовной жизни. Последние
двенадцать лет жизни — самое плодотворное время — он провел в Филадельфии,
Нью-Йорке и Бостоне, т. е. в самом сердце буржуазной, деловой, коммерческой
Америки, чьи политические идеалы, жизненный уклад и нравственные принципы он
глубоко презирал и ненавидел. Он и сам был деловым человеком, но в глубине
души всегда оставался «виргинским джентльменом», аристократом духа. Звучащие в
рассказах По мотивы смерти, упадка, разрушения, деградации личности и страха
перед жизнью составляют острый контраст общему духу американской национальной
жизни того времени, но вполне согласуются с атмосферой виргинского
«декаданса». Ощущение угасания, безнадежности, бесцельности, характерное для
современной По Виргинии, окрасило все мироощущение писателя, легло в основу
созданного его воображением вневременного и внепространственного мира, в
котором бьется в трагическом надрыве охваченная ужасом душа человека.
Среди
психологических состоянии, особенно привлекавших внимание По-художника, главное
место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх
перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед
знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является
«Падение дома Ашеров» — новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх
перед смертью, но страх перед страхом жизни до смерти, т. е. особо утонченную и
смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности.
Особняком стоят
психологические рассказы, сюжетную основу которых образует принцип
«запретного плода». Они являют собой опыт - художественной интерпретации
«открытия», сделанного романтиками в области социального поведения человека в
новых условиях, предложенных буржуазно-демократическим обществом, где видимая
свобода личности вступила в противоречие с ежедневной, ежечасной зависимостью
и невозможностью свободного волеизъявления. Скованность, всесторонняя
связанность человеческой воли были очевидным и бесспорным фактом, природа же
этой несвободы ускользала от понимания, казалась таинственной и фатальной.
Человек выглядел жертвой обстоятельств. Его поведение представлялось
вынужденным. Обнажалось резкое расхождение между нравственным сознанием личности
и ее практическими действиями, между идеальными намерениями и конкретными поступками.
Эдгар По, подобно другим романтикам интерпретировавший социально-психологические
явления в категориях личностного сознания, усматривал здесь «болезнь души»,
сходную с давно замеченной психической аномалией, толкающей человека к
нарушению запрета. Он обозначил ее термином «дух извращения». «Дух извращения»
представлялся писателю явлением распространенным и характерным для современного
состояния общества. Он неизменно настаивал на том, что здесь мы имеем дело с
болезнью, с отклонением от нормы.
«Ужас души»,
подвергающийся художественному исследованию и воспроизведению в «Падении дома
Ашеров» относили к той области человеческих эмоций, которую принято обозначать
понятием «страх», и сама новелла стоит в длинном ряду других рассказов По,
рисующих страх человека перед жизнью и перед смертью («Рукописи, найденные в
бутылке», «Колодец и маятник», «Преждевременные похороны»).
Каждая из психологических
новелл есть психологическое исследование или самоисследование человеческого
сознания в состоянии наивысшего напряжения.
Герои
психологических новелл боятся жизни. Их пугает не реальность как таковая, а те
нравственные и иные стандарты, которые утвердились во всей сфере бытия
буржуазной Америки, и те могучие силы, которые навязывают эти стандарты
человеческому сознанию, насилуя, давя и деформируя его.
По трепетал перед
грозной опасностью нивелировки индивидуального сознания, утраты личности,
растворяющейся в бездуховном меркантилизме.
Список
использованной литературы:
·Ковалев Ю. В. «Эдгар По: новеллист и поэт» Л., 1978
·История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 6 - М.: Наука, 1989. С.
574-576
·Эдгар По. Рассказы. М.: Художественная литература, 1980.