Сложное предложение
1. Понятие о синтаксисе, пунктуации ( из истории ).
А) Синтаксис.
Синтаксис как раздел
грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1)
учение о словосочетании и 2) учение о предложении.
Предложение - это
минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически
организованное соединение слов ( или слово ), обладающее известной смысловой и
интонационной законченностью.
В науке нет единого
определения предложения, наоборот, известно более двухсот различных
определений. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки
определить предложение в плане:
·
Логическом.
·
Психологическом.
·
Формально -
грамматическом.
Представитель первого
направления Ф. И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» ( «Историческая
грамматика русского языка», 1858г. ).
Сторонник второго
направления Д. Н. Овсянико - Куликовский давал следующее определение: «Предложение
есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с
особым движением мысли, известным под именем «предицирования» ( «сказуемости» ) » ( «Синтаксис
русского языка», 1912г. ).
Представитель
формально - грамматического направления Ф. Ф. Фортунатов
рассматривал предложение как один из видов словосочетания. Он писал: «Среди
грамматических словосочетаний, употребляющихся в полных предложениях в речи,
господствующими являются в русском языке те именно словосочетания, которые мы в
праве назвать грамматическими предложениями, так как они заключают в себе, как
части, грамматическое подлежащее и грамматическое сказуемое» ( «О
преподавании грамматики русского языка в низших и старших классах
общеобразовательной школы», 1899г. ).
Б) Пунктуация.
Пунктуацией
называется собрание правил постановки знаков препинания.
Основное назначение
пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки
указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
Вместе с тем знаки
препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих
отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака
в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на
вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания.
Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем
или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит
средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская
пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными
правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые
обусловлены правилами расстановки знаков препинания.
В русской пунктуации
употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире,
вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию
знака препинания выполняет также абзац ( написание с новой строки ).
Различаются знаки отделяющие
( точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой,
двоеточие, тире, многоточие ) и знаки выделяющие ( две запятые, два
тире, скобки, кавычки ).
2. Сложное
предложение.
Сложное
предложение- это предложение,
которое состоит из двух и более грамматических основ, из двух и более простых
предложений. Участвующие в создании сложного предложения простые предложения
называются его частями и представляют собой смысловое и грамматическое
единство, оформленное интонационно.
Например: И
битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
(А. Пушкин.)
Части сложного
предложения отделяются одна от другой запятой, точкой с запятой,
двоеточием или тире.
Например: Змея
лежала под колодой
И злилася на целый свет;
У ней другого чувства нет,
Как злиться: создана уж
так природой.
(И. Крылов.)
2) Ещё напор - и враг бежит.
(А. Пушкин.)
3. Основные виды
сложных предложений в русском языке.
В зависимости от
способа соединения частей (интонация, союзы или союзные слова) сложные
предложения делятся на союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) и
бессоюзные.
Сложное предложение.
Союзное. Бессоюзные.
Сложносочинённые
Сложноподчинённые.
В сложносочинённых
предложениях части соединяются при помощи союзов: и, а, но, да,
или, либо, то - то, не только - то, то ли - то ли, как...так и, и др., а в сложноподчинённых - при помощи союзов и союзных слов: что, где, кто, который, чтобы, когда и др.
Части
сложносочинённого предложения равноправны, т.е. ни одна часть не зависит от
другой:
Наступил октябрь, и заметно похолодало.
[ == ],
и [ == ].
Части
сложноподчинённого предложения неравноправны - одна часть (придаточная )
зависит от другой (главной):
Заметно
похолодало, так как наступил октябрь.
[ == ], так как [ == ].
В одном сложном
предложении могут быть разные виды связи:
Грохот и треск несся с окружных гор; задымились лесные опушки , и нельзя
было понять, как это ещё жив здесь хоть один человек.
Что?
(А. Толстой.)
3.1. Сложносочинённое предложение.
Это такие сложные
предложения, части которых связаны между собой интонацией и сочинительными
союзами. По характеру союза или значению сложносочинённые предложения делятся
на три группы.
А) Сложносочинённые предложения с
соединительными союзами.
В предложениях с
этими союзами перечисляются явления, которые происходят одновременно или
последовательно.
Потом все сидели
в гостиной с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна
читала свой роман.
(А. П. Чехов.)
[ ==
], и [ == ].
Б) Сложносочинённые предложения с
разделительными союзами.
В них указывается
на чередовании явлений (событий ), на возможность одного явления из двух или
нескольких:
Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль
мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.
Иль[ == ], иль[
==
], иль[ == ].
В) Сложносочинённые предложения с
противительными союзами.
В предложениях данной
группы одно явление( событие ) противопоставляется другому:
Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье,
а я , облизываясь, смотрел на кипучие пенки.
( А.
Пушкин.)
[
== ], а [
== ].
Сочинительные
союзы делятся на следующие разряды.
Соединительные: и,
да ( = и ), да и, ни-ни, также ( = и ), то же ( = и ),
не только - но и, как
- так и ;
Противительные: а,
но, да ( = но ), однако, зато, же, только ( = но );
Разделительные: или ( иль ), либо, то - то, то ли - то ли, не
то - не то.
3.2. Сложноподчинённое предложение.
Сложноподчинённое
предложение может быть с одной придаточной частью или с несколькими
придаточными частями.
Далее будут
рассмотрены только сложноподчинённые предложения с одной придаточной частью.
Сложноподчинённым
называется предложение, в котором одна часть зависит от другой, т.е. от одной
части ( главной ) задаётся вопрос к другой - зависимой ( придаточной
).
Главная часть -
независимая, от неё задаётся вопрос к придаточной части. В главном предложении
часто используются указательные слова ( тот, такой, там, туда, оттуда, тогда,
потому, оттого, сколько и др. ), которые указывают, что при нём имеется придаточные
предложение. Подчинительные союзы и союзные слова находятся в придаточной части
и связывают её с главной:
Запела птица голосом блаженным о том,
как мы друг друга берегли.
О чём? ( А. Ахматова. )
[ == о том ], ( как
== ).
Основные группы
сложноподчинённых предложений.
I С придаточным определительным.
Придаточные
определительные относятся к имени существительному ( или местоимению главной
части ) и отвечают на вопросы определений какой?
который? чей?
В главной части придаточные определительные
присоединяются только при помощи союзных слов который,
какой, чей, что, где, куда, откуда, когда:
И Таня видит
дом пустой, где жил недавно наш герой.
( А. Пушкин. )
какой?
[ == --- ], ( где == ).
Придаточные
определительные стоят всегда после определяемого слова.
II С придаточным изъяснительным.
Эти придаточные
предложения отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главной части
сложноподчинённого предложения:
И, конечно, брат мой ни одной минуты не
думал, что он виноват в её смерти.
О чём?
[ И,
== ], ( что == ).
Придаточная часть
может стоять после поясняемого слова, реже - перед поясняемым словом:
Что волки жадны , всякий знает..
Что?
( И. Крылов. )
( Что
== ), [ == ].
Придаточные
изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи.
Печорин говорит Максим Максимычу о том, что ’’если
отдадим дочь этому
дикарю, он
её зарежет или продаст’’.
( М. Ю. Лермонтов.).
III С придаточными обстоятельственными.
1.
С придаточными
места.
Где? куда? откуда?
[ там, туда, оттуда ], ( союзные слова: где, куда, откуда ).
Откуда?
( А.Н. Толстой.)
[ == оттуда ],
( откуда == ).
2.
С придаточными
времени.
Когда? С каких пор? На сколько времени?
[ тогда, до тех пор ], (
союзы:
когда, пока, лишь только,
как только, едва, в то время как).
Покуда
ночка длится, покуда бричка катит, дороги этой дальней
на нас обоих хватит.
( Б. Окуджава.)
Как долго?
( Покуда == ), (покуда == ), [ == ].
3.
С придаточными
сравнительными.
Относятся ко всей
главной части и поясняют то, о чём в ней говорится, при помощи сравнения.
Отвечают на вопрос: как?
Присоединяются к
главному предложению с помощью союзов: как, точно, словно, будто, как
будто, подобно тому как, чем ... тем и др.
Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё
вернулось.
Как?
[ == ], ( как будто == ).
4.
С придаточными
образа действия и степени.
Они раскрывают образ,
способ действия, а так же степень признака, названного в главной части
сложноподчинённого предложения.
В
русской земле столько прелестей, что всем художникам хватит на
тысячи лет.
( К. Паустовский. )
Сколько? До кокой степени?
[ ], ( что == ).
Она знала жизнь настолько плохо,
насколько это возможно в двадцать лет.
В какой степени?
[ ==
настолько плохо ], ( насколько == ).
5.
С придаточными цели.
Отвечают на вопросы: зачем?
с какой целью? для чего?
Присоединяются к
главному предложению с помощью союзов: чтобы ( чтоб ), для того чтобы, с
тем чтобы, затем чтобы и др.
Чтоб чем - нибудь играть от скуки, копьё
стальное взял он в руки.
Зачем?
( чтоб == ), [ == ].
6.
С придаточными
условия.
Указывают на условия
при котором протекает действие, о котором говорится в главной части.
Присоединяются к главному предложению с помощью союзов: если, когда ( = если ), раз, коли, ежели, как скоро, кабы и др.
Коли парень
ты румяный, братец будешь нам названный..
При каком условии?
( коли
== ), [ == ].
7.
С придаточными
причины и следствия.
Придаточные причины
отвечают на вопросы: почему?
по какой причине?
отчего?
Присоединяются к
главному предложению с помощью союзов: потому что, оттого что, так как,
ибо, благодаря тому что и др.
Так как встала полная луна, то многие
пошли гулять.
Почему?
( Л. Н. Андреев.)
( так
как == ), [ то
==
].
К придаточным
следствия от главного предложения можно задать вопрос - что из этого следует?
Придаточные следствия
присоединяются к главной части предложения с помощью союзов: так что.
Вешние
воды прошли буйно, так что в начале апреля уже шумели
скворцы и летали по саду жёлтые бабочки.
( Л. Н. Толстой. )
Что из этого следует?
[ == ], ( так что == и == ).
8.
С придаточными
уступительными.
Они содержат
сообщение о факте, который противоположен тому, что можно было бы ожидать.
Отвечают на вопросы: несмотря на что? вопреки чему? Присоединяются к главной части предложения с
помощью союзов: хотя, хотя... но, пускай, несмотря
на то что и др. и союзные слова - как, сколько
и др.
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам
прежним нет возврата.
( М. Лермонтов. )
( хоть
== ), [ но
==].
3.3. Бессоюзные сложные предложения.
Это такие сложные
предложения, части которых соединены только интонацией, без союзов и союзных
слов.
В них менее чётко
выражены смысловые отношения между простыми предложениями.
Интонация при устной
речи и знаки препинания при письме определяются значением бессоюзного
предложения.
Пунктуация в бессоюзных сложных предложениях.
Двоеточие.
Тире.
1) Причина. 2)
Пояснения. 1) Противо- 2) Время
поставление. условия.
3)
Дополнения 3) Вывод 4)
Быстрая
смысла.
следствия. смена событий.
Запятая, точка с
запятой.
Перечисление.
а) Перечисление.
Человек внезапно настораживался весь, глаз
беспокойно бегал.
(
И. С. Тургенев. )
[ ==
], [ == ].
б) Причина.
Жутко выйти на дорогу: непонятная
тревога под луной царит.
( А. Блок. )
[ == ]:
[ == ].
в) Пояснение.
Всё это значило,
друзья; с приятелем стреляюсь я.
[ == ];
[ == ].
г) Быстрая смена событий.
Сыр выпал - и с ним была плутовка
такова.
( И. А. Крылов.)
[ == ]
- [ == == ].
д) Противопоставление.
Шестнадцать лет служу
- такого со мной не было.
( Л. Н. Толстой. )
[ == ] - [ == ].
е) Вывод ( следствия ).
Любишь кататься - люби и саночки возить.
( Пословица. )
[ == ] - [ == ].
ж) Время.
Пашню пашут
- руками не машут.
( Пословица. )
[ == ] - [ == ].
Используемая литература.
1.
Современный русский язык. «Высшая
школа» Москва - 1971г. Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И.
Фомина, В. В. Цапукевич.
2.
Русский язык 9класс, под
ред. «Дрофа». Москва - 1999г. М. М. Разумовской.
3.
Русский язык в школе, 1 \
2000г. Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях. Н. Н. Милованова.
4.
Краткий справочник по
русскому языку для школьников, «Баласс». Москва - 1998г. Л. Ю. Комиссарова, И. В.
Текучева.