Федор Кузьмич Сологуб (1863-1927)
Федор
Кузьмич
Сологуб
(1863-1927)
Федор Кузьмич Сологуб (настоящая фамилия - Тетерников), один из самых
мрачных романтиков в русской литературе, родился 17 февраля (1 марта) 1863 года
в Петербурге в бедной семье. Отец занимался портняжным делом в Петербурге; умер
от чахотки, когда Федору было 4 года. Мать-крестьянка; работала прислугой в
господском доме. Рос и учился Федор вместе с господскими детьми, но спать ему
приходилось на кухне. У Федора была сестра, которая была младше его на 2 года.
Мать горячо любила своих детей, но в то же время была настоящим деспотом в
семье: будущего поэта часто секли. В детстве Федор много читал. К 12 годам он
прочел всего Белинского, Добролюбова, Писарева, Некрасова.
В 1882 году окончил Учительский институт и, взяв с собой мать и сестру,
уезжает работать в г. Крестцы Новгородской губернии.
В 1884 году были опубликованы первые стихи Сологуба.
В 1885 году переезжает в г. Великие Луки Псковской губернии, где
продолжает работать учителем математики.
В 1889 году переводится в г.Вытегра
Олонецкой губернии. В годы учительства создается никогда самим поэтом не
публиковавшийся цикл стихотворений, получивший условное название «Из дневника»
(1883-1904г.г.)
В 1892 году переезжает в Петербург, где входит в круг сотрудников
журнала «Северный Вестник», «старших» символистов Д. Мерешковского, З. Гиппиус,
Н. Минского.
В 1895 году в журнале «Северный Вестник» был опубликован роман «Тяжелые
Сны». В его основе - тяжелые впечатления уездной России 80-х годов.
На первых порах произведения Сологуба публиковались только в «Северном
Вестнике», а затем в таких журналах как «Весы», «Русская мысль», «Образование»;
в газетах «Речь», «Слово», «Утро России» и др.
В период с 1892 по 1898 года Сологубом были написаны следующие произведения:
рассказы «Свет и тени» и «Червяк»; стих-ия «Я ждал, что вспыхнет впереди…», «О
смерть! Я твой…», «Я-бог таинственного мира…», «Звезда Маир».
В 1896 году в Петербурге выходит первый поэтический сборник Сологуба,
который называется «Стихи».В это время продолжается и карьера Солгуба на
поприще просвещения:из учителя математики он превращается в инспектора училищ,
становится членом Петербургского уездного училищного совета.
В «литературных сборищах» он был незаметен: «тихий, молчаливый, невысокого
роста, с бледным худым лицом и большой лысиной, казавшийся старше своих лет, он
как-то пропадал в многолюдных собраниях».(П.Перцов)В период революции 1905 года
Сологуб публикует стихи, пародии и острые «политические сказочки» (язвительные,
злые эпиграммы на царя и его окружение).
В 1905 году в журнале «Вопросы жизни» печатается создававшийся 10 лет (1892
- 1902) и пренесший Сологубу шумную известность роман «Мелкий бес», в котором
на фоне затхлой жизни уездного городишки и колоритных портретов обывателей
возвышается сразу же вписавшийся в галерею масштабных сатирических типов
русской литературы образ учителя гимназии Передонова , существа
отвратительного, все оскверняющего и патологического, кончающего преступлением
и сумасшедшим домом. Этот образ поразил современников и вызвал самые
противоречивые суждения о себе. Высказывались предположения, что в Передонове Сологуб
изобразил темные стороны своего «я». В поздние годы писатель признавался, что «Передонова
ему пришлось протащить через себя». Самое яркое высказывание о Передонове
принадлежит А. Блоку: «Передонов – это каждый из нас. В каждом из нас есть
передоновщина».
В 1906 году выходит шестая по счету книга стихов Сологуба «Змий». В ней
мотив солнца последовательно разрабатывается как тема извечно тяготеющего над
человеком зла и проклятия.
В 1907 году Сологуб уходит с поприща педагогической деятельности. В этом
же году в альмонахе «Шиповник» печатается самый большой роман Сологуба «Навьи
чары» (в завершенном виде получил название «Творимая легенда» - 1913 год). В
1907 году Сологубом были написаны следующие произведения: рассказ «Маленький
человек» и пьеса «Победа смерти».
В 1908 году Ф.К.Сологуб женится на Анастасии Николаевне Чеботаревской.
Их квартира сразу же становится одним из литературных салонов Петербурга. Изменяется,
по свидетельству современников, и внешний облик писателя. Недавний типичный разночинец
с бородкой и в пенсне делается теперь «сущим патрицием», в облике которого
отчетливо проступают писательские черты. В этом же году создаются почти все
мифологические драмы Сологуба : «Дар мудрых пчел», «Ночные пляски», и др. ,в
которых автор раскрывается глубоким тайновидцем человеческой души на путях
двоемирия. С выходом в 1908 году лучшей итоговой книги стихов «Пламенный круг»(VIII
книга по счету) Сологуб, безусловно, признается крупнейшим явлением в поэзии. «В
современной литературе я не знаю ничего более цельного, чем творчество
Сологуба. Сологуб давно уже стал художником совершенным и, может быть, не
имеющим себе равного в современности. В «Пламенном круге» он достиг вершины
простоты и строгости.» – так писал А. Блок в своей статье «Письма о поэзии»(1908
год).Даже М. Горький ,всегда недолюбливавший Сологуба за его «пессимизм»,вынужден
признаться, что «Пламенный круг» – это книга удивительная и надолго».
10-ые годы XX века – полный расцвет творчества и
популярности Сологуба. Издательствами «Шиповник» и «Сирин» (Петербург) выпускается
сразу три его собрания сочинений: два в 12-ти и одно в 20-ти томах (вышло
неполным). Сологуб, признанный современниками, входит в четверку наиболее знаменитых
писателей вместе с Андреевым, Куприным и Горьким. Сологуб является безусловным
авторитетом для поэтов. «Я всегда вас считал и считаю одним из лучших вождей
того направления, В котором протекает мое творчество»,- признавался ему
Н.Гумилев в письме в 1915 году. Война 1914 года вызывает в Сологубе подъем
национального духа, выраженного им в статье «Почему символисты приняли войну»(1914
год) и в книге стихов «Война»(1915 год). Встретив приветствием Февральскую
революцию 1917 года, Сологуб отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту и к
дальнейшей власти большевиков, как неотвечающим его идеалу «европейской
гуманитарной цивилизации».
С апреля 1917 года Сологуб возглавляет «литературную курию» в союзе
деятелей искусства, выступившую с требованием «свободы» и «независимости» искусства
от государства. В своих знаменитых «Петербургских дневниках» этого периода З. Гиппиус
отмечала: «Все – таки самый замечательный русский поэт и писатель – Сологуб –
остался «человеком». Не пошел к большевикам. И не пойдет. Не весело ему за то
живется».
В1922 году выходят следующие сборники стихов: «Костер дорожный», «Свирель»,
«Чародейная чаша».
В 1923 году выходит сборник стихов «Великий благовест».
Поздняя лирика Сологуба претерпевает значительную эволюцию в сторону
опрощения и приятия жизни. М.Кузьмин в 1922 году писал : «В лучших стихах
Сологуба Вы найдете примиренность, большее приятие жизни и милое простодушие,
вообще свойственное этому поэту, но которое прежде он часто маскировал наивным
демонизмом».
Сологуб предвидел свою кончину именно в декабре:
«Каждый
год я болен в декабре,
Не
умею я без солнца жить.
Я
устал бессонно ворожить,
Я склоняюсь к смерти в декабре…»
(«Триолетты», 1913 год).
Он и скончался 5 декабря 1927 года.
Похоронен на Смоленском кладбище, неподалеку от места первоначального
захоронения А.Блока.