Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна
Содержание
Задание на курсовую работу 2
Реферат 4
Введение 5
Глава І. Становление А.И.
Куприна как писателя: 7
1.1 Киевские знакомства Куприна
1.2 Сотрудничество в
периодических изданиях
1.2.1. «Русское богатство»
1.2.2. «Киевское слово»
1.2.3. «Киевлянин»
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы
киевского периода
2.2 «Киевские типы»
2.3 «Миниатюры»
Выводы _
список использованной
литературы _
Реферат
Текст
курсовой работы ___ с., ___ источников
ОБЪЕКТОМ
ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и творчества А.И.
Куприна (работа в периодических изданиях)
ЦЕЛЬЮ
РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как писателя,
работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования предполагается решить
следующие задачи:
- рассмотреть связь жизни и раннего
периода творчества А.И. Куприна
- изучить темы творчества Александра
Ивановича Куприна в Киеве и работу его в периодических изданиях древнего
города;
- рассмотреть формирование Куприна как
мастера короткого рассказа
- проанализировать сборники «Киевские
типы» и «Миниатюры»
МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа и описательный.
НАУЧНАЯ
НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период формирования
творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать его работу в газетах
и журналах как журналиста и как начинающего писателя.
ОБЛАСТЬ
ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы, подготовка к
семинарам.
КАЗЕННЫЙ
МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО, КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ
И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ, ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ,
МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА
введение
Среди выдающихся русских писателей
начала XX века одно из наиболее видных и своеобразных мест принадлежит
Александру Ивановичу Куприну. Начав литературную деятельность в самом конце
80-х годов прошлого века, Куприн за свою почти пятидесятилетнюю творческую
жизнь создал немало значительных произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7
сентября 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии, в семье
мелкого чиновника-секретаря мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца
своего будущий писатель не помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и
годовалый Саша вместе со старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на
попечении матери - Любви Алексеевны Куприной.
через два с лишним года после
смерти мужа вдова с тремя детьми переезжает в Москву, где устраивает дочерей в
закрытые учебные заведения, а сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем
доме. В нем, описанном много лет спустя в рассказе "Святая ложь",
Куприн прожил до шестилетнего возраста. Летом 1876 года он был отдан в
Разумовский сиротский пансион, в котором пробыл четыре года.
По окончании пансиона Куприн в
августе 1880 года был принят во Вторую Московскую военную гимназию, которая
через два года после этого реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий
писатель провел ровно восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что
представляло собой это учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной
повести "На переломе" ("Кадеты").
Осенью 1888
года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское училище, готовившее
пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в августе 1890 года.
В это время Куприн впервые
печатается. Это небольшой рассказ "Последний дебют" в журнале
"Русский сатирический листок" от 3 декабря 1899, № 48, который автор
считал не удавшимся.
Окончив
юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на службу в 46-й
пехотный Днепровский полк.
В годы военной
службы Александр Иванович не оставлял занятия литературой. Было написано много
стихотворений и, кроме того, несколько произведений в прозе.
Однако,
необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого нужно было уехать
из провинции.
Единственным возможным, хотя и трудно
достижимым средством вырваться в те годы из захолустной армейской среды было
для офицера поступление в Академию генерального штаба. Куприн решил
использовать этот путь, и в конце лета 1893 года он едет в Петербург сдавать
экзамены в Академию. Экзамены шли успешно, но перед самым окончанием их молодой
офицер по распоряжению командующего войсками Киевского военного округа генерала
Драгомирова был неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой
попасть в Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года «тянет»
служебную лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в
отставку, покидает Проскуров и переезжает в Киев.
Я всегда восхищалась умением
Александра Ивановича Куприна так красочно и реалистично описывать своих героев,
вкладывать глубокий смысл в краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне
представилась возможность глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что
широкая известность и слава придут к нему намного позже темой своей работы я
выбрала именно Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как
раз тогда и формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о
котором пронесут сквозь века.
Свои рассказы Куприн писал легко, не
задумываясь, брал талантом, но прекрасно понимал, что на одном таланте без
большого жизненного материала долго не продержишься. В одном из своих писем он
писал о том, что, когда он вышел из полка, «самое тяжелое было то, что у меня
не было никаких знаний - ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры
жадностью я накинулся на жизнь и на книги». [15,9]
Живя в Киеве, так как специальности
Александр Иванович не имел, занимается журналистской деятельностью, пробует
себя в роли начинающего писателя, иногда приходится работать на заводе,
грузчиком, зубным врачом, землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и
т.д. Благодаря этому Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший
материал, основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество
замечательных рассказов.
Куприн изъездил всю Россию, меняя
одну профессию за другой. Он изучил эту страну и знал ее во всех ее качествах,
любил жить одной жизнью с простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними,
запоминать их язык, их говор.
Обосновавшись в Киеве, Куприн много
путешествовал по Украине, ездил по украинским селам и местечкам, подолгу жил в
Одессе, Екатеринославе, Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с
передвижными цирками. [16,148]
И так постепенно, из года в год,
Куприн стал таким же бывалым человеком, как Горький, с которым он потом
подружился, как Лесков, - стал знатоком своего народа и его описателем. Поэтому
он никогда не чувствовал недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он
'рассказывал живо, со вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это
интересно и всем окружающим.
Глава І. Становление Куприна как писателя.
Как я уже
говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта еще находясь на
службе в армии, но лишь с появлением Куприна в Киеве начинается его
формирование как профессионального писателя, все свое время он отдает
литературе, которая становится для него основным источником существования.
Оказавшись без средств к существованию, Куприн живет в гостинице «Днепровский
порт», о чем напишет в дальнейшем в произведении «По-семейному», но большее
время Куприн прожил у своих друзей и знакомых: у журналиста М.Н. Киселева, у
братьев Сергея и Михаила Каришевых. вынужден идти в любые издания, заниматься
всеми видами газетной работы, до полицейской хроники включительно. [4,9]
В 1894 году в
солидном столичном журнале «Русское богатство», в котором уже был напечатан его
юношеский «Последний дебют», было опубликовано «Дознание», что стало хорошим
началом для молодого писателя. Беллетристикой «Русского богатства» руководил
В.Г. Короленко, выдающийся писатель-революционер, демократ и последовательный
реалист. Его правой рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный
«Отечественными записками» и нелегальной «Народной волей».[16,148] Обычно в «Русское богатство» и в
другие «толстые» журналы попадали авторы, имевшие предварительный опыт работы в
мелких столичных и провинциальных изданиях, которые «заслужили» право появиться
в «большой прессе» [1,9]. Но Куприн прошел иной путь спустившись, после
«Русского богатства», в мелкую провинциальную прессу.
С сентября
1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах «Киевское слово», "Жизнь
и искусство", а с февраля 1895 года - в газете «Киевлянин», а также в ряде
иногородних газет: «Волынь» в Житомире, «Донская речь», «Приазовский край» в
Ростове–на-Дону, «Самарская газета», «Донская речь» в Новочеркасске, «Одесские
новости» и проч. Он печатает в этих газетах рассказы, очерки, статьи и стихи,
подписывая их различными псевдонимами: Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов,
В. Теплов, Киевлянин, NN.; криптонимами: А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а
иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ и др. Лишь под немногими из своих
произведений этих лет ставит он полную подпись.[1,10].
Из всего
напечатанного в киевских газетах: фельетоны, рецензии, судебные отчеты,
передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены и, по словам
В. Афанасьева, «представляют наибольший интерес» его рассказы.
В ранних
произведениях 1893-1896 г. еще много ученического, подражательного, но вместе с
тем в них видны реалистическое дарование молодого писателя, неуклонный рост
мастерства. Многие картины и зарисовки имеют совершенно ясную острую социальную
направленность, проникнут глубокой симпатией к простому человеку. Это видно в
рассказах армейской тематики («Дознание», «Прапорщик армейский»), рассказах
обличающих чиновников-взяточников и пройдох («Негласная ревизия»,
«Просительница»). В раннем периоде творчества обнаруживается склонность Куприна
к психологическому анализу («Страшная минута», «Ночлег»).
В серии
фельетонов и очерков Куприн дает зарисовки обитателей большого города.
Источником вдохновения, для написания этих произведений, служит изображение
реальной, окружающей автора жизни с стремлением преодолеть журналистскую,
газетную фотографичность. Меткость рисунка, сочность красок отличают серию «Киевские
типы», в которую объединены эти фельетоны и очерки. В них появилась большая
зоркость и наблюдательность Куприна. Содержание очерков значительно шире
объединяющего их заглавия. Некоторые критики отмечали это как недостаток, может
им хотелось, чтобы Куприн ограничивался забавными этюдами.
Редакция
газеты «Киевское слово» в предисловии к очерку «Вор» оправдывалась, что новая
серия «Киевских типов» не будет выходить за рамки Киева, но очерки Куприна
действительно имели всероссийских характер и в этом и была их сила. Наиболее
значительными оказались «Студент - драгун», «Лжесвидетель», «Босяк», «Вор»,
«Художник», «Доктор», «Хайжушка».
Киевский
период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна. Не смотря на ряд не
совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в газетах дали Александру
Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью различных слоев городского
населения, сделать ценные наблюдения, которые в дальнейшем отразятся в
произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких рассказов, объединенных
под заголовком «Киевские типы».
Писатель умел
близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами, радостями и печалями,
возможно именно в этом и кроется секрет его писательского своеобразия.
К началу ХІХ
века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым, Л. Андреевым, Н.
Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым, И. Репиным и др.
Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские писатели М. Старицкий, Б.
Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
В Киеве А.И.
Куприн тесно общается с местными литературными силами. Это М.Н. Киселев
(Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева, Ю.В. Ревякин и
другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному труду за письменным
столом, оттачивает свое перо «быстрописателя», приобретает необходимый
писательский навык, которым будет пользоваться постоянно.
Дружба с
Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека неуравновешенного и
порывистого. По совету Киселева Куприн много читал, познакомился с
произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень ценил.
Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь рабочих и как
результат этой поездки стала повесть «Молох».
Позднее Куприн
напишет о М.Н. Киселеве как о «лучшем, преданнейшем друге, лучше и ближе
которого, кажется, не было за всю жизнь».[8,21]
В Киевских
газетах под рубриками «Из записной книжки репортера» и «Маленькая хроника»
печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные диалогами, сценками, яркими
зарисовками.
Куприна-журналиста
интересовало буквально все. Он с увлеченностью работал репортером, считая, что
репортерская работа – разновидность литературной деятельности. Репортер должен
все видеть, все знать и все уметь рассказать.
Профессия
журналиста благотворно сказалась на художественном творчестве Куприна.
Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами совпало с широким
распространением и популярностью в те годы в русской литературе очерков
«городского типа». Как раз в «Русском богатстве» этому жанру уделялось заметное
место еще в конце 1880-х годов и до второй половины 1890-х годов.
Глава ІІ. «Киевские типы» и «Миниатюры».
Почти три
четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900 года появилось на
страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет и первые книжки
Александра Ивановича – «Киевские типы» (1896 год) и «Миниатюры» (1897 год).
Отличительной
чертой этих очерков было то, что они представляли итог определенного
наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала; вместе с тем Куприн не
руководствовался модным в то время натурализмом, в них нет фотографий, не
смотря на то, что каждая черта тщательно срисована с натуры. [3,18] Этому способствовала тщательная
наблюдательность Куприна-очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким,
неизменным, а иногда и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже
самим выбором объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый
человек, не зависимо от его общественного положения, представляет интерес,
имеет право на внимание. В «Киевских типах» наряду со студентами фигурирует
босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает живо и
увлеченно.
Стремясь
нарисовать типические фигуры представителей той или иной социальной категории,
той или иной профессии, Куприн дает обобщенные образы, а героев часто называет
не по именам, а по принадлежности к той или иной группе – певчий, пожарный,
квартирная хозяйка, художник и так далее.
Как не пестры
очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину падения, деградации
человеческой личности в условиях собственного мира.
«Киевские
типы» принадлежат к широко распространенному в конце 80-х – начале 90-х годов в
русской литературе типу очерков «городских типов».
Первая книга
рассказов Куприна была издана в Киеве при непосредственной помощи жены старшего
брата Карышева, Сергея Алексеевича, популярного в Киеве нотариуса. В доме
Карышевых устраивались вечера, к ним приезжал из Петербурга известный баритон
Мариинского театра Л.Г. Яковлев, приходившийся родным братом жене Сергея
Алексеевича Анне Григорьевне.
С.А. Карышев
позже вспоминал, что в свое время именно он предложил Куприну написать что-то
для одной из киевских газет и, после того как Карышев написал редактору
рекомендательное письмо, молодого писателя. [16,150]
Куприн
задавался целью изобразить «собирательные черты тех групп индивидуумов, на
которые известная профессия и местные условия имели то или иное влияние». [3,23]
Тематически
«Киевские типы» можно разделить на две группы зарисовок: одна из них –
портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по сатирически остро
показаны черты обывателей и мещанства; другая группа – портреты босяков и
деклассированных людей, промышляющих кто чем может.
Очерк «Студент
- драгун» имел значительный успех, объяснявшийся исключительной меткостью
образной характеристики. В студентах-белоподкладочниках, сынках богатых
родителей, было воплощено все духовное убожество паразитической среды.
Щегольски затянутые в новенькие мундиры, рисуясь военной выправкой, эти
представители золотой молодежи бездельничали, развратничали, играли целыми
днями на бильярде. Их чванливость была равна их невежеству.
Один из самых
ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник» имеет отчетливо выраженную
сатирическую направленность. В очерке рассказывается о декадентствующем
живописце, который презрительно отвергает реалистическое искусство, как
классическое, так и современное.
Все эти очерки
интересны еще и тем, что они, как я уже говорила, являются своеобразными
набросками, эскизами к более поздним произведениям писателя. Например,
квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению многих исследователей,
прообраз содержательницы меблированных комнат Анны Фридриховну в рассказе «Река
жизни». Вообще роль киевских впечатлений во всем последующем творчестве
писателя чрезвычайно велика.
Сборник
рассказов «Миниатюры» объединил в себе более двадцать произведений писателя,
печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.
В.Д. Карышева
сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна «Миниатюры». Дочь
Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала для книги шрифт, бумагу
и прочее. [16,150]
Куприн горячо
сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему слабости, которые порой
изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.
Как уже
отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не равноценны. Но
какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения, в них все же при
более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая линия, связанная со
стремлением их автора раскрыть духовную красоту человека - труженика, человека
из народа, показать неприглядный облик «хозяев жизни». Эти характерные
особенности раннего творчества Куприна найдут отчетливое воплощение в его
первом крупном произведении – повести «Молох», который был посвящен Варваре
Дмитриевне Карышевой, жене приятеля Куприна Михаила Алексеевича Карышева,
инженера, служившего на Юго-западной железной дороге, а позднее переведенного
на Донбасс, куда позднее вместе с семьей своих приятелей переезжал также и
Куприн.
Выводы
Первые
рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще художественно
несовершенны, привлекают тематическим разнообразием, вниманием к простому
человеку, прославлением его нравственных достоинств – самоуважения, находчивости,
гордости. Куприн принадлежит к тем писателям, которые умеют заинтересовать
читателя сюжетом рассказа, поразить неожиданной развязкой. Но под час у него
внимание к маленькому человеку оборачивается сентиментальностью, а динамичность
повествования – внешней занимательностью.
В киевских
газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов. Наряду с
реалистическими произведениями, какими являются «Дознание» и «Ночлег»,
психологически тонкими рассказами, как «Негласная ревизия» и «К славе»,
чудесной полной большой человечности миниатюре «Allez», которой восхищался
Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые,
мелодраматические произведения: «Странный случай», «Каприз», типичные для
журналов и газет тех времен.
О «Миниатюрах»
Куприн позднее говорил, что без стыда не может вспомнить, столько в этой книге
было плохих рассказов. «Она, слава богу, не привлекла внимания даже безработных
провинциальных критиков… Разошлась она быстро благодаря пошлейшей обложке…» [12,29], но для читателя и исследователя она
очень ценна.
Прямо Куприн
говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он
призывает к человечности.
Он повсюду
искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего
совершенства и дать ему счастье. В поисках он шел по разным путям, часто
заблуждался, но в конце концов пришел к единственно правильному решению, что
только величайший гений социализма приведет к расцвету человечности в этом
измученном противоречиями мире.
Он пришел к
этому решению поздно, после трудной и сложной жизни, после дружбы и разрыва с
Горьким, после своего противоречивого и не всегда ясного отношения к
революционным событиям, после некоторой склонности к анархическому
индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный своим непрерывным
писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на родину, в Россию, в
Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими исканиями и раздумьями.
Украина
занимает видное место в творчестве писателя. И это не случайно. Многое в жизни
Куприна было связано с нею.
Военная служба
молодого выпускника Александровского пехотного училища протекала в Украине – в
Проскурове и Волочиске. «Поединок» - наиболее значительное из произведений
Куприна, в которых нашли свое воплощение впечатления тех лет. На украинском
материале написаны рассказы из крестьянской жизни, к которым впоследствии
присоединились и такие вещи, как «Олеся», «Конокрады», «Лесная глушь»,
«Серебряный волк», «На глухарей».
Не довелось
Куприну после возвращения на Родину побывать на Украине, в Киеве, в Одессе, в
Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней, где были созданы самые
известные его произведения.
Для читателей
Куприн остается одним из лучших представителей классического реализма, певцом
человеческой преданности и любви, верности и мужества, одним из самых любимых
русских писателей.
Мы должны быть
благодарны Куприну за все за его глубокую человечность, за его тончайший
талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа
и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого
незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.
Список использованной
литературы
1.
Афанасьев
В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972
2.
Афанасьев
В.А. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк» гос. из-во
«Худ.лит.». - М., 1960
3.
Берков
П.Н. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк» Из-во Академия
наук СССР. – М., - Л., 1956
4.
Волков
А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981
5.
Дейч
А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969
6.
Крутикова
Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во «Просвещение». - Л., 1971
7.
Кулешов
Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е.. - М., 1987
8.
Кулешов
Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983
9.
Куприн
А.И. листригоны: Рассказы,
очерки, воспоминания. – Симферополь: Таврия, 1984
10. Куприн А.И. Собрание
сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. - М., «Худ.лит.», 1973
11. Куприн А.И. Собрание
сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. Вступительная статья
Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. І-ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. -
М., «Худ.лит.»,1970
12. Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975
13. Михайлов О.Н. А.И.
Куприн.-М.,1981
14. Паустовский К. Поток жизни.
Заметки о прозе. – К.,1985
15. Смирнова Л.А. История
литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997
16. Хинкулов Л. На рубеже веков
(Александр Куприн)// Хинкулов Л. Золовые ворота Киева. - К., 1988
17. Хінкулов Л. Олександр
Іванович Купрін // Хінкулов Л. Літературні зістрічі: Розповіді про
письменників у Києві. -К.,1980