Рецезия на повесть Ф. М. Достоевского 'Белые ночи'
Рецензия на повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
Я прочитал повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
Она мне очень понравилась, хотя, если честно сказать, я ожидал совершенно
другой развязки событий, я даже очень хотел, чтобы все закончилось по-другому.
И, это, возможно, то, что делает произведение интересным и увлекательным.
В самом
начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из
петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с
Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на
первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью, и тут, сам того не замечая,
мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она
понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор
раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, обмана,
предательства. И вот, когда мечтатель и Настенька уже признались друг другу в
своих чувствах, как появляется третий герой, о котором мы многое уже знаем из
рассказов Настеньки. Ей приходится делать тяжёлый, не только для себя, но и для
остальных героев выбор.
Именно
этот момент, с моей точки зрения, является самым кульминационным во всём
произведении. До этого мечтатель был очень счастлив: он был счастлив в своих
романах, которые он создавал в мечтах, а потом он встретил Настеньку. Но это
счастье, реальное, оказалось недолгим. Настенька всё-таки уходит с прежним
влюблённым, а мечтатель «долго стоял и смотрел им вслед…». Но почему же
мечтатель не подумал о себе, о своём будущем, о своём одиночестве и даже не
попытался ничего сделать, чтобы Настенька осталась с ним? Может быть, всё дело
в нём самом, в его характере?
Мечтатель
знаком со всем Петербургом, но как знаком? За все восемь лет, что он уже живёт
в Петербурге, он ещё не свёл ни одного знакомства. Зато ему знакомы все дома,
улицы, и, как он считает, он знает многих людей. Он относит себя к
определённому типу людей. Он говорит, что мечтатель – какое-то существо
среднего рода. Он живёт своей жизнью, он сам является художником своей жизни,
но это только в мечтах. Он даже влюблен в какую-то девушку, в свой идеал,
который представляется ему в романах. И вот этого мечтателя, который далёк от
реального мира, судьба сводит с Настенькой.
Настенька
жила со своей слепой бабушкой. И один раз, за то что Настенька что-то нашалила,
бабушка пришпилила её платье к своему. Так Настенька и сидела возле бабушки, но
появился и них новый жилец. В него-то и влюбилась Настенька. Она даже пошла к
нему перед отъездом, но он оказался порядочным человеком и не взял её с собою,
а только пообещал ровно через год приехать за ней. Но основные качества героев
мы увидим в конце произведения.
Сама
повесть «Белые ночи» построена очень интересно. Здесь главы называются: «Ночь
первая», «Ночь вторая» и т.д. В тексте очень много художественных приёмов.
Автор часто использует приём параллелизма: почти каждая глава начинается с
описания природы, и мы заранее можем знать, как закончится эта глава, печально
или весело.
В
повести, как мне кажется, нет резкого деления на отрицательных и положительных
героев. Я не виню Настеньку за то, что она оставила мечтателя опять наедине со
своими мыслями. Она поступила так, как велело ей её сердце. Сам мечтатель тоже
её не винит в этом: «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на
всю жизнь человеческую?..».
Но я
виню, я, может быть, в какой-то мере презираю мечтателя. На мой взгляд, он мог
сделать так, чтобы Настенька осталась с ним, и он должен был проявить хоть
каплю настойчивости, он имел на это все права. Он, я бы сказал, заслужил это.