Тема поэта и поэзии у А.С. Пушкина
Тема поэзии у А. С. Пушкина.
Одной из
центральных тем в Пушкинской поэзии является тема музы. Имя Музы, античной
богини, покровительницы и вдохновительницы поэтов, отсылает нас ещё к временам
Гомера: «Муза, воспой Ахиллеса, Пилеева сына». В новое время (XVI- XIX в) муза становится символом традиций, той
цепи, которая связывает живущих поэтов с умершими, новые произведения с
образцами. Пушкин продолжил древнюю традицию обращения к музе, осмыслил её и
завершил.
На первом этапе
своего творчества (1810-е годы) Пушкин- продолжатель традиций. В программном
стихотворении «К Жуковскому» (1816) он, совершая древний поэтический ритуал,
присягает на верность музам: «Я с трепетом склонил пред музами колени…// Мой
жребий вынул Феб, и лира мой удел». Традиционный выбор, который стоял перед ним
в юношеские годы, был между «унылой», «весёлой» и «торжественной» музой.
«Весёлая» вдохновляла на песни во славу Вакха и Венеры, «унылая»- на
элегические любовные исповеди, «торжественная»- на одические прославления,
обличения и призывы. Друзья- декабристы призывали Пушкина сделать выбор в
пользу вольнолюбивой оды. Поэт же решил по-своему и не отказался ни от одной из
муз. При этом все три музы были объединены одной страстью Пушкина- стремлением
к свободе.
Свобода раннего
Пушкина многолика. В шутливых посланиях её синонимами являются «праздность» и
«разгул», музы здесь- «милые и молодые», в одном ряду с «ленью» и
«легкомысленной любовью», творческая свобода здесь сродни буйной вольнице
перов, Феб (в античной мифологии покровитель творчества) рядом с Вакхом (богом
вина). В лицейские и ранние петербургские годы свобода впервые открылась
Пушкину в своеволии разгула, за стаканом вина, в ветреном волокитстве, овеянном
музой XVIII века. И в то же время муза юного Пушкина могла
становиться грозной и строгой. Так, в «Вольности» поэт призывает возвышенную
одическую музу- свободы гордую певицу.
Со второй
половины 20-х годов Пушкин уже не просто продолжает традицию, а осмысливает её.
«Я понять тебя хочу, // Смысла я в тебе ищу»,- так писал Пушкин о загадке жизни
(«Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы», 1830 г.); та же воля к
глубинному знанию движет поэтом, когда он обращается к загадке музы. Муза для
зрелого Пушкина есть метафора поэтического служения и поэтической свободы,
служения высшему, свободы от «черни», «толпы» и «низких истин».
Идея служения глубоко традиционна, она
исходит из представления о божественной природе поэзии; Пушкиным же эта
традиционная идея выстрадана в полной мере и додумана до конца. Да, Пушкин говорил
то, что до него уже не раз говорилось: певец-«богом избранный», лира его-
«священна»; но при этом взгляд поэта на место поэзии и поэта в мире- предельно
трезвый. Если в ранний период Пушкин, следую традиции, писал о всесилии музы
(«Хочу воспеть свободу лиру, // На троах поразить порок»- «Вольность», 1817),
то уже в конце 20-х годов он отрицает даже полезность поэзии.