Психологизм в русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене
Психологизм в
русской литературе. Лекция из курса проф. В.Гудонене
# 1. ТИП. ХАРАКТЕР.
ЛТЧНОСТЬ. СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА.
Писатель,
уделяющий особое внимание среде, социальным мотивам поведения,
создает
характкры-типы (Гоголь: вещи, окружающие персонажа, несут отпечаток
его души). Мир
героев Гоголя механичен, поэтому активен рассказчик. Это
примета натуральной
школы (Некрасов, Даль, Тургенев).
Однако уже у
Тургенева - осложненные характеры, социально-психологические
типы ("Хорь и
Калиныч").
В дальнейшем
(Достоевский, Толстой) социальное играет подчиненную роль,
главное внимание -
на показ тайников души; микромир человека берется в
единстве и
взаимосвязи с объективным бытием. "Психологическая реальность".
Писателей теперь интересует
не столько характер, сколько личность,
общечеловеческая
природа индивидуальности.
Характер - внешняя
сторона личности, а личность надалена не только
сознанием, но и
самосознанием, способностью развиваться , даже выходить из
под контроля автора
(Базаров, Раскольников, Анна Каренина и т.д.).
Самосознание -
свойство зрелой личности. Это часть мироощущения и
миропонимания,
обращенная на себя. Чем интенсивнее мыслительные процессы,
тем сильнее
рефлексия (мышление, развернутое на себя), осмысленнее и
самооценка своего
внутреннего мира.
1) САМОПОЗНАНИЕ. В
детстве мир человека нерасчлененный, он слит с его
собственной
жизнью. По мере развития рефлексии - понимание, что мое "Я" -
лишь часть этого
мира, и наконец - "различение" себя и мира.
2) САМООТНОШЕНИЕ -
эмоционально-ценностное отношение к себе и к тому, что
человек узнает о
себе (самокритичность, обидчивость, совестливость,
самолюбие). В этих
самооценкох отражается значимость личности для себя
самой.
3) САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ
- самоконтроль личности.
В философии
независимость личности, "самозаконность" - связана с
кантовской
философией "долженствования": самодисциплина, самообладание,
способность быть
себе господином.
Такая личность,
творящая себя, всегда в движении, в развитии.
# 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПИСЬМА И ИХ ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ.
Психологизм осуществляется в форме прямых
авторских размышлений или в форме самоанализа
героев,
или косвенным образом - в изображении
их жестов, поступков, которые должен аналити-
чески истолковать подготовленный автором
читатель (Гинзбург)
Основные формы Псл анализа возможно разделить
речь, образы памяти и воображения) и извне -
интерпритация писателем выразительных
особенностей речи, речевого поведения, мимичес-
кого и других средств внешнего проявления
психики (Страхов)
"Суммарно-обозначающая" форма: писатель сам
кратко называет те процессы, которые происходят
во внутреннем мире, но не прослеживает сам
процесс
протекания чувства (Есин)
Три основных формы
психологизма:
1) Всеведущий автор
не только сам называет чувства, но и комментирует их,
повествуеит о них в
форме косвенной речи, использует психологические
детали, портрет,
пейзаж, музыку.
2) Внешняя форма
изображения характеров извне, или косвенный психологизм -
это описание
особенностей речи, мимики, жестов, движений и других признаков
внешнего проявления
психологии.
3) Изображение
характеров изнутри или прямая форма психологического
изображения. Путем
самораскрытия воссоздается поток мыслей и чувств в
сознании и
подсознании персонажа (внутренний монолог, поток сознания, сон,
исповедь, дневник).
одновременно. Это
требует дополнительных усилий читателя: он, вступив в
соавторство, сам
воссоздает недостающие звенья в психологическом рисунке
душевной жизни
персонажа.
Пример, где все
формы изображения даны в чистом виде и последовательности-
эпизод из
"Войны и мира", где Николай растов на поле Аустерлицкого сражения
неожиданно
встречается с обожаемым им государем (том 1, ч.3, гл.18).