Искусство древней Индии
Сообщение по МХК
По теме
«Искусство древней Индии»
Выполнил:
______________________
______________________
2006
В древности Индия славилась на весь мир как страна удивительных
чудес, несметных природных богатств и замечательных ремесленных изделий. Оттуда
вывозили дорогие пряности, драгоценные камни, красивые изделия из слоновой
кости, самую прочную булатную сталь, лучшие краски, среди них синюю – индиго.
Но больше всего ценились индийские ткани их хлопка, их называли «сотканный
воздух», так тонки и прозрачны они были.
В III в. до н. э., при могущественном царе Ашоке, почти
весь полуостров Индостан и ряд соседних стран были объединены в гигантскую
империю. До наших дней сохранились сооружения из камня: небольшие храмы и
кельи, вырубленные в скалах, погребальные буддийские памятники – ступы и
отдельные мемориальные колонны, увенчанные скульптурами животных.
Ступы строились из кирпича и камня и имели вид полушария,
окруженного оградой с четырьмя воротами.
Религией рабовладельческого строя был буддизм.
В Индии каменная скульптура служила украшением архитектуры и чаще
всего создавалась в виде декоративных горельефов. Каждая фигура в них была
неразрывно связана с другими изображениями. Позы, движения и жесты людей на
горельефах на редкость выразительны и изящны. В этом проявилось влияние на
скульптуру искусства танца, широко распространенного и любимого в Индии с
древнейших времен.
Изредка встречалась в Индии и круглая скульптура. Такова
знаменитая Львиная капитель, когда-то венчавшая огромную колонну, поставленную
по велению царя Ашоки в городе Сарнатхе в память первой проповеди Будды. Эта
капитель, изваянная в виде четырех львов, как бы сращенных спинами, служила
опорой для большого Колеса Закона – символа учения Будды.
Еще при Ашоке в скалах начали высекать пещерные храмы и кельи для
отшельников. Они были невелики и воспроизводили в камне деревянные жилые
постройки. Позднее, в I в. до н. э., в Карли была создана самая
большая в Индии пещера. Этот буддийский храм – чайтья – имеет в длину 38
метров.
Он вырублен в уединенном и живописном месте: в склоне каменистой
горы над просторной чашей равнины, окруженной холмами. Все чайтья имели один
план: продолговатый зал делился двумя рядами мощных колонн на три «корабля»,
или нефа. Из них средний – просторный, а два боковых – узкие и низкие, по ним
можно было обойти вокруг зала. На дальнем конце зала, противоположном от входа,
находилась ступа. Капители колонн чайтья в Карли изваяны в виде мужчин и
женщин, парами восседающих на коленопреклоненных слонах. И все это высечено из
цельного массива скалы с большим мастерством и по единому замыслу архитектора и
скульптора!
В северо-западной Индии, в районе древней Гандхары, найдено много
прекрасных скульптур, созданных начиная с I в. н. э. Это
главным образом изображения Будды. Гандхарская скульптура сильно отличается от
скульптуры других областей Индии первых веков нашей эры. В ней заметно влияние
греко-римского искусства. Фигуры стоящего Будды позой и одеянием напоминают
статуи римских императоров, философов или греческого Аполлона. Эти статуи были
изваяны мастерами-греками, жившими в Индии и принявшими индийские религии.
Постепенно индийские ученики греческих мастеров стали создавать статуи Будды в
соответствии с представлениями своего народа. Изваянные ими фигуры сидящего
Будды со скрещенными и прижатыми к телу ногами напоминают своей позой
изображения отшельников и философов Древней Индии.
IV – VI века - период расцвета древнего искусства
Индии. В это время север Индии (бассейн Ганга) был объединен в могущественное
государство, управляемое царями династии Гуптов. Искусство, сложившееся в эти
века на севере страны, распространилось и южнее. Замечательные образцы живописи
этого периода сохранились в буддийских пещерных храмах и монастырях в Аджанте.
Там, начиная со II в. до н. э. на протяжении девяти веков было
создано 29 пещер, стены, потолки, и колонны которых расписаны сценами из
буддийских преданий и легенд и украшены скульптурой и резьбой. Аджанта была
одним из центров не только буддийской религии, но и науки, искусства. Теперь
Аджанта – символ величия древней культуры Индии. Там бывает много туристов со
всех стран мира.
Росписи в Аджанте – это наглядная энциклопедия жизни Древней
Индии, созданная в высокохудожественной и поэтической форме. Сцены быта разных
сословий, исторические события и предания буддизма, детство Будды, волшебные
персонажи изображены на древних стенах. Радостное восприятие жизни, любовь к
человеку и природе, ощущение единства всего живого – отличительные черты
искусства Аджанты.
Когда в VII – VIII в.в. рабовладельческий строй в Индии
сменился феодальным, усилилась власть касты жрецов-брахманов, стремившихся с
помощью искусства утвердить свое религиозное учение. Под их воздействием и в
связи с новыми условиями жизни сильно изменилась храмовая скульптура Индии.
Все чаще стали появляться символические образы богов, поражающие
своей фантастичностью, с несколькими головами и руками. Вместо Будды теперь
стали изображать Брахму, Вишну и Шиву, а также многие второстепенные божества
религии индуизма, сменившей буддизм.
В пещерном храме VIII в. на острове Элефанта близ гавани Бомбея
высечен из скалы гигантский бюст трехликого Шивы почти 6 метров высотой. Три
лика Шивы означают его троякую природу: его незыблемое бытие, ярость и милость.
Часто Шива Натараджан (бог танца) представлен танцующим,
попирающего ногами карлика – демона зла. Это олицетворение религиозного учения
о том, что Вселенная вечно движется, а Шива – ее энергия и источник движения.
С VIII века появляется тип храма-горы в виде башни,
проявление религии джайнизма, возникшей одновременно с буддизмом.
Когда знаменитый русский землепроходец тверской купец Афанасий
Никитин в XV веке побывал в Индии, он увидел там храмы другой
широко распространенной в Индии религии – мусульманской: это были мечети, а
также мавзолеи, которой в древней Индии не было. Эта новая индо-мусульманская
архитектура обогатила искусство Индии и сделала его еще более разнообразным по
форме и содержанию. Замечательный образец индо-мусульманской архитектуры –
беломраморный мавзолей Тадж-Махал в Агре.
Тадж-Махал, древние буддийские и индуистские храмы и украшающая их
скульптура и живопись – гордость индийского народа, создавшего самобытное
великое поэтическое искусство.
Список использованной литературы:
1.
Древняя Индия в период
расцвета. ( ДЭ т. 8).
М., «Педагогика», 1977.
2.
Искусство Древней Индии.
( ДЭ «Искусство»)
М., «Просвещение», 1979.
3. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира.
М., «Просвещение» 1971.