Роль Арестотеля в риторике
Аристотель
Аристотель (384-322 до н.э.) – греческий философ, «величайший мыслитель
древности», древнегреческий философ и ученый-энциклопедист.
Аристотель родился в Стагирре, он является сыном врача и
естествоиспытателя Никомаха.
В 367 до н.э. переехал в Афины. В течение 20 лет посещал академию Платона,
сначала учеником, а потом и собеседником.
В 335 до н.э. основал собственную школу, названную перипатетической,
или Ликеем. Он вместе со своими учениками даёт 158 видов устройств государства.
Он профессиональный учёный и учитель. Аристотель был авторитетен, и являлся
наставником Александра Македонского.
Аристотель обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и
ряда других дисциплин, в том числе и риторики. Его важнейшие сочинения:
«Метафизика», «Физика», «О душе», «Этика», «Политика», «Категории», «Аналитика I», «Аналитика I I».
В своих сочинениях Аристотель
рассматривает важнейшие философские категории:
- количество и
качество;
-место и время;
-причина и следствия;
-форма и содержание
вещей…
Говоря о вещах, Аристотель
выделяет и группы причин этих вещей:
-её форма -
"что это? "
-материя, то из
чего это состоит…
Аристотель написал
труд "Об искусстве риторики", или "Риторика" написанном
около 330 г. до н.э., сочинение состоит из трёх книг.
В отличие от
предшествующих софистических руководств, построенных по принципу хрестоматий,
где лучшие образцы риторического искусства предназначались для заучивания
неофитами, Аристотель создал стройное теоретическое учение о принципах достижения
прекрасного в области словесного творчества.
В первой книге
рассматривается предмет риторики, которая определяется, как "способность
находить возможные способы убеждения относительно каждого данного
предмета…".
Аристотель выделяет
три вида таких способов:
"одни из них
находятся в зависимости от характера говорящего";
"другие - от
того или другого настроения слушателя";
Во второй книге
"Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих
доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и
благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте,
происхождении и общественном положении слушателей, учит приёмам убеждения и
отводит много места логическим доказательствам.
Третья книга
"Риторики" посвящена самой речи. Большое внимание уделяется стилю,
который ставится в зависимость от предмета изложения.
Аристотель поднялся
на голову выше своих предшественников; он не только учел, а обобщил сделанные
ими наблюдения, но и предложил формулу сущности поэтического жанра и свод
требований, которым должны удовлетворять разные аспекты поэтического
произведения". Оба трактата Аристотеля "Поэтика" и
"Риторика" составляли целостное учение об идеальной норме словесного
выражения (только в "Поэтике" Аристотель больше внимания уделял
поэтическим, "художественным" жанрам — эпосу и трагедии, а в
"Риторике" обратился непосредственно к теории аттической прозы —
опыту ораторского искусства, накопленного в течение полутора столетий практикой
греческой риторики).
Аристотель
настаивал на естественной убедительности истины, а в ораторском искусстве
видел способ сделать эту истину наиболее очевидной большинству людей:
"...люди от природы в достаточной мере способны к нахождению истины и по
большей части находят ее... Риторика полезна, потому что истина и
справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если
решения постановляются не должным образом, то истина и справедливость
необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно
порицания".
Высказывания Аристотеля:
"Говоримое,
должно быть рассчитано на слушателя и сказано правильно, то есть верно, и
притом неожиданно".
"Не убеждать,
но в каждом отдельном случае находить способы убеждения".
"Платон мне
друг, но истина дороже".
"Порядочность
и порядочный человек - это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет
законное право".
"Сознательный
— это человек, способный судить о том, что пропущено законодателем, и
понимающий, что опущенное, тем не менее, справедливо".