Ника Самофракийская
Эпоха эллинизма
Крылатая Ника («Победа») одна из прекраснейших
статуй эпохи эллинизма.
Среди жанров эпохи эллинизма важное место
занимают декоративные статуи, украшавшие сады и парки, царские дворцы и виллы.
Широкое распространение получают многофигурные группы с запутанным
мифологическим сюжетом. Вкусам эпохи в равной мере отвечают как драматические
образы, так и откровенно чувственные. Все это свидетельствует о расширении
кругозора скульпторов.
Искусство эллинизма ярко и полно отражало
идеи, волновавшие людей той бурной эпохи. Мастера чутко реагировали на
настроения общества, несмотря на все возраставшую в условиях монархических
режимов официозность, сохраняя в своих произведениях искренность и острую
злободневность господствовавших настроений и чувств. Эллинистическое искусство
оказало огромное влияние не только на характер много взявшего из его наследия
римского искусства, но было основой дальнейшего художественного развития в
таких областях Средиземноморья, как Египет, Сирия, Малая Азия, Балканский полуостров.
В длительный период четырех столетий, когда эти земли были римскими
провинциями, у населения их не угасало стремление выражать в произведениях
искусства свои чувства и настроения. Не случайно именно в этих районах пышно
расцвело впоследствии новаторское образами и формами, глубокое содержанием
памятников византийское искусство.
Эллинистические скульпторы любили волновать
зрителя своими произведениями. Экспрессивность движений, острота ситуаций в эту
эпоху особенно ценились.
Ника
Статуя богини победы была воздвигнута на
острове Самофракия в память морской победы над флотом сирийского царя. Фигура
богини стояла на высокой отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос
Боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде
представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах
крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.
Она, а точнее куски ее, были найдены
археологами 1863 году. Памятник хранится в Париже, в Лувре.
Она разная, в зависимости
от того, откуда на нее смотришь, но всегда –
летящая, крылатая Ника . У нее нет головы и рук - не нашли, но это неважно,
ведь есть крылья. Ни на одной фотографии
передать ее полета не удается.
Ника Самофракийская.
Слепок. Паросский мрамор. Высота - 2,45 м.
III-II вв. до н. а. Париж, Лувр.
Мастер дает почувствовать дующий навстречу
Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды
богини, обрисовывают прекрасные формы могучей фигуры и заставляют вихриться
край ее плаща. Одежды Ники кажутся пропитанными солеными брызгами волн. Морская
стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах
статуи. Скульптурное произведение вырвалось из тех незримых оков, в которых оно
находилось прежде, существуя будто в ином пространстве. Окружающая зрителя
природа нашла теперь отзвук в самом изваянии. Рубеж, который остро
воспринимался в статуе Менады Скопаса и был нарушен резким движением руки
лисипповского Апоксиомена, здесь оказался преодоленным. Условность,
продолжающая сохраняться в образе крылатой женщины, оказалась близкой почти
осязаемой реальности. Свойственная эпохе противоречивость и контрастность
выступили с патетической силой в этом монументе, созданном в честь военной
победы.
МГАПИ
Отчёт по музею
на тему:
Ника Самофракийская
Сергиев Посад
2004г