Чуваши Самарской области
Этноним чуваш – самоназвание народа. Оно
является исходным для названий, данных чувашам соседними народами или
этническими группами: татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п.
Марийцы называют чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в
русских источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах
Русского государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую
литературу.
Расселение.
Основная масса чувашского населения расселена с другими народами в Среднем
Поволжье, Прикамье и на Южном Урале. Доля коренной национальности в Чувашии
составляет 68,4%.
Чуваши
подразделяются на три основные этнографические группы. Верховые (вирьял)
занимают северные и северо – западные районы Чувашии, низовые (анатри) - южные
и часть северо – восточных, переходная группа средненизовых чувашей (анат енчи)
– центральные и северо – восточные районы. В соседних областях, расположенных к
югу и юго – востоку от автономной республики, проживают чуваши, близкие по
материальной культуре к группам анатри и анат енчи. Встречаются отдельные села
выходцев из европейских районов.
Антропологический тип чувашей сформировался при интенсивном взаимодействии и
комбинации признаков, характерных для финноязычных народов Поволжья (так
называемый субуральский тип). Наибольшее сходство чуваши имеют с горными
марийцами. Заметно участие и монголоидных компонентов, возможно,
центральноазиатского происхождения, которые выделяются в антропологическом
облике северных чувашей. Население южных районов обладает более европеоидными
чертами и тяготеет к европеоидным группам Среднего Поволжья, в частности к
мордве.
Чувашский
язык образует булгарскую ветвь тюркских языков. В нем два диалекта: верховой и
низовой. Одним из наиболее заметных отличительных признаков верхового диалекта
является оканье; в низовом диалекте верховому оканью соответствует уканье
(верх. Орпа – «ячмень», низ. Урпа). Между диалектами расположена промежуточная
полоса переходных говоров.
В состав
чувашских гласных входят девят фонем, которые классифицируются по месту
образования (передние и задние), по степени подьема языка при образовании
(верхние, средние, нижние) и по участию губ (лабиализованные и
нелабилизованные). В отличие от большинства тюркских языков в чувашском языке
противоположение согласных по звонкости и глухости отсутствует. Но шумные
согласные четко противопоставлены сонантам. Характерной особенностью вокализма
литературного языка является закон небной гармонии гласных. В говорах верхового
диалекта имеется также губная гармония гласных. Важная особенность чувашского
вокализма – неустойчивость редуцированных гласных в слабой безударной позиции
они легко исчезают. В чувашском языке невозможно стечение гласных звуков. Между
ними либо вставляются согласные, либо один из гласных выпадает или заменяется
звукосочетанием.
Чувашский
язык отличается от остальных тюркских языков и некоторыми особенностями
синтаксического характера, например отсутствием характерных для других тюркских
языков аффиксов сказуемости при именах.
Чувашский
язык впитал в себя многочисленные иноязычные лексические заимствования
(персидские, арабские, татарские, марийские и др.). В результате тесных связей
с русским народом чувашский язык обогатился русскими лексическими
заимствованиями.
Чувашский
литературный язык оформился на основе низового диалекта.
Предками
чувашей явились племена поволжских финнов, так и тюркоязычные племена, булгары
и сувары, пришлые на Волгу с юга, из приазовских степей. В начале X века
на териитории среднего Поволжья и прикамь ими было создано первое
раннефеодальное государство – Волжская Бугария.
Результатом
процесса формирования народности явилось деление чувашей на две основные
этнические группы.
Со второй
четверти XIII в. Чуваши были подчинены монголо – татарами, а в
первой половине XV в. Окаались под властью казанского ханства. Чувашские
крестьяне относились к числу ясачных людей и управлялись ханскими наместниками
и чиновниками, чувашскими князьями, сотниками и тарханами. В эту эпоху
плодородные южные районы Чувашии разорялись набегами кочевых племен и были
превращены в «дикое поле». Земледельческое наследие, спасаясь от завоевателей,
вынуждено было переселиться в лесную местность между реками Цивиль и свияга;
здесь и начался процесс слияния верховых и низовых чувашей в единую народность.
Уже в XIII – XIV вв.
установились хозяйственно – культурные связи предков чувашей с русскими. В XV – XVI вв.
они значительно усилились. В 1551 году Горная сторона в результате народного
восстания отпала от Казанского ханства и добровольно перешла под власть
Русского государства. С этого времени и особенно после ликвидации в 1552 году
Казанского ханства чуваши тесно связали свою судьбу с русским народом.
Сооружение засечно – сторожевых линий в XVI – XVII веках позволило начать вторичное заселение
юго – восточных районов Чувашии.
Дальнейшая
история чувашской народности неразрывно связана с социально – экономическим и
политическим развитием России, в состав которой чуваши вошли в 1551году.
Результатом процесса закрепления крестьянских масс и насильственной
христианизации в XVII – XVIII веках явилась
массовая миграция чувашей за пределы их первоначального расселения – в
Заволжье, Приуралье и в Сибирь.
Освоение
чувашами Самарского Заволжья началось одновременно со строительством
оборонительных линий и правительственной колонизацией края, особенно усилилось
после разрешения 1736 года покупать башкирские земли – степные пространства за
Волгой.
Исторические
документы свидетелствуют о переселении в Самарский край изначально
представителей обеих этнических групп – как вирьял, так и анатри.
Для решения
вопроса этногенеза чувашского народа значительный интерес преставляет изучение
специфических культурно – бытовых черт.
По своему
покрою чувашская женская рубаха целиком принадлежит к типу туникообразной.
Старинная белая рубаха у чуваш по покрою близка к старинным рубашкам степных
народностей.
Что касается
вопроса о происхождении белой туникообразной рубашки у чуваш, то в полной мере
утвердительно сказать, что она булгарского происхождения, ибо наличие ее в
старину отмечается некоторыми авторами и у казанских татар.
Наиболее
древним типом рубашки у чувашей Самарского края исследователи считают рубашку
анат – енчи.
Главной
особенностью этой рубашки является домотканый белый холст, из которого ее шили;
к основным полотнищу пришивались дополнительные полосы по бокам, а также
прямые, гладкие рукава из одного полотнища, суженного у кисти. Свободному
движению рук способствовали пришиваемые к боковым вставкам и рукавам ластовицы.
Другой отличительной особенностью рубахи было обязательное оттенение продольных
швов, соединяющих основное полотнище с боковыми. Это осуществлялось двумя
способами: или легкой и узкой вышивкой шерстяной ниткой зеленого цвета,
расположенной вдоль шва, или лентой красной материи, нашитой на шов. Смешанная
шелково – шерстяная вышивка с преобладанием красного шелка располагалась вдоль
шейного и грудного разреза ворота, на груди, вдоль рукавов и по обшалагу их.
Нагрудная
вышивка «кеске» представляла собой две асимметрично расположенные по обеим
сторонам грудного выреза вышивки в виде крупных восьмиконечных звезд. Но кеске
можно было увидеть стилизованные растительные и животные моивы. На некоторых
рубашках кеске вышиались не с двух, а с одной стороны нагрудного разреза, на
другой стороне она заменялась положенной наискось полоской красного кумача.
Замужним
женщинам анат – енчи были известны рубашки, украшенные двумя ромбами из кумача
на груди по боеим сторонам грудного разреза. На девичьих рубашках ромб был с
одной стороны, а с другой шла наискось красная полоса. По самому грудному
разезу и вокруг кумачовых ромбов делали вышивку, которая постепеноо все уменьшалась
в размере.
Для белой
вышитой рубахи очень характерно ношение на поясе вышитых кусков ткани – «сара»
и кистей из шерсти и бисера, называемых «хуре».
Вторым типом
рубашки у чувашей самарского края была рубаха анатри. Отличительной, сразу
бросающейся в глаза. Особенностью этой рубахи является цвет. Она изготовляется
из домотканой сине – красной пестряди, в новой форме – из покупной материи,
ситца или сатина. Другой ее особенностью было отсутствие вышивки. Рубашка
анатри имеет прямые аналогии с татарской рубашкой. Дальнейшее изменение рубашк
связано с расширением волана так, что основная часть рубашки из 4-х полотнищ
доходила только до седины бедра, оттуда же начинались один за другим два
широких волана. Последний вариант пестрядийной рубашки преобрел вид настоящего
платья.
Последний
третий тип рубашки – так называемая вирьяльская рубашка, туникообразная, с
одним полотнищем и цельными без клиньев боковыми полотнищами, продольные швы не
окаймлялись, на плечах, до ластовки рукава шла узкая вышивка и пришивались
полоски узорного тканья.
Чувашский
женский костюм характеризовался большим коллическтвом разнообразных украшений
– шейных, нагрудных, поясных.
Обязательной
принадлежностью чувашского женского костюма являлись штаны. У верховых они по
крою были близки к мужским, у низовых – с широким шагом.
Верхней
одеждой чувашам обеих групп служили холщовые балахоны из холста и пустав из
тонкого сукна, кафтан
Традиционной
обувью были лапти, надеваемы у верховых чувашей на черные портянки, у низовых –
на вязанные чулки.
Головные
уборы чувашских женщин можно обьединить в следующие группы: платки, полотенца,
покрывала, шлемообразные шапки и конусообразные головные уборы.
Особый
интерес из старинных головных уборов представляет девичий головной убор –
тухья, символизирующий девственность. Тухья – шапочка – шлем из ткани или
кожи, шитый бисером или монетами с твердой металлической шишечкой наверху.
Сбоку прикреплялся хвост.
Большинство
орнаментальных мотивов в изобразительном искусстве чуваш финского
происхождения.
Чувашская
мужская одежда более простая по сравнению с женской, уже со второй половины XIX века
в связи с отходничеством быстро утратила традиционные черты и приобрела
городской характер. Кроме того, по мужскому народному костюму невозможно
выявить различие в одежде различных этнических групп чувашей.
В старину
нательной одеждой являлась холщовая рубаха (кепе), белая или из крашеницы и
пестряди, и штаны йем). Рубаха туникообразного покроя без воротника, с
боковыми клиньями. Навыпуск, подпоясывалась узким плетеным поясом. Зимой
поверх йем надевали того же покроя сытма из толстой крашеницы или сукна. Летом
в прохладную погоду поверх рубахи носили холщовый шупар, пустав из тонкого
сукна - короткую поддевку с сборами сзади.
Теплой
одеждой служи: сахман – поддевка со стеганой подкладкой до талии, керек – шуба
из овчин желтого или черного дубления, сшитая в талию с сборами или складками
асам – азям из толстого, плотно сотканного и валяного сукна и тулуп, как и
азям, имевший большой воротник шалью.
С давних пор
для решения вопроса этнической истории народов привлекались предания народов о
собственном происхождении.
1.
Бытовая культуры чувашей.-
Чебоксары,1985.
2.
Ведерникова Т.И.
Этнография и праздничная культура народов Самарского края.- Самара,1991.
3.
Волков Г.Н. трудовые
традиции чувашского народа.- Чебоксары, 1970.
4.
Вопросы материальной и
духовной культуры чувашей.- Чебоксары, 1986.
5.
история, археология и
этнография Чувашской АССР.- Чебоксары,1975.
6.
Народы Поволжья и
Приуралья: историко – этнографические очерки.- М, 1985.