Музыкальное телевидение
Особенности музыкального телевидения
Люди, работающие на музыкальном телевидении, — особые. Равно как и само музыкальное телевидение. Два дециметровых
канала — MTV и “Муз-ТВ” плюс многочисленные музыкальные
программы на центральных телеканалах — это особый мир со
своими проблемами, философией и внутренними конфликтами. Пока эти конфликты
невозможно заметить невооруженным глазом, но вполне возможно, что вскоре они
выплеснутся наружу. Весомо, грубо и зримо.
Основные функции музыкального телевидения — разлекать и
зарабатывать деньги. Следует заметить, что под музыкальным телевидением
понимают не трансляцию балета “Лебединое озеро” или юбилейного вечера Надежды
Бабкиной, а программы и каналы, замкнутые на поп-музыке. Именно они и создают
ту особую телевизионную экономику, которая является предметом внимания телезрителя.
Проблемы, стоящие перед производителями музыкальных
программ в посткризисный период, в общем-то, схожи с теми бедами, что
переживает сейчас все телевизионное сообщество. Снизились объемы поступлений от
рекламы, возникли сложности с запуском в производство новых программ,
приходится учиться жить по средствам — весьма скудным на сегодняшний день.
Особенности музыкального телевидения в России зачастую
позволяют решать эти проблемы весьма специфическим образом. Исторически
сложилось так, что музыкальным телевидением в этой стране занимаются компании,
работающие не только на телевизионном рынке. Музыкальные программы (а иногда и
целые каналы) создаются силами структур, занимающихся шоу-бизнесом в самом
широком смысле этого слова — организацией концертов,
выпуском дисков и т.д. Например, на сегодняшний день музыкальную политику на
первом канале определяют “Rise-Лис'С” и “ОРТ Рекордз”; Российское телевидение
снабжает музпродукцией фирма “АРС”; канал “Муз-ТВ” работает с фирмой Media
Star, а музыкальными программами ТВ-6 ведают многочисленные ЗАО, созданные под
крылом компании “ВиД” и лично Ивана Демидова и Александра.
У большинства этих компаний (за исключением, пожалуй,
музыкальных структур ТВ-6) в сфере шоу-бизнеса есть свои четко выраженные
интересы. Существуют артисты, с которыми эти компании работают на постоянной
основе, чьи концерты они организуют, чьи диски они выпускают. Несложно понять,
что и в том телевизионном пространстве, которое эти структуры контролируют,
интересы их “родных” артистов не учитываться не могут. Вообще работа с каждой
из этих компаний для артиста, стремящегося засветиться на телеэкране,
становится крайне выгодной: ведь любая из музыкально-телевизионных структур
учитывает не только свои интересы, но и интересы коллег-конкурентов по бизнесу.
Поэтому артист Х, которого раскручивает, к примеру, Media Star, непременно
появится не только в программах этой фирмы, но и на телевизионных площадках
других акул музыкального телевидения; Media Star, в свою очередь, непременно
поможет вышеупомянутым акулам с раскруткой их артистов.
РЕКЛАМА
НА МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ
Однако главный интерес, заставляющий шоу-компании
работать с телевидением, заключается не только и не столько в раскрутке
подконтрольных им музыкантов. Как и всякого телепроизводителя, эти компании
интересуют прежде всего поступления от рекламы, размещаемой в их программах.
Впрочем, слово “реклама” на российском музыкальном телевидении имеет не совсем
привычное для непосвященного значение. По логике телепроизводителей от
шоу-бизнеса, любой клип, размещаемый в их программах, —
это тоже в каком-то смысле реклама. Не раз доводилось слышать из уст облеченных
властью теледеятелей такого рода рассуждения: “Артисту необходимо заявить о
себе. Сделать это он может только с помощью телевизионной раскрутки.
Следовательно, за показы клипа необходимо платить. Ведь это же реклама для
артиста!” Таким образом, появление клипа (“музыкального рекламного ролика”) в
программе должно быть мотивировано соответствующей финансовой поддержкой.
Резоны для такого рода “работы с артистом” могут быть
самые уважительные. Производители — тоже люди, и им нужно
не только заработать на хлеб с маслом, но и профинансировать производство собственных
программ. “Деньги — не самоцель, а средство к
существованию”, — подмечает генеральный продюсер Media
Star Александр Толмацкий. Пока жизнь в стране не налажена, прокрутка клипов по
прайс-листу зачастую остается самым удобным способом окупить расходы.
Впрочем, упрек в сторону рекламных служб стоит адресовать
не производителям программ, а, скорее, самим телеканалам, которых ситуация с
заведомо проплаченными клипами тоже не слишком коробит — каналы
заранее просчитывают возможные поступления от музыкальных программ.
Как правило, канал заключает с компанией-производителем
договор, по которому получает гарантированную оплату за цикл музыкальных
программ. На первый взгляд, в этой схеме нет ничего зазорного — артистам есть где “раскручиваться”, производителям есть чем
финансировать производство, телевизионные каналы тоже не в убытке. Кстати, есть
и еще один плюс: ни производителю, ни каналу, окупившим за счет артистов
собственные расходы, нет смысла заботиться о качестве программ и звучащей в них
музыки. Однако это становится и заметным минусом. Равно как нет смысла
заботиться о рейтинге программы и привлекательности ее для рекламодателя. В
результате:
а) нам показывают ту музыку, которую мы не хотели бы
видеть и слышать;
б) разваливается, не родившись, музыкальная индустрия в
целом — артисты, чтобы окупить телевизионную раскрутку,
вынуждены требовать от звукозаписывающих компаний астрономических гонораров,
которые невозможно окупить никакими объемами продаж кассет и дисков. В такой
ситуации выживали только компании, допущенные к телевизионной кормушке,
наподобие “ОРТ-Рекордз” — они расплачивались с артистами
не гонорарами, а эфирами.
Появление телеканала MTV
Ровно двадцать лет назад мир проснулся от странных
звуков. Группа под названием “Buggles” пела занимательную песню Video Killed The Radio Star — “Видео убило радиозвезду”. В тот день она имела особый
подтекст: именно с нее начал вещание новый телеканал MTV (Музыкальное
телевидение), который торжественно обещал перед лицом всего мира сутки напролет
крутить сплошные видеоролики и прочие актуальные материалы из жизни
музыкального сообщества.
Затея многим показалась нереальной. Но многим и
понравилась. Вторых оказалось больше. Тогда и первые изменили свое мнение. В
общем, дело пошло. Теперь MTV — это империя. И есть масса
недовольных тем, что она существует.
Что плохого можно сказать об MTV? Чаще всего говорят,
что это музыкальный Макдоналдс. Обидно. Но съедобно. Еще говорят, что из-за MTV
музыка отошла на второй план, а на первое вышел видеоряд. На это особенно любят
жаловаться сами исполнители — причем не только некрасивые
и неталантливые, но и вполне заслуженные мастера вроде Дэвида Боуи. Но предложи
им сегодня бойкотировать MTV, не снимать клипов и не крутить их в эфире —
так ведь не согласятся.
Интернет забит сайтами, работающими только на то, чтобы
очернить, оклеветать, растоптать и смешать с грязью Музыкальное телевидение.
Делается это, надо сказать, весьма пламенно, убежденно и даже местами
талантливо. Но не очень эффективно. MTV смотрят во всем мире. Хотя, казалось
бы, вкусы британских и индийских меломанов сильно различаются. Но хитрость в
том, что в Британии и в Индии — абсолютно разное MTV.
Индийское MTV — это очень сильная штука: тамошние умельцы
поняли, что лучший видеоклип — это тот, который напоминает
фрагмент из фильма про двух близнецов, разлученных в детстве, а теперь
схлестнувшихся в смертельной схватке из-за девушки, которая окажется их
секретной сестрой и умрет от сильной дозы змеиного яда, подсыпанного ей в пищу
злой мачехой. Смотреть эти клипы даже русскому человеку приятно (первые два
дня), а уж страны третьего мира глядят их сутки напролет.
Понятное дело, после успеха MTV и другие подобные каналы
стали возникать по всему миру (в Штатах — VH1, в Германии — Viva, в России — МузТВ). Это достойные
конкуренты, но, посмотрев фильм “Беги, Лола, беги”, все критики дружно
отметили, что он снят “в клиповой эстетике MTV”, а не какого-нибудь другого
похожего канала. Вот что значит быть первыми.
За последние 20 лет музыку стали не просто слушать, но
и смотреть. Звучит странновато, но — факт. Радиостанции по-прежнему существуют,
несмотря на веселые похороны радиозвезд, устроенные 20 лет назад группой
Buggles. Но различие в увлечении радиоведущим, которого ты не видишь, и
телеведущим, который всегда наглядно перед тобой, все-таки есть.
М. ТЕКИЛОВ, музыковед.
Российский музыкальный телеканал
Впрочем, сегодня “ОРТ-Рекордз”, пользовавшаяся
сверхльготным доступом к эфирному времени, доживает последние дни. Вместо нее с
каналом ОРТ работает компания REAL Records, но уже на других, более
цивилизованных принципах. Единственным телевизионным каналом, не относящимся к
видеоклипам как к рекламным роликам — проще говоря, не
берущим за них деньги — остается на сегодняшний день
“MTV-Россия”. Отказ от традиционных для России методов работы был едва ли не
главным условием со стороны западных учредителей. Стоит снять шляпу перед
президентом канала Борисом Зосимовым — одному Богу
известно, чего ему стоило наступить на горло своим добрым отношениям с
бесчисленной армией российских продюсеров и артистов, привыкших к тем самым
“традиционным методам. Успехи канала впечатляют: его работникам удалось с
самого начала запустить два десятка оригинальных программ, создать
ультрасовременное оформление канала и, самое главное, выстроить в целом
музыкальный канал, притягивающий к себе внимание огромной части аудитории (в
первую очередь молодежи) и диктующий моду на музыкальном рынке.
Канал “Муз-ТВ”, возникший в 1996 году не без участия все
того же Бориса Зосимова, строит свою политику на несколько иных принципах. В
противовес MTV “Муз-ТВ” стремится сегодня стать именно российским каналом,
ориентируясь на вкусы широких народных масс. В начале этого года появились
сведения о вхождении в состав учредителей “Муз-ТВ” “Русского радио”;
соответствующие переговоры затормозились на начальной стадии, однако сам факт
такого предложения весьма показателен. Александр Толмацкий считает, что канал
необязательно должен быть модным и продвинутым: если он в фоновом режиме
работает в офисах, клубах и других присутственных местах, то это уже показатель
успеха. “Муз-ТВ” оставило в эфире минимальное количество западной музыки и
считает, что публике в регионах гораздо интереснее их продукт, а не кислотно-
молодежные программы MTV. К осени руководство канала готовит пакет новых
программ, собирается обновить межпрограммное пространство и довести
региональную сеть до 100 городов. Кстати, если верить Александру Толмацкому,
посткризисный обвал рекламного рынка на канале сказался меньше, чем на
конкурентах. Что же касается особенностей размещения клипов на “Муз-ТВ”, то
здесь ситуация мало чем отличается от общей картины. “У нас на канале
присутствуют все артисты, — уклончиво замечает Толмацкий. — Это не значит, что все они платят деньги”.
Вполне возможно, что специализированные музыкальные
каналы в России ждет блестящее будущее: по здравой мысли того же Толмацкого,
“музыкальные каналы интересны наиболее активной части населения — тем, кто ходит на концерты, тратит деньги на компакт-диски, аудио- и
видеотехнику и прочие потребительские товары. И рекламодатели рано или поздно
должны это понять”. Приоритет специализированных каналов перед музпрограммами
на обычных каналах может получить еще одно подтверждение, если музыкальные
программы исчезнут с центральных каналов. При всей неожиданности этой идеи в
ней нет ничего удивительного: как замечает Михаил Козырев, “на основных
телевизионных каналах западных стран клипов нет вообще. Существуют специальные
информационные программы, в которых могут появиться фрагменты из новых
видеороликов, но сами по себе музыкальные клипы показываются только на
специализированных телеканалах”. О возможности такого поворота событий говорить
пока рано, однако, по некоторым сведениям, руководство крупнейших центральных
телеканалов не прочь отказаться от сотрудничества с пришлыми шоу-структурами,
размещающими в эфире проплаченные клипы. И крайне сложно представить, что может
произойти, если эти намерения станут реальностью. С деньгами, которые крутятся
сейчас в этом бизнесе, расстаться всем его участникам будет тяжеловато.
Первый музыкальный ТЕЛЕканал в Беларуси
С первого марта на частоте телеканала "ТВ-6
Москва" в полном объеме начал вещание "Первый музыкальный"
телеканал.
Объем музыкального вещания составляет 19 часов ежедневно
(с 7.00 до 2.00). Телеканал транслируется через сети кабельного телевидения в
городе Минске. Обслуживает порядка 380 тысяч квартир (или около миллиона
минчан), включая абонентов и сети CosmosTV.
Необходимость создания музыкального канала назрела давно.
Во всех прилегающих государствах давно имеются подобные проекты. И в Беларуси
также существует большой спрос на музыкальное телевидение, что подтверждают
результаты маркетинговых исследований. Удовлетворить этот спрос намерены
создатели "Первого музыкального".
Нами заключены прямые соглашения с правообладателями
музыкальной продукции: Universal music, EMI, Warner music, BMG
entertainment, Sony music, СОЮЗ, АРС-рекордз, WVWVrec., Крем, Мистерия звука, CD-Land, NOX Music,
Снегири музыка, Квадро диск, Медиа стар и др. "Первый Музыкальный"
транслирует только лицензионное видео.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ
ПЕРЕДАЧИ НА РОССИЙСКИХ КАНАЛАХ
ПЕРВЫЙ КАНАЛ
Играй, гармонь
любимая!
Передача
выходит по субботам. Эфир длится 26 минут.
Утренняя звезда
Передача
выходит по воскресеньям в 9 часов утра.
Представляет
собой вокальный шоу-конкурс молодых дарований. Конкурс проводится в возрастных
категориях до 15 лет, а также от 15 до 22 лет, отбором участников занимается
команда музыкальных редакторов и балетмейстер. Оценивает выступления
профессиональное жюри, в которое приглашаются известные певцы, композиторы,
хореографы...
Ведущие
Юрий Николаев и Маша Скобелева. Режиссер-постановщик программы Татьяна
Михайлова.
Реальная музыка
Ведущий:
Александр Бергер
Передача
выходит по средам в 0.55.
Герои
программы "Реальная музыка" — самые яркие музыкальные персонажи, темы
программы — самые
интересные музыкальные события и тенденции шоу-бизнеса. Модный монтаж, стильные
декорации, профессиональная ведущая — все это отвечает самым высоким стандартам
качества, предъявляемым к музыкальной программе.
В
программе: репортажи со съемочных площадок видеоклипов, новинки музыкального
видео, интервью с признанными поп- и рок-звездами, а также околомузыкальные
новости за прошедшую неделю и аналитические сюжеты, в которых в доступной для
массовой аудитории форме рассказывается о хитростях большого шоу-бизнеса.
НТВ
"Всё сразу!"
“Все
сразу!” — это получасовой
экскурс в мир современного шоу-бизнеса: кино, музыка, мода, театр, спорт,
светские новости. Героями программы становятся звезды первой величины, чьи
имена создают тиражи глянцевым журналам и рейтинги передачам.
По
мнению авторов “Все сразу!”, сегодня шоу-бизнес влияет на общество куда больше,
чем политика и экономика. Именно поэтому кредо программы “Все сразу!” — “Развлечения — это серьезно!”
ВЕДУЩИЕ:
Петр
Фадеев
Родился
23 ноября 1972 года в г. Москве.
В
1995 году окончил Российский университет дружбы народов им. П. Лумумбы по
специальности “международная журналистика”. До 1995 года — внештатный сотрудник
Гостелерадио CCCР (программы “Киносерпантин”, “Тихий дом”), внештатный
корреспондент журнала “Столица”, газеты “МК”. С 1995 года – ведущий программы
“Те кто” на канале ТВ-6. С 2000 по 2001 г. был автором и ведущим программы “Петерс
поп-шоу” на ТВ-6. Курировал программирование канала. С февраля 2002 года –
руководитель и ведущий программы “Все сразу!” на НТВ.
Фекла Толстая
В
1994 г. окончила филологический факультет МГУ им. Ломоносова по специальности
“славистика”. Училась в Варшавском университете, после преподавала польский
язык в РГГУ. С 1995 училась на режиссерском факультете ГИТИСа (мастерская проф.
М. Захарова) С 1998 г. работала на телевидении ведущей программы “Времечко”
(ТВЦ) и телевизионным режиссером. Пишет для ежедневной “Газеты”. С февраля 2002
г. — ведущая
программы “Все сразу!” на НТВ.
"Пепси-чарт"
Передача
выходит по пятницам в 15.15 с повтором в воскресенье в 8:40.
Еженедельная
молодежно-музыкальная программа "Пепси-чарт" выходит на НТВ с 19
октября 2001 года.
В
каждом выпуске программы — национальный
независимый хит-парад (двадцатка), новости музыки и шоу-бизнеса, свежие клипы и
эксклюзивные интервью со звездами. Уникальная особенность программы — телемост между Москвой
и Лондоном, и прямые включения из других стран, сопровождающиеся живыми
выступлениями звезд российской и зарубежной сцены.
Программа
появилось в радиоэфире Великобритании семь лет назад, а затем вышла в телеэфир.
Сегодня Pepsi Chart выходит 36 странах мира, среди которых, помимо России — Ирландия, Швеция,
Финляндия, Австралия и страны Латинской Америки.
Главный
принцип программы — предельная
независимость и объективность хит-парада. Чарт составляется независимой
компанией Music&Media в Великобритании, которая является частью
международного медиа-концерна Billboard Music Group.
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
государственный университет
Факультет
журналистики
Музыкальное телевидение
Реферат
студентки
II курса 6 группы
специальности
литературная работа
Бильдюг Ольги.
Минск
2002