Развитие культуры 1920 – 1930гг.
Р Е Ф Е Р А Т
Тема: «Развитие культуры 1920 – 1930гг.»
Проверила: Хисамова О.В.
Выполнила: Бронникова Екатерина
г. Салават
2002 г.
Советский период в истории России продолжался 74 года: с октября
1917 года по август 1991 года. После победы Октябрьской революции
Советская
Россия предприняла грандиозную попытку воплотить в жизнь великие идеалы
просветительного гуманизма - свободу, равенство, братство, счастье,
солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следуя по буржуазно - капиталистическому
пути, решила совершить новая Россия, избрав пролетарско - социалистический
путь развития.
Революционные события в России стали также вызовом марксизму,
поскольку противоречили его фундаментальным положениям, согласно которым та или
иная общественная формация не уходит с исторической сцены до тех пор, пока не
исчерпает свой потенциал прогрессивного развития. Капитализм в России того
времени не только не исчерпал свои возможности, но еще только складывался и не
достиг даже зрелого состояния.
Хотя Россия в начале века занимала пятое
место в мире по общему экономическому уровню, в целом она оставалась страной
достаточно отсталой. К этому следует добавить то обстоятельство, что Россия к
началу строительства нового общества пережила три года участия в Первой мировой
войне, три революции и три года гражданской войны. Она была полностью
разрушена и представляла собой ужасающее зрелище. Никогда еще никакая другая
страна не испытывала такого истощения и опустошения.
Именно в таких, крайне неблагоприятных условиях начиналось строительство
социалистического общества и социалистической культуры. Все это прекрасно видел
и понимал главный вдохновитель строительства новой России - В.И. Ленин.
Ленин пришел к убеждению, что история и исключительные условия предоставили
России уникальный шанс: попытаться – пусть не без риска – построить
социалистическое общество и осуществить мечту о светлом будущем. Реализация
этого шанса продолжалась 74 года.
В развитии культуры советского периода России можно выделить три основных
этапа. Первый из них охватывает 1917 – 1932гг. В центре его
находился поиск новой культуры и путей ее построения, проходивший на фоне
широкого культурного плюрализма. Второй приходится на 1932 –
1956гг. и связан с процессом построения социалистической культуры, с культурной
революцией в условиях тоталитаризма. Содержание последнего этапа
(1956 – 1991) составляет исправление допущенных ранее просчетов и ошибок, поиск
путей к социализму.
Первый этап становления новой, социалистической культуры протекал в
исключительно трудных условиях разрухи, вызванной Первой Мировой и гражданской
войнами. Главными событиями данного этапа в социально – экономической сфере
стали гражданская война, НЭП и коллективизация. Несмотря на большие трудности,
первый этап оказался весьма интересным и насыщенным самыми различными фактами и
процессами.
Сразу после победы Октябрьской революции перед новой властью встал вопрос об
отношении к доставшемуся культурному наследию, о том, что следует охранять и
брать с собой в новую жизнь, в светлое будущее. В самом невыгодном положении
оказались религия и Церковь. Уже в декабре 1917г. Православная Церковь лишается
своих землевладений и значительной части собственности. В январе 1918 года
правительство издает декрет, в соответствии с которым Церковь отделяется от
государства, а школа от Церкви. Школьное образование исключило духовные
дисциплины.
По отношению к другим областям духовной культуры Советская власть проявляет гораздо
большую терпимость и заинтересованность.
Здесь
она руководствуется известными ленинскими положениями, согласно которым все
лучшие достижения культуры прошлого должны принадлежать и быть доступными
народу. Поэтому уже в 1917г. были национализированы Эрмитаж, Русский
музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. С
1918 – 1923гг возникло 250 новых музеев.
Для создания основ новой культуры Советская власть разрабатывает широкую
программу по ликвидации безграмотности, которая составляла 3\4
взрослого населения. Поэтому в 1919г., правительство принимает декрет, по
которому все население от 8 до 50 лет должно обучаться грамоте на родном или
русском языках. В 1925 году введено всеобщее начальное образование.
Формирование новой интеллигенции потребовало
резкого увеличения числа университетов и вузов. Чтобы облегчить получение
высшего образования, при вузах и университетах открывались рабочие факультеты
(рабфаки). В результате принятых мер к 1933 году по количеству студентов СССР превзошел
Англию, Германию, Австрию, Польшу и Японию, вместе взятых.
Такая форсированность в подготовке специалистов объяснялась не только
масштабами экономического и культурного строительства, но и спецификой
послереволюционной ситуации. Новое пролетарское государство относилось к
представителям старой интеллигенции подозрительно и настороженно, видя в них
явных или скрытых контрреволюционеров. Результатом такого отношения стала массовая
эмиграция русской интеллигенции. Страну покинули сотни и тысячи
высококвалифицированных ученых, инженеров, изобретателей и конструкторов,
значительная часть которых приобрела за рубежом мировую известность.
За пределами России оказались такие выдающие художники, как Ф. Шаляпин, С. Рахманинов,
И. Бунин, К. Коровин.
Поиск и становление новой культуры происходили в атмосфере интенсивной художественной
жизни. В России 20-х годов существовало множество разных литературно –
художественных течений, школ и группировок.
Пролеткульт – культурно–просветительная и литературно-художественная
добровольная организация возникла в 1917г. Ее теоретики – А. Богданов, В. Плетнев,
Ф. Калинин.
РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей, куда входили Ф. Гладков,
Ф. Панферов, А. Серафимович.
Были художники и писатели, которые предпочитали остаться «вольными стрелками».
Такими были М. Цветаева, С. Есенин, М. Булгаков, Е. Замятин, Б.
Пастернак, А. Платонов.
Особую роль в формировании социалистической культуры сыграл М. Горький
- признанный «буревестник революции», оказавший огромное влияние на
развитие культуры и искусства советского периода. В своих «заметках о революции
и культуре» он высказал глубокие мысли, назвав их «несвоевременными», о
серьезных опасностях, которые подстерегают русскую революцию в ее отношениях с
культурой. К сожалению, многих опасностей, о которых писал М. Горький, русской
революции избежать не удалось.
В 1922 -1924 гг. проводилось много дискуссий о формальном методе в искусстве,
благодаря им появилось большое число новых, хорошо известных и сегодня журналов: «Новый
мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Звезда» и другие.
Однако к концу 20-х годов, особенно в связи с началом коллективизации,
ситуация постепенно меняется. Число художественных течений начинает неуклонно
сокращаться. Некоторые из них уходят с исторической сцены естественным путем,
другие подвергаются давлению со стороны официальных органов. В начале 30-х
годов этот процесс ускоряется. От прежнего культурного плюрализма и
художественного многообразия практически ничего не остается. Поиски новой
культуры прекращаются: она оказывается найденой. В развитии советской
культуры начинается новый этап.